ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-376/20 от 21.05.2020 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» мая 2020 года с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Богдановой Е.Н.,

при секретаре Биялиеве Н.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области к Благотворительному Фонду социальной помощи населению и охраны окружающей среды «Защита Волги» о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

Установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области обратилось в суд с указанным иском к Благотворительному Фонду социальной помощи населению и охраны окружающей среды «Защита Волги» с требованием о ликвидации организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая, что данный фонд был зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области 03 августа 2015 года за основным государственным регистрационным номером . В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьями 1,10,11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проведена внеплановая документальная проверка в отношении организации на предмет соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительным документов, и законодательству Российской Федерации, за период деятельности с 01.01.2017 по 08.07.2019.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения положений законодательства Российской Федерации: 1) В нарушение пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организацией осуществлялась деятельность по предоставлению в стационарной форме социальных услуг гражданам (предоставление нуждающимся площади жилых помещений, организация круглосуточного проживания людей пожилого возраста на платной основе, оказание медицинской помощи и др.), которая не предусмотрена уставом организации в качестве целей и видов деятельности. 2) В нарушение пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организация осуществляет приносящую доход деятельность, не предусмотренную уставом организации, и в нарушение пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет достаточного для осуществления указанной деятельности имущества. 3) В нарушение пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» организацией представлены в Управление сведения о благотворительной деятельности в неполном объеме. 4) В нарушение статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организацией отчет об использовании своего имущества в проверяемом периоде не публиковался. 5) В нарушение статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № ЗО7-ФЗ «Об аудиторской деятельности» организацией в 2017-2018 гг. аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности не проводился. 6) В нарушение пункта 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организацией не соблюдены отдельные положения собственного устава: 1.1. В нарушение пунктов 3.14, 3.15 устава Попечительский Совет Фонда, предусмотренный уставом, не учрежден, следовательно не осуществляет свою деятельность, что означает отсутствие должного контроля и надзора за деятельностью организации, принятием другими органами организации решений и обеспечением их исполнения, использованием средств организации, соблюдением организацией законодательства. 2.1. В нарушение пунктов 3.11, 3.12, 3.13 Ревизор фонда, предусмотренный уставом, не избирался, следовательно не осуществляет свою деятельность, что означает отсутствие должного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. 3.1. В нарушение пункта 3.3 устава собрание Совета учредителей Фонда в 2018 году не проводилось. Управлением в связи с нарушением законодательства РФ в части неисполнения обязанностей, предусмотренных ч. 3, ч. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ответчику вынесено письменное предупреждение от 16.06.2014 года № 30/04-2249 со сроком устранения нарушений не позднее 11.08.2014 года.

По результатам рассмотрения акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принято решение о вынесении организации предупреждения от 05.08.2019 № со сроком устранения выявленных нарушений не позднее 08.10.2019. В связи с не устранением нарушения Управлением вынесено повторное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ года № со сроком устранения нарушений не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, однако до настоящего времени нарушение не устранено.

В связи с этим Управление Министерства юстиции РФ по Астраханской области просило в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями статей 19, 125, 126, 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» ликвидировать административного ответчика и исключить данные о нем из ЕГРЮЛ.

Представитель административного истца Саматов Р.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика- Благотворительный Фонд социальной помощи населению и охраны окружающей среды «Защита Волги» в судебное заседание не явился, извещение о времени и месте судебного разбирательства было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в исковом заявлении адресу: <адрес> Однако заказное письмо было возвращено в суд отделением почтовой связи за истечением срока хранения в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N221, которые устанавливают, что по истечении установленного срока хранения, не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено между оператором почтовой связи и пользователем. Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Фонд находится по адресу: <адрес>, <адрес>

Представитель заинтересованного лица МИФНС России № 1 по Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки не известна, возражений не представил.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, в случае осуществления деятельности некоммерческой организацией с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом.

В силу пункта 10 статьи 32 вышеназванного закона, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

На основании пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти» функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций переданы Министерству юстиции Российской Федерации, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальных органы.

Формы отчетов утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций (форма № ОН0001, форма № ОН0002).

Согласно части 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в Управление заявление, подтверждающее их соответствие указанным требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

В судебном заседании установлено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером зарегистрирован Благотворительный Фонд социальной помощи населению и охраны окружающей среды «Защита Волги», который действует на основании устава, утвержденного решением Общего собрания учредителей 26 июня 2017 года.

В нарушение статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» организацией допущены неоднократные и грубые нарушения федерального законодательства, а именно осуществление организацией деятельности, в том числе приносящей доход, которая не предусмотрена уставом организации, представление организацией в Управление сведений о благотворительной деятельности в неполном объеме, отсутствие достаточного для осуществления приносящей доход деятельности имущества у организации, неопубликование организацией отчета об использовании своего имущества в проверяемом периоде, неисполнение требований, содержащихся в предупреждениях Управления.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Астраханской области проведена внеплановая документарная проверка Благотворительного фонда социальной помощи населению и охраны окружающей среды «Защита Волги» по итогам которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Фонду вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения нарушений не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ « О некоммерческих организациях» Управлением в адрес организации вынесено повторное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ за со сроком устранения выявленных нарушений не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако меры по устранению нарушений административным ответчиком не принимались.

Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка приволжского района Астраханской области Золина Е.В., генеральный директор Благотворительного фонда содействия охране окружающей среды «Защита Волги», юридическое лицо Благотворительный фонд содействия охране окружающей среды «Защита Волги» признаны виновными за невыполнение предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.п. 1, 2 ст. 18, Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также осуществление административным ответчиком деятельности, в том числе приносящей доход, которая не предусмотрена уставом организации, представление в Управление сведений о благотворительной деятельности в неполном объеме, отсутствие достаточного для осуществления приносящей доход деятельности имущества у организации, неопубликование организацией отчета об использовании своего имущества в проверяемом периоде, неисполнение требований, содержащихся в предупреждениях Управления, суд считает возможным заявленные административным истцом требования, удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,177,180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области к Благотворительному Фонду социальной помощи населению и охраны окружающей среды «Защита Волги» о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный Фонд социальной помощи населению и охраны окружающей среды «Защита Волги» с исключением данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 01 июня 2020 года.

Судья Богданова Е.Н.