Дело № 2а-3768/2021 (УИД 23RS0037-01-2021-006939-09)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 15 октября 2021 г.
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Чанова Г.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Масленко В.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Новороссийска Воробьевой О.А.,
административного истца Капустина Е.С.,
представителя административного ответчика - Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск Хрусталева А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей административного ответчика - Городской Думы муниципального образования город Новороссийск Ризаевой Э.Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Блинникова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Капустина Евгения Сергеевича к Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск, Городской Думе муниципального образования город Новороссийск о признании незаконными и отмене решения Городской Думы МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск, не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае»; решения Избирательной комиссии МО г. Новороссийск от 06.09.2021 г. № 128/7230-4 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Новороссийска по вопросу : «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?»; обязании Избирательной комиссии МО г. Новороссийск в пятнадцатидневный срок со дня вынесения решения суда зарегистрировать инициативную группу по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории города Новороссийска по вопросу «Вы за выборы Главы города Новороссийска путём прямого волеизъявления граждан?» с выдачей соответствующего регистрационного свидетельства,
УСТАНОВИЛ:
Капустин Е.С. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск, Городской Думе муниципального образования город Новороссийск признании незаконными и отмене: решения Городской Думы МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№; решения Избирательной комиссии МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании Избирательной комиссии МО г. Новороссийск в пятнадцатидневный срок со дня вынесения решения суда зарегистрировать инициативную группу по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории города Новороссийска по вопросу «Вы за выборы Главы города Новороссийска путём прямого волеизъявления граждан?» с выдачей соответствующего регистрационного свидетельств.
В обоснование заявленных требований Капустин Е.С. указал, что на основании протокола № собрания инициативной группы из числа жителей города Новороссийска о выдвижении инициативы проведения местного референдума на территории города Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ постановлено образовать инициативную группу по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории города Новороссийска по вопросу «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?» и выдвинуть инициативу проведения местного референдума на территории города Новороссийска по указанному вопросу; утверждена формулировка вопроса, выносимого на местный референдум; назначены уполномоченные представители инициативной группы – Капустин Е.С., ФИО6 и ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными представителями инициативной группы по проведению местного референдума в городе Новороссийске Капустиным И.С., ФИО6 и ФИО7 в Избирательную комиссию муниципального образования город Новороссийск представлено ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городе Новороссийске по вопросу «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?» с приложением протокола № собрания инициативной группы из числа жителей города Новороссийска о выдвижении инициативы проведения местного референдума на территории города Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ.
Рассмотрев данное ходатайство и установив, что состав инициативной группы и представленные документы соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок проведения местного референдума, Избирательная комиссия муниципального образования город Новороссийск своим решением от ДД.ММ.ГГГГ. № постановила направить настоящее решение, ходатайство и протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?» в городскую Думу муниципального образования город Новороссийск.
Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлено: признать вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск, не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Краснодарского края от 23.07.2005 г. № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае».
ДД.ММ.ГГГГ решение опубликовано на официальном сайте администрации МО г. Новороссийск и городской Думы МО г. Новороссийск.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ после рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городе Новороссийске от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных документов, постановлено : отказать в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Новороссийска по вопросу «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?».
ДД.ММ.ГГГГ решение опубликовано на официальном сайте Избирательной комиссии муниципального образования <адрес>.
Административный истец Капустин И.С. полагает, что оспариваемые решения – Решение Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ и Решение Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ – вынесены в нарушение требований Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае», являются незаконными, необоснованными и подлежащими отмене.
В административном иске указано, что в строгом соответствии с требованиями указанных законоположений ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа по проведению местного референдума в лице уполномоченных представителей Капустина И.С., ФИО6 и ФИО7 представила в ИКМО г. Новороссийска ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городе Новороссийске по вопросу «Вы за выборы Главы города Новороссийска путём прямого волеизъявления граждан?», отвечающее по форме и содержанию требованиям пунктам 3 и 4 статьи 8 Закона № 606-КЗ.
Рассмотрев представленное ходатайство с приложенным протоколом, ИКМО удостоверилась в действительности и достоверности сведений, указанных в ходатайстве, и пришла к обоснованному выводу, что состав инициативной группы и представленные документы соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок проведения местного референдума, после чего в установленном порядке направила материалы по проведению местного референдума в городскую Думу муниципального образования город Новороссийск.
В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона № 606-КЗ представительный орган муниципального образования, указанный в пункте 5 настоящей статьи, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 указанного Закона в порядке, установленном пунктом 8 настоящей статьи, и в срок, установленный уставом муниципального образования.
При этом требования и ограничения, предъявляемые законодательством к вопросам референдума, сформулированы в пунктах 5-7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктах 4-6 статьи 5 Закона № 606-КЗ. Предложенный инициативной группой к постановке на местном референдуме на территории города Новороссийска вопрос «Вы за выборы Главы города Новороссийска путём прямого волеизъявления граждан?» в полной мере отвечает указанным законоположениям.
