ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3767/2021 от 06.10.2021 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-3767/2021

УИД: 92RS0002-01-2021-005154-62

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

6 октября 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Гавуры О.В.,

при секретаре Федоровой Л.С.,

с участием:

представителя

административного истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе административное дело по иску ФИО1 к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании незаконным решения,

у с т а н о в и л:

В сентябре 2021 года административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об обязанности переместить (демонтировать) самовольно размещенный объект некапитального строительства - металлический забор ориентировочной длины - 25 м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером , по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Данное требование вынесено на основании пункта 7 решения Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ-Д.

Административный истец считает, что требование Департамента городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ и пункт 7 решения Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ-Д, являются незаконными, поскольку административным ответчиком наличие документов о праве собственности истца не проверялось, что подтверждается указанием в требовании от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии правообладателя, несмотря на то, что ее право на жилой дом и земельный участок зарегистрировано в ЕГРН. У административного ответчика отсутствуют сведения, подтверждающие нахождение спорного металлического забора за границами принадлежащего истцу земельного участка. Просит признать незаконным требование Департамента городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности переместить (демонтировать) самовольно размещенный объект некапитального строительства - металлический забор ориентировочной длины - 25 м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером , по адресу: г. Севастополь, <адрес>, а также пункт 7 решения Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ-Д.

В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении заявленного административного иска, по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик явку уполномоченного представителя не обеспечил, направил отзыв на административный иск. Просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

В соответствии со Свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГФИО1 на праве собственности принадлежит жилой <адрес> в г. Севастополе, кадастровый . Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , который принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 1 Закона года Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В целях реализации указанного Федерального Закона порядок и условия принятия решения по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, земельных участков на территории города Севастополя, государственная собственность на которые не разграничена, и которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц (далее - земли города Севастополя), земельных участков, находящихся в муниципальной собственности от незаконно размещенных объектов, не являющихся капитальными, установлены Порядком взаимодействия органов исполнительной власти при организации работы по освобождению территории города Севастополя от незаконно размещенных объектов, не являющихся капитальными, демонтаже и (или) перемещении таких объектов, утверждённым постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок ).

Пунктом 1.3.2 Порядка определены документы, являющиеся основанием для размещения объектов (разрешительная документация):

а) в соответствии с законодательством Российской Федерации:

действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта;

действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства;

действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства, за исключением нестационарных торговых объектов;

действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;

свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта;

разрешение на строительство;

свидетельство о праве собственности на объект недвижимости, договор купли-продажи, дарения, мены и т.д. объекта недвижимости, оформленный и зарегистрированный в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент и в месте совершения сделки;

свидетельство о праве собственности на землю;

свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей;

свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей;

свидетельство о праве на наследство;

договор (купли-продажи, мены, дарения, аренды) или другая сделка в отношении земельного участка, совершенная в соответствии с законодательством, действовавшим на момент и в месте совершения сделки;

вступивший в законную силу судебный акт;

акт (решение, постановление), изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления Севастополя в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта;

иные документы, определенные законодательством Российской Федерации как документы, являющиеся основанием для начала строительных работ и (или) подтверждающие законность постройки или установки объектов;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на землю;

б) в соответствии с законодательством Украины до ДД.ММ.ГГГГ:

уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ;

свидетельство о праве собственности на объект недвижимости, договор купли-продажи, дарения, мены и т.д. объекта недвижимости, оформленный и зарегистрированный в соответствии с требованиями законодательства Украины на момент совершения сделки;

государственный акт о праве собственности на земельный участок, а с 2013 года - свидетельство о праве собственности на земельный участок;

государственный акт о праве постоянного пользования земельным участком;

договор купли-продажи (дарения) земельного участка с отметкой о регистрации (если при купле-продаже участка не менялись его границы и целевое назначение);

свидетельство о праве на наследство (если участок приобретен в собственность в порядке наследования);

иные документы, определенные законами Украины как документы, являющиеся основанием для начала строительных работ и подтверждающие законность постройки, установки объектов;

иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на землю.

Земля, находящаяся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, - все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.3.7 Порядка ).

Выявление фактов незаконного (самовольного) размещения объектов некапитального строительства осуществляется исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным осуществлять контроль (надзор) за соблюдением установленных требований в сфере городского благоустройства, в сфере земельного контроля (за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов) (подпункт 1 пункта 1.4 Порядка ).

Рассмотрение вопросов об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов) осуществляется постоянно действующей Комиссией по вопросам освобождения земель Департамента городского хозяйства города Севастополя (пункт 1.2 Порядка).

Приказом Департамента городского хозяйства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ОД создана Комиссия по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов)») (далее -Комиссия по вопросам освобождения земель).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом составлен Акт о выявлении незаконно расположенного объекта - Металлический забор, ориентировочной длины - 25 м, расположен в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером , по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Земельный участок, на котором расположены некапитальные объекты является государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Акт составлен на основании писем ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ и Севреестра 413/01-24-01-05/03/21 от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающей отсутствие правоустанавливающих/ правоудостоверяющих документов, а также договоров аренды на земельный участок под некапитальными объектами.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссия по вопросам освобождения земель, на котором принято решение (протокол -Д) освободить незаконно занимаемую городскую территорию, путём демонтажа незаконно размещенного некапитального объекта.

Протокол заседания Комиссии по вопросам освобождения земель передан сотрудникам Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя для организации дальнейшего исполнения.

Требование от ДД.ММ.ГГГГ о демонтаже или перемещении незаконно размещённого объекта в течении 10-ти рабочих дней размещено на некапитальном объекте, и размещено на сайте Правительства Севастополя на странице Департамента городского хозяйства города Севастополя.

Кроме того, обжалуемое Требование, исходя из его буквального содержания, не обладает признаками решения государственного органа, само по себе не порождает прав и обязанностей истца. Требование вынесено на основании коллегиального решения Комиссии по вопросам освобождения земель; отмена Требования не повлечёт каких-либо последствий, в частности в виде отмены решения коллегиального органа.

При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу об отказе в заявленных административных исковых требованиях ФИО1 к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании незаконным решения, поскольку Требование является законным, обоснованным, вынесенным в соответствии с процедурой, предусмотренной Порядком, и не нарушает права истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании незаконным решения – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя О.В. Гавура