68RS0027-01-2022-000515-78
Дело № 2а-376/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2022 года г. Уварово Тамбовская область
Судья Уваровского районного суда Тамбовской области Нистратова В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области о признании незаконным бездействие и возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец – исполняющий обязанности Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области В.А.Болдырев обратился в Уваровский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области о признании незаконным бездействие и возложении обязанности совершить определенные действия, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер к утверждению административного регламента выдачи специального разрешения на исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для муниципальных автомобильных дорог; обязать администрацию Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области утвердить административный регламент выдачи специального разрешения на исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для муниципальных автомобильных дорог в срок до 01.02.2023 года, ссылаясь на следующее.
Уваровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, которая показала, что в указанной сфере Березовским сельсоветом допускаются существенные нарушения и недостатки. В сельсовете не организована и не проводится работа в указанной части, исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для муниципальных автомобильных дорог не определены, административный регламент выдачи специального разрешения не утвержден. В марте 2021 года в адрес администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области по указанным нарушениям вносилось представление прокурора об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени мер по их устранению не принято. В результате бездействия административного ответчика до настоящего времени административный регламент выдачи специального разрешения не утвержден. Бездействие администрации сельсовета приводит к разрушению автомобильных дорог местного значения, находящихся в муниципальной собственности, и нарушению прав неопределённого круга лиц на безопасное передвижение по автомобильным дорогам с разрешённой законом скоростью.
При обращении в суд административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении данного административного дела в соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства.
Согласно пп.2,3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Административный ответчик не возражает относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства по данному административному делу.
При изложенных обстоятельствах, на основании части 4 статьи 292 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству представитель административного истца - заместитель Уваровского межрайонного прокурора представил заявление об уточнении исковых требований, в котором уточнил требования относительно срока утверждения административным ответчиком административного регламентавыдачи специального разрешения на исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для муниципальных автомобильных дорог - до 01 сентября 2022 года.
В Уваровский районный суд Тамбовской области поступило заявление главы администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области И.Ю.Филатова, в котором он не возражает против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, указав, что административный ответчик в полном объеме признает уточненные исковые требования прокурора к администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области о признании незаконным бездействие по непринятию мер к утверждению административного регламента выдачи специального разрешения на исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для муниципальных автомобильных дорог и обязании утвердить административный регламент выдачи специального разрешения на исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для муниципальных автомобильных дорог в срок до 01.09.2022 года; признание уточненных требований сделано добровольно, последствия признания административного иска административному ответчику известны и понятны.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области и возложении обязанности совершить определенные действия подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 12 Закона Тамбовской области от 25.02.2017 N 86-3 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации.
Как установлено в статьях 2, 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целями настоящего закона являются: 1) определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; 2) совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности; 3) обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния; 4) содействие внедрению перспективных технологий в области дорожной деятельности, а также применению национальных стандартов Российской Федерации в указанной области; 5) обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке работ и (или) услуг при осуществлении дорожной деятельности; 6) улучшение инвестиционного климата в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; 7) обеспечение интеграции дорог в международную транспортную сеть.
Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
При этом выдача специального разрешения в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог, осуществляется органом местного самоуправления поселения.
Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, должен определяться органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 67 (с изменениями и дополнениями) вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения. Осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, Государственной компанией "Российские автомобильные дороги", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральнымизаконами.
Как следует из материалов дела, Уваровской межрайонной прокуратурой Тамбовской области проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой было установлено, что в названной сфере Березовского сельсоветом Уваровского района Тамбовской области допускаются существенные нарушения и недостатки.
Исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для муниципальных автомобильных дорог административным ответчиком не определены, административный регламент выдачи специального разрешения не утвержден. Указанный пробел в муниципальном нормотворчестве не позволяет должным образом обеспечить надлежащее содержание автомобильных дорог местного значения в условиях дефицита бюджетных средств. По указанным нарушениям в марте 2021 года в адрес администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области вносилось представление прокурора об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени мер по их устранению сельсоветом не принято.
Согласно сообщению главы сельсовета И.Ю.Филатова, администрацией Березовского сельсовета Уваровского района представление рассмотрено с участием представителя Уваровской межрайонной прокуратуры Афончиковой М.В., по результатам рассмотрения специалисту сельсовета поручено разработать проекты НПА в области дорожной деятельности.
Представленные административным истцом в суд материалы подтверждают, что до настоящего времени административный регламент выдачи специального разрешения на исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для муниципальных автомобильных дорог администрацией Березовского сельсовета Уваровского района не утвержден.
В силу статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. В случаях, предусмотренныхчастями 5и6настоящей статьи, суд рассматривает административное дело по существу (части 3,5,7).
Учитывая, что в административном деле имеется достаточно доказательств невыполнения административным ответчиком обязательных требований закона и иных приведенных выше нормативных правовых актов в сфере исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, и административным истцом предъявлен иск о понуждении административного ответчика к совершению действий, являющихся его обязанностью, суд считает, что заявленные исполняющим обязанности прокурора требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд принимает признание административным ответчиком административного иска, поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, и полагает требования прокурора полностью удовлетворить, установив срок для устранения нарушений законодательства, с учетом необходимых временных и материальных затрат, не позднее 01 сентября 2022 года.
Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым, в том числе, судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины освобождены (ч.1 ст.104 КАС РФ, ч.1 ст.333.36 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 46, ст.293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области по непринятию мер к утверждению административного регламента выдачи специального разрешения на исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для муниципальных автомобильных дорог.
Обязать администрацию Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в срок до 01 сентября 2022 года утвердить административный регламент выдачи специального разрешения на исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для муниципальных автомобильных дорог.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья В.В.Нистратова