Так, указанный вопрос не ограничивает и не отменяет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод; не противоречит законодательству Российской Федерации и Краснодарского края, а равно сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно дать только однозначный ответ, неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решения исключается.
Равным образом, предложенный инициативной группой к постановке на местном референдуме на территории города Новороссийска вопрос не относится к числу тех, вопросов, которые в силу пункта 8 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ и пункта 7 статьи 5 Закона № 606-КЗ не могут быть вынесены на местный, референдум.
В нарушение требований действующего законодательства, городская Дума МО г. Новороссийск не уведомила о поступлении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума губернатора Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края и избирательную комиссию Краснодарского края; указание об этом отсутствует в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Какая-либо правовая экспертиза проекта нормативного акта городской Думы, необходимая для разрешения вопроса о соответствии/несоответствии предложенного инициативной группой вопроса к местному референдуму требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 5 Закона № 606-КЗ. на стадии принятия решения не проводилась.
Решение Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№, которым отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городе Новороссийске, также является незаконным, поскольку оно основано на незаконном решении городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, а кроме того, само по себе вынесено в нарушение требований действующею законодательства.
Каких-либо нарушений Федерального и регионального законодательства инициативной группой по проведению местного референдума в городе Новороссийске допущено не было, в оспариваемом решении ИКМО также не указано, какие нормы Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Устава Краснодарского края, настоящего Закона, иных законов Краснодарского края, устава муниципального образования нарушены инициативной группой при выдвижении инициативы проведения местного референдума.
Более того, ранее в решении от ДД.ММ.ГГГГ№ ИКМО дала оценку инициативе проведения местного референдума, сделав вывод о соответствии состава инициативной группы и представленных документов требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок проведения местного референдума.
В судебном заседании, до объявления перерыва, административный истец Капустин Е.С. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске, после объявленного судом по его ходатайству перерыва, в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом и при таких обстоятельствах судом продолжено судебное разбирательство в отсутствие административного истца Капустина Е.С.
Представитель Избирательной комиссии МО г. Новороссийск по доверенности Хрусталев А.А. административный иск Капустина Е.С. не признал и просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на письменные возражения о том, что ДД.ММ.ГГГГ в городскую Думу муниципального образования город Новороссийск поступило решение избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№, по вопросу рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. В ходатайстве о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума содержался следующий вопрос для вынесения на местный референдум: «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?».
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае» представительный орган муниципального образования не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов, обязан уведомить об этой инициативе губернатора Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края и избирательную комиссию Краснодарского края.
Уведомления о поступлении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов были направлены ДД.ММ.ГГГГ. Главе администрации (губернатору) Краснодарского края ФИО9 (исх. №), Председателю Законодательного Собрания Краснодарского края ФИО10 (исх. №), Председателю избирательной комиссии Краснодарского края ФИО11 (исх. №).
ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 часов на внеочередном заседании постоянного комитета городской Думы по законности, правопорядку и правовой защите граждан был рассмотрен вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск.
По результатам проведенной правовой экспертизы на соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск, постоянный комитет городской Думы по законности, правопорядку и правовой защите граждан установил, что перечень вопросов местного значения городского округа определён статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Определение порядка формирования органов местного самоуправления к вопросам местного значения не отнесено.
Основные принципы порядка формирования органов местного самоуправления в Краснодарском крае определены Законом Краснодарского края от 07.06.2004 № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» в рамках реализации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок формирования органов местного самоуправления не входит в перечень вопросов местного значения и определяется органами местного самоуправления, только в рамках установленных законом субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае», статьей 13 Устава муниципального образования город Новороссийск, в соответствии с Регламентом городской Думы муниципального образования город Новороссийск, постоянный комитет городской Думы по законности, правопорядку и правовой защите граждан решил:
признать вопрос «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?», предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск, не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае».
Соответствующий проект решения городской Думы «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск», в соответствии со ст. 56 Регламента городской Думы был внесен для рассмотрения на заседании городской Думы муниципального образования город Новороссийск, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 часов.
Рассмотрев внесенный вопрос, городская Дума муниципального образования город Новороссийск приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск, не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае».
Указанное решение городской Думы направлено в избирательную комиссию муниципального образования город Новороссийск, официально опубликовано в печатном средстве массовой информации (в газете «Вестник») и размещено на официальном сайте администрации и городской Думы муниципального образования город Новороссийск в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
В связи с чем, полагает, что требования административного истца о признании незаконным и отмене Решения Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ и Решения городской Думы муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ не подлежат удовлетворению.
