ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-376/2022 от 07.06.2022 Артемовского городского суда (Свердловская область)

66RS0016-01-2022-000172-91

Дело № 2а-376/2022

Мотивированное решение составлено 07.06.2022.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский 24.05.2022

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тюриковой Т.В., при секретаре Гужавиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Свердловской области к Тропиной Н. В. о взыскании пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС № 23 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тропиной Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о взыскании пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, истекшие до 01.01.2017, в размере 404,06 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начиная с 01.01.2017, в размере 382,27 руб., пени на недоимку на обязательное пенсионное страхование, начиная с 01.01.2017, в размере 1 979,01 руб., пени на недоимку на ЕНВД в размере 322,64 руб.

В обоснование требований административный истец в иске указал, что административный ответчик с 22.12.2004 по 12.02.2018 был зарегистрирован в качестве индивидуальным предпринимателем, не исполнила обязанность по уплате транспортного налога, имеет задолженность по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды за 2017-2018 годы в размере 5 285,24 руб. Согласно ст.75 НК РФ, за неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, административному ответчику начислены пени в размере 382,27 руб., имеет задолженность по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды 2017-2018 годы 26 560,12руб. Согласно ст. 75 НК РФ, за неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, административному ответчику начислены пени в размере 1 979,01 руб. Кроме того, административный ответчик имела задолженность по ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 3 650,58 руб. Согласно ст. 75 НК РФ, за неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, административному ответчику начислены пени в размере 404,06 руб. Кроме того, административный ответчик не исполнила обязанность по уплате Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности пени 1 322,64 руб. Административный ответчик в 2017 году использовал специальный налоговый режим ЕНВД. Административным ответчиком за 2 кв. 2017 года исчислен налог в размере 197,00 руб., за 3 квартал 7 196,00 руб., 4 квартал 7 196,00 руб., всего 21 589,00 руб. Согласно ст. 75 НК РФ, за неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, административному ответчику начислены пени по ЕНВД в размере 1 734,81 руб. Административным ответчиком пени в размере 412,17 руб. частично уплачены, остаток задолженности составляет 1 322,64 руб. Просит суд взыскать с административного ответчика указанные суммы (л.д. 3-8).

Представитель административного истца МИФНС России № 23 по Свердловской области извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился на основании ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, просит взыскать с административного ответчика указанные задолженности, пени (л.д. 7).

Административный ответчик Тропина Н.В. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась без указания причин.

Представила письменный отзыв, из которого следует, что предпринимательскую деятельность закрыла 4 года назад, в 2018 году. Является пенсионеркой, а также инвалидом, ее материальное положение затруднительное, не в состоянии оплатить недоимки по налогам. Просит суд признать задолженность по налогам и взносам безнадежной, подлежащей списанию, а также амнистировать спорные виды указанных налогов (л.д. 29).

В силу ч. 2 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, ознакомившись с доводами искового заявления, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 4 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дело подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодеком административного судопроизводства Российской Федерации. Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).

Согласно пунктам 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 №13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» и совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами внесены изменения.

Полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2017.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с ч. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим пп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.

Согласно ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, перечисленные в ч. 3 настоящей статьи.

Согласно ст. 346.31 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода, если иное не установлено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог).

Ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены порядок и сроки уплаты единого налога. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, административный ответчик в период с 22.12.2004 по 12.02.2018 Тропина Н. В. являлась индивидуальным предпринимателем и применяла специальный налоговый режим - налог, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, основной вид деятельности – торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах. 12.02.2018 административный ответчик прекратила деятельность на основании своего заявления, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, сведениями МИФНС №23 (л.д. 19,20).

Таким образом, в период с 22.12.2004 по 12.02.2018 административный ответчик являлась страхователем и плательщиком страховых взносов.

Из пенсионного удостоверения, справки МСЭ следует, что Тропина Н.В. является пенсионером 3 группы по инвалидности (л.д. 30-31).

Административный ответчик не исполнила обязанность по уплате транспортного налога, имеет задолженность по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды за 2017-2018 годы в размере 5 285,24 руб.

Расчет налога:

На ОМС за расчетные периоды 2017 год 4 590,00 руб. (фиксированная ставка).

На ОМС за расчетные периоды 2018 год 695,24руб.

Расчет налога ОМС за 2018 год -5 840,00 руб. фиксированная ставка.

Расчет ежемесячного взноса на ОМС 5 840,00 руб./12мес =486,666666666 руб.

За период с 01.01.2018 по 31.01.2018

руб. х 1 мес. 486,666666666 руб.

За период 01.02.2018 по 02.02.2018

руб./28 дней х12дня=208,57142857 руб.

За период с 01.01.2018 по 12.02.2018

руб. + 208,57142857 руб.=695,24 руб.

Административный ответчик не исполнила обязанность по уплате транспортного налога, имеет задолженность по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды 2017-2018 годы в размере 26 560,12руб.

