ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3764/2021 от 22.09.2021 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3764/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2021 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гордеева И.И.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3764/2021 по административному исковому заявлению ФИО3 к Отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Солнечногорск о признании незаконным распоряжения №180-Р от 17.03.2020, обязании устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть заявление о включении ФИО3 в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений в г.о. Солнечногорск, восстановлении срока на обжалование указанного распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Солнечногорск о признании незаконным распоряжения №180-P от 17.03.2020, обязании устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть заявление о включении ФИО3 в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений в г.о. Солнечногорск, восстановлении срока на обжалование указанного распоряжения.

Административный иск мотивирован тем, что распоряжением №180-P от 17.03.2020 года Отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Солнечногорск ему незаконно отказано во включении в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений в г.о. Солнечногорск.

В судебном заседании административный истец требования поддержал, пояснив их по существу.

Административный ответчик Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Солнечногорск будучи надлежащим образом, уведомленный, представителя в судебное заседание не направил. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отказе в удовлетворении административного иска.

Изучив материалы дела, выслушав доводы административного истца, оценив собранные доказательства, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Солнечногорск Московской области №180-Р от 17.03.2020 г. отказано во включении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений в г.о. Солнечногорск. Основанием для принятия оспариваемого решения послужило то, что ФИО1 являлся гражданином Р. Узбекистан, гражданство РФ приобрел в возрасте 19 лет. Также, административным истцом не представлены документы, подтверждающие место жительство в Московской области более 5 лет; документы, подтверждающие, что заявитель не имеет собственности по прежнему месту жительства.

Частью 1 ст. 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии. с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из ла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся возможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае при обретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ст. 8 Закона Московской области, от 29.12.2007 г. № 248/2007-ОЗ, детям­сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 указанной статьи, имеющим место жительства в Московской области.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Московской области.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо обственниками жилых помещений, или являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Из представленных административным истцом документов и пояснений следует, что в феврале 2008 года у ФИО2 умер отец. Его мать решением суда лишена родительских прав. С 02 октября 2008 года (восьмилетнего возраста) административный истец является сиротой. 22 декабря 2008 года решением Главы Яккасарайского района города Ташкента административному истцу назначен опекун - ФИО5.

13 декабря 2014 года распоряжением Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Солнечногорскому муниципальному району «О постановке на учет, назначении ежемесячных денежных средств, ежегодного денежного пособия несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения», соответственно ФИО1 поставлен на учет, определено его место жительства - по месту проживания опекуна, по адресу: <адрес>

С 13 января 2014 года опекуну назначены ежемесячные пособия на содержание несовершеннолетнего, ежегодное денежное пособие на несовершеннолетнего, установлен контроль за расходованием выплачиваемых денежных средств.

24 октября 2014 года административному истцу выдан вид на жительство на право проживания в РФ. 12 февраля 2015 года административный истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> Достигнув призывного возраста, административный истец, являясь гражданином Российской Федерации прошел срочную военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ.

Таким образом, представленными документами подтверждается проживание административного истца на территории г. Солнечногорска Московской области более пяти лет к моменту обращения в органы опеки с рассматриваемым заявлением. На протяжении более шести лет до обращения с указанным заявлением к административному ответчику, административный истец состоял на учете, опекун получал установленные законном денежные выплаты, отчитывался за исполнение своих обязанностей.

Соответственно, вынесенное Отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Солнечногорск Московской области распоряжение №180-Р от 17.03.2020 года об отказе во включении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений в г.о. Солнечногорск следует признать незаконным.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1, далее - Кодекс).

Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным Кодексом (часть 7). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Из приведенных законоположений следует обязанность суда при установлении факта пропуска срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса выяснить причины такого пропуска.

В качестве уважительности пропуска срока на оспаривание распоряжения административного ответчика административным истцом указано: пандемия коронавируса в марте-мае 2020 года, а также призыв на срочную военную службу и ее прохождение с июня 2020 по 28 июня 2021. Эти обстоятельства судом признаются уважительными. При таких обстоятельствах, а также учитывая, что с настоящим административным иском ФИО3 обратился в суд 09.07.2021, суд приходит к выводу о возможности восстановления пропущенного срока на оспаривание распоряжения Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Солнечногорск Московской области №180-Р от 17.03.2020, поскольку считает, что у административного истца отсутствовала возможность на своевременное оспаривание указанного распоряжения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,-

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Солнечногорск Московской области №180-Р от 17.03.2020 «об отказе во включении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений в г.о. Солнечногорск», восстановив срок ФИО3 на оспаривание указанного распоряжения.

Обязать Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Солнечногорск Московской области устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть заявление ФИО3 о включении в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений в г.о. Солнечногорск.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца, с момента составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: И.И. Гордеев