Представители административного ответчика Городской Думы МО г. Новороссийск по доверенностям Ризаева Э.Ф. и Блинников А.В. административный иск Капустина Е.С. не признали и просили отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, заключение прокурора, считающего административный иск Капустина Е.С. необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации Конституционного права на участие в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Конституциями (уставами), Законами субъектов Российской Федерации, Уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в Городскую Думу МО г. Новороссийск поступило решение избирательной комиссии МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городе Новороссийске от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов».
Инициативная группа по проведению местного референдума в МО г. Новороссийск предложила для вынесения на местный референдум МО г. Новороссийск вопрос: «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?».
В соответствии с п. 7 ст. 8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае», представительный орган муниципального образования не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов, обязан уведомить об этой инициативе губернатора Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края и Избирательную комиссию Краснодарского края.
В судебном заседании установлено, что уведомления о поступлении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов, были направлены ДД.ММ.ГГГГ Главе администрации (губернатору) Краснодарского края ФИО9 (исх. №), Председателю Законодательного Собрания Краснодарского края ФИО10 (исх. №), Председателю избирательной комиссии Краснодарского края ФИО11 (исх. №).
Решением Городской Думы МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ. № вопрос «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?», предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск, признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае».
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Закона № 67-ФЗ в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования.
Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», комиссия, указанная в пункте 2 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отказывает инициативной группе по проведению референдума, в регистрации (пункт 11 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В соответствии с частью 3 статьей 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местный референдум это голосование граждан по вопросам местного значения. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского округа. С учетом положений федерального законодательства в статье 8 Устава муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края определены вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края.
Вопросы, которые заявителями Капустиным Е.С., ФИО6 и ФИО7 предлагалось вынести на местный референдум, в силу вышеуказанных положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования город Новороссийск, не относятся к вопросам местного значения и, следовательно, не могут быть вынесены на местный референдум.
На основании изложенного решением Городской Думы МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ вопрос «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?», предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск, обоснованно признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае».
Из части 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая содержит указание на то что, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, не следует, что вопрос об изменении порядка утверждения в своей должности главы администрации МО г. Новороссийск является вопросом местного значения, поскольку вопросы местного значения, как указывалось ранее, определены статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Основные принципы порядка формирования органов местного самоуправления в Краснодарском крае определены Законом Краснодарского края от 07.06.2004 № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» в рамках реализации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок формирования органов местного самоуправления не входит в перечень вопросов местного значения и определяется органами местного самоуправления, только в рамках установленных законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования.
Частью 7 статьи 5 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае» установлено, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы об избрании депутатов и должностных лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования (внесение изменений в устав) принимается представительным органом муниципального образования (статья 44), а принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (часть 7 статьи 22). Из чего следует, что вопросом, вынесенным на местный референдум, не может быть вопрос внесения изменения в устав муниципального образования.
Согласно пункту 11 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае», если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению референдума, в регистрации.
Следовательно, при наличии решения Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск» признавшей предлагаемый для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск вопрос: «Вы за выборы Главы город Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?» не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае», у избирательной комиссии МО г. Новороссийск возникла установленная законом обязанность отказать инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Таким образом, решение избирательной комиссии МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городе Новороссийске от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных документов» вынесено в пределах компетенции, в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании участников процесса, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Капустина Е.С. к Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск, Городской Думе муниципального образования город Новороссийск о признании незаконными и отмене решения Городской Думы МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№, и ФИО1 Избирательной комиссии МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ и соответственно в отказе обязания Избирательной комиссии МО г. Новороссийск в пятнадцатидневный срок со дня вынесения решения суда, зарегистрировать инициативную группу по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории города Новороссийска по вопросу «Вы за выборы Главы города Новороссийска путём прямого волеизъявления граждан?» с выдачей соответствующего регистрационного свидетельства.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Капустину Евгению Сергеевичу в удовлетворении административного иска к Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск, Городской Думе муниципального образования город Новороссийск о признании незаконными и отмене:
решения Городской Думы МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум муниципального образования город Новороссийск, не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае»;
решения Избирательной комиссии МО г. Новороссийск от 06.09.2021 г. № 128/7230-4 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Новороссийска по вопросу : «Вы за выборы Главы города Новороссийска путем прямого волеизъявления граждан?».
Отказать Капустину Евгению Сергеевичу в удовлетворении административного иска об обязании Избирательной комиссии МО г. Новороссийск в пятнадцатидневный срок со дня вынесения решения суда зарегистрировать инициативную группу по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории города Новороссийска по вопросу «Вы за выборы Главы города Новороссийска путём прямого волеизъявления граждан?» с выдачей соответствующего регистрационного свидетельства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.
Судья /подпись/ Г.М. Чанов
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2021 г.