Расчет налога:

На ОПС за 2017 год 23 400 руб. (фиксированная ставка).

На ОПС за 2018 год 3 160,12руб.

Расчет налога ОПС за 2018 год -26 545,00 руб. фиксированная ставка.

Расчет ежемесячного взноса на ОПС 26 545,00 руб./12 мес.= 2 212,08333333 руб.

За период с 01.01.2018 по 31.01.2018

2 212,08333333 руб. х 1 мес. = 2 212,08333333 руб.

За период 01.02.2018 по 12.02.2018

212,08333333 руб./28 день х 12 дней = 948,035714283руб.

За период с 01.01.2018 по 12.02.2018

212,08333333 руб. + 948,035714283 руб.=2 160,12 руб.

В связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 руб. за расчетный период 2017 год, а также пени на недоимку на ОМС в размере 10,67 руб., на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб. за расчетный период 2017 год, а также пени на недоимку на обязательное пенсионное страхование в размере 54,41 руб. в установленные сроки административному ответчику направлено налоговое требование № 32291 по состоянию на 19.09.2019 (л.д. 10).

Кроме того, административный ответчик имела задолженность по ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 7 195,90 руб. (недоимка принята из Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Кроме того, административный ответчик не исполнила обязанность по уплате ЕНВД пени в размере 1 322,64 руб. Административный ответчик в 2017 году использовала специальный налоговый режим ЕНВД.

Административным ответчиком за 2 кв. 2017 года исчислен налог в размере 197,00 руб., за 3 квартал - 7 196,00 руб., 4 квартал - 7 196,00 руб.

В связи с неуплатой страховых взносов, задолженности по пеням, штрафам, процентам, всего общей суммой пени на недоимку в размере 7 257,71 руб. в установленные сроки административному ответчику направлено налоговое требование № 32291 по состоянию на 19.09.2019 (л.д. 10), которое направлено административному ответчику посредством телекоммуникационного канала связи (л.д. 18).

Доказательств уплаты задолженности либо уплаты денежных средств в большем размере по вышеуказанной недоимке административным ответчиком в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не предоставлено.

Таким образом, административным ответчиком не выполнена обязанность по уплате налогов и пени за вышеуказанный период в предъявленном к взысканию размере, указанных в налоговых уведомлениях, при том, что недоимки по налогам исчислены и выставлены к оплате в налоговых уведомлениях и требованиях, направленных в адрес налогоплательщика, с соблюдением предусмотренных законом порядка и сроков взыскания данных видов налогов.

По указанной задолженности инспекция обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа в мировой суд, но по представленным возражениям должника, судебный приказ №2а-4795/2021 от 20.09.2021 определением мирового судьи судебного участка №1 Артемовского судебного района Свердловской области от 24.09.2021 был отменен (л.д. 9), требование до настоящего времени административным ответчиком не исполнено.

При нарушении сроков уплаты налога, согласно частям 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

Требования административным истцом предъявлены о взыскании пени на недоимки на ОМС, истекшие до 01.01.2017, в размере 404,06 руб. Суд не усматривает оснований для взыскания пени на указанную недоимку в связи с истечением срока исковой давности.

Из представленных истцом расчетов следует, что административному ответчику начислены пени по недоимкам на ОМС, начиная с 01.01.2017, в размере 382,27 руб., пени на недоимку на ОПС в размере 1 979,01 руб., пени на недоимку на ЕНВД в размере 1 734,81 руб.

Административным ответчиком пени в размере 412,17 руб., частично уплачены, остаток задолженности составляет 1 322,64 руб.

Суд не усматривает оснований для взыскания пени по недоимкам на ОМС, начиная с 01.01.2017, в размере 382,27 руб., пени на недоимку на ОПС в размере 1 979,01 руб., поскольку административным истцом доказательств образования данных недоимок, основания к взысканию, в административном иске не приведено и не представлено (не представлены расчеты заявленных требований).

Расчет пени на недоимку на ЕНВД произведен верно, проверен судом, контррасчета административным ответчиком суду не представлено.

Суд приходит к выводу об удовлетворении требований о взыскании пени на недоимку на ЕНВД в размере 1 322,64 руб.

Руководствуясь частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Свердловской области удовлетворить частично.

Взыскать с Тропиной Н. В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Свердловской области пени на недоимку по обязательному медицинскому страхованию, начиная с 01.01.2017, в размере 382 руб. 27 коп., пени на недоимку по обязательному пенсионному страхованию, начиная с 01.01.2017, в размере 1 979 руб. 01 коп., пени на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за расчетные периоды 2-4 кварталы 2017 года в размере 1 322 руб. 64 коп.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Взыскать с Тропиной Н. В. в пользу местного бюджета госпошлину в размере 400 коп.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения.

Мотивированное решение подлежит составлению в течение десяти рабочих дней, в срок по 07.06.2022 включительно.

Судья: Т.В. Тюрикова