ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3764/18 от 12.11.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-3764/18

Решение

Именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего Варсанофьевой С.Г.,

при секретаре Ракисловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мамаева Дмитрия Геннадьевича к Главному управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконными действий, связанных с принятием на учет и о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22.09.2005 года с даты написания рапорта,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском Главному управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконными действий начальника и жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области, связанных с принятием его для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 01.11.2016 и отказом пересмотреть очередность принятия его на учет и о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее ЕСВ) с 22.09.2005 года с даты написания рапорта.

Мотивировал истец свои требования тем, что приказом начальника специализированной части от 22.11.2016 № 122-нс он уволен из федеральной противопожарной службы МЧС России, в период службы и после увольнения он не был обеспечен жильем, более того, после увольнения решением Свердловского районного суда г. Костромы от 12.09.2017 он был выселен из занимаемого служебного жилого помещения и вынужден снимать жилье для своей семьи. В конце ноября 2017 он обратился к начальнику ГУ МЧС России по Костромской области с просьбой произвести ему ЕСВ, в январе 2018 получил ответ, из которого следовало, что он принят на учет для получения ЕСВ с 01.11.2016 и будет обеспечен данной выплатой в порядке очередности. Так как в списках нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий он находился с 2005 года, то в августе 2018 он обратился к начальнику ГУ МЧС России по Костромской области с просьбой пересмотреть очередность принятия его на учет, установив дату 22.09.2005, и с учетом этого произвести ему ЕСВ. В сентябре 2018 он получил ответ, что будет обеспечен ЕСВ в порядке очередности принятия на учет решением жилищной комиссии, протокол от 11.05.2017 № 11, с 01.11.2016. С данным решением он не согласен, т.к. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии 09.12.2005, протокол № 2. так как на момент увольнения он не был обеспечен жилым помещением, написал рапорт о выплате ЕСВ, т.е. просто избрал способ обеспечения его жильем, поэтому считает, что датой принятия на учет должна считаться 09.12.2005.

В судебном заседании представитель административного истца Бакин А.В. требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Буланов А.Ю. иск не признал, пояснил, что Мамаев Д.Г. стоял на учете, как нуждающийся. Изменения в жилищном законодательстве произошли с 01.03.2005, если бы он подал рапорт до 01.03.2005, то он бы попал под программу государственного жилищного сертификата (ГЖС), в соответствии с которым после увольнения сотрудник уволенный, который был поставлен до 01.03.2005 года, пишет заявление о предоставление ему данного сертификата до 01 июля следующего года. Эти сертификаты обычно выдаются в следующем году с марта по сентябрь. На смену этой программы в 2012 году пришла другая программа, в форме единой социальной выплаты для приобретения жилья. Первый сотрудник был поставлен на учет по данной программе в январе 2013 года, с момента подачи так же рапорта. Условия этой программы прописаны в 369 постановлении Правительства и 283 ФЗ РФ. Там есть некоторые условия, которые нужно соблюдать, так же собирается определённый пакет документов, что и сделал гражданин Мамаев в 2016 году. Жилищная комиссия его рассмотрела и приняла его на учет. Он был включен в 2016 году в список. За 2013 год уже всем выплатили ЕСВ. Общая очередь составляет примерно 47-52 человека всего. Мамаев не может претендовать на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты с 2005, не положено. По ГЖС отдельная очередь. Служебное жилое помещение было предоставлено истцу по договору в период прохождения внутренней службы. Он не являлся военнослужащим, он являлся сотрудником внутренней службы.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.1 ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2013, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу статьи 4 указанного закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (ч.1).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч.7).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проходил службу в ФГКУ «Специализированная пожарная часть по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы по Костромской области» в качестве старшего прапорщика внутренней службы старшего инструктора по вождению пожарной машины – водителя, приказом от 22.11.2016 № 122-нс он уволен по п.2 ч. 1 ст.83 ФЗ от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении сотрудником предельного возраста).

В период службы истец на основании его рапорта от 22.09.2005 был поставлен на учет очередников, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий с момента подачи рапорта.

01.11.2016 истец подал заявление на имя председателя единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области от 11.05.2017истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления 01.11.2016 в составе семьи 2 человека.

Согласно ч.6 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 4 названного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).

Пунктом 5 названных правил определено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил

Пунктом 7 Правил установлено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Согласно пункту 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

Из приведенных нормативных положений следует, что предоставление сотрудникам и бывшим сотрудникам единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такую выплату, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на получение единовременной социальной выплаты. При этом предоставление сотруднику и бывшему сотруднику единовременной социальной выплаты по общему правилу осуществляется в порядке очередности принятия их на учет.

На учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец принят с даты подачи заявления с 01.11.2016 в соответствии с требованиями приведенных выше нормативных актов.

Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», впервые предусмотревший для определенной категории лиц право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вступил в силу с 01.01.2013 и обратной силы не имеет.

Доводы истца о том, что на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он должен быть принят с 22.09.2005 – даты подачи рапорта о поставке на учет нуждающихся в получении жилья, основаны на неправильном толковании закона.

Данный вывод следует и из содержания определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 № 2384-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав пунктами 23 и 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, согласно которому установление единой очереди для получения нового вида жилищной гарантии - единовременной социальной выплаты и формирование этой очереди с учетом времени подачи соответствующего заявления соответствует общеправовому принципу справедливости и природе жилищных гарантий, которые реализуются на основании волеизъявления граждан.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконными действий, связанных с принятием на учет и о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22.09.2005 года с даты написания рапорта отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца.

Судья - С.Г. Варсанофьева