Дело № 2а-3772/2018 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» ноября 2018 года г.Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Апкиной А.А.,
с участием прокурора Салахиевой Э.Г.,
представителя административного истца Баева А.Н.,
представителя административного ответчика Ястребовой И.Е.,
представителя заинтересованного лица Сибиряковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Егорычева Н.В. к Администрации <Адрес>, о признании недействительным постановления № от 02.08.2018 г., в части отсутствия в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>, нестационарного торгового объекта – павильона, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <Адрес>,
установил:
Индивидуальный предприниматель Егорычева Н.В. (ИП Егорычева Н.В.) обратилась в суд с административным исковым заявлением, к администрации <Адрес> о признании недействующим постановления администрации <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» на территории <Адрес>, в части отсутствия в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес> (текстовая и графическая части) сведений о принадлежащем ИП Егорычевой Н.В. нестационарном торговом объекте-павильоне (общественное питание), расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <Адрес> (том 1 л.д. 4-8).
Свои требования административный истец мотивировала тем, что постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>. Оспариваемое постановление опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ и на официальном сайте муниципального образования <Адрес>. Постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>. Оспариваемое постановление опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования <Адрес>» от 07.08.20148 г. № и на официальном сайте муниципального образования <Адрес>. Одновременно признано утратившим силу постановление администрации <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, а постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ придана обратная сила – его действие распространяется на правоотношения с ДД.ММ.ГГГГ Административный истец считает, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в части отсутствия в утвержденной им схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес> принадлежащего ей НТО-павильона, что является нарушением ее прав, свобод и законных интересов. Указывает, что ИП Егорычева Н.В. является собственником НТО-павильона (лит. Б, Б1), расположенного на земельном участке, из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 91 кв.м., находящегося по адресу: <Адрес>. Указанный участок был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>, утвержденную постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ под номером Л-П-30. ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> и ИП Егорычевой Н.В. заключен договор аренды №Л вышеуказанного земельного участка для целей, не связанных со строительством либо временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом, для размещения принадлежащего административному истцу на праве собственности нестационарного торгового объекта. Срок действия договора с 06.102012 г. по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Егорычева Н.В. обратилась в Департамент экономики и промышленной политики администрации <Адрес> с заявлением о реализации преимущественного права на заключение договора на размещение временного сооружения (павильона, киоска), приложив к нему необходимые документы. В удовлетворении заявления Департаментом заявителю было отказано. Решением Арбитражного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А50-35053/2017 требования ИП Егорычевой Н.В. о признании недействительным отказа Департамента экономики и промышленной политики администрации <Адрес>, изложенного в письме № СЭД№ от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены. Решение арбитражного суда вступило в законную силу. Во исполнение вступивших в законную силу судебных актов между административным истцом и Департаментом экономики и промышленной политики администрации <Адрес> был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№ на размещение НТО-павильона, площадью 81 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>. В последствии, в установленный администрации <Адрес> срок Егорычева Н.В. ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес административного ответчика свое предложение с указанием отсутствия в проекте схемы НТО торгового павильон, в отношении которого с ней ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № на размещение нестационарного торгового объекта площадью 91 кв.м.. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД№ ИП Егорычевой Н.В. было сообщено о том, что проект новой схемы НТО уже разработан, а предложение ИП Егорычевой Н.В. было направлено в администрацию <Адрес> для определения целесообразности включения места размещения в схему с указанием на постановление №-<Адрес> образом, административный ответчик уклонился от своей обязанности внести изменения в проект схемы НТО. Указанные действия административного ответчика ИП Егорычева Н.В. рассматривает как факт грубого нарушения её прав, свобод и законных интересов, а также как попытку преодолеть вступившее законную силу судебного акта по делу А50-35053/2017. На основании изложенного, административный истец считает, оспариваемое постановление незаконным, нарушающим ее право на осуществление торговой деятельности.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.
В судебных заседаниях представитель административного истца ИП Егорычевой Н.В. – Баев А.Н. на удовлетворении административного иска настаивал. Поддержал основания и доводы заявленных административных исковых требований.
Представитель административного ответчика администрации <Адрес> Ястребова И.Е. в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие. Поддержала основания и доводы, изложенные в письменных возражениях относительно требований ИП Егорычевой Н.В., а также в дополнительных пояснениях (том 1 л.д. 44-46,56-58,82-88, том 2 л.д. 69-73).
Представитель заинтересованного лица Департамента экономики и промышленной политики администрации <Адрес> Сибирякова С.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие. Поддержала основания и доводы, изложенные в письменных возражениях относительно требований ИП Егорычевой Н.В. (том 2 л.д. 77-81).
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, ранее представила в суд отзыв относительно заявленных требований, в соответствии с которыми заявленные требования не признала (том 2 л.д. 57-59).
Выслушав стороны, исследовав доказательства, представленные сторонами в материалы дела, мнение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные ИП Егорычевой Н.В. требования, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права административного истца, суд считает заявленные ИП Егорычевой Н.В. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту 15 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании п.1 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (ч.3).
Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Во исполнение положений Закона № 381-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. № 772 были утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Указанными Правилами предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2).
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3).
В соответствии с ч.3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», проект Схемы разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления Пермского края, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Пермского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия Схемы.
Согласно п.1.3.17 данного порядка, схема - документ, состоящий из текстовой и графической частей, определяющий места размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и содержащий сведения о виде, площади, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект.
Проект Схемы до ее утверждения согласовывается со следующими органами (при их наличии):
органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области градостроительной деятельности, формирования приоритетов и стратегии пространственного развития, создания благоприятной эстетической среды на территории муниципального образования Пермского края;
органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области образования;
органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области здравоохранения;
органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области использования и распоряжения земель;
органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области организации благоустройства на территории муниципального образования Пермского края;
органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области обеспечения благоприятной окружающей среды;
органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области организации дорожной деятельности и обеспечения оказания транспортных услуг населению;
исполнительным органом государственной власти Пермского края в области охраны объектов культурного наследия (если Схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на территории зон охраны объектов культурного наследия).
Органы, указанные в пункте 3.4 Порядка, рассматривают представленный им на согласование проект Схемы в течение 30 дней со дня поступления проекта и по итогам рассмотрения принимают решение о согласовании или несогласовании проекта Схемы при наличии замечаний (предложений).
В случае несоответствия проекта Схемы действующему законодательству оформляются письменные замечания (предложения) (п.3.5)
Утвержденная Схема подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на сайтах уполномоченного органа местного самоуправления и Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п.3.10).
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», включение нестационарных торговых объектов в Схему осуществляется в следующих целях:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
повышение доступности товаров для населения (п. 1.2).
Изменения и дополнения в Схему вносятся при возникновении следующих оснований:
новая застройка районов, микрорайонов муниципальных образований Пермского края - на основании предложений органа местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченного в области градостроительной деятельности;
ремонт и реконструкция автомобильных дорог - на основании предложений органа, уполномоченного в области управления и эксплуатации соответствующих автомобильных дорог;
прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
поступление мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, субъектов малого и среднего предпринимательства;
необходимость реализации долгосрочных целевых программ, приоритетных направлений деятельности муниципальных образований Пермского края в сфере социально-экономического развития;
изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд - на основании предложений органа, принявшего соответствующее решение;
принятие решений о развитии застроенных территорий - на основании предложений органа, принявшего соответствующее решение;
изменение градостроительных регламентов - на основании предложений органа местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченного в области градостроительной деятельности (п.4.1);
Проект о внесении изменений и дополнений в Схему разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления в течение 30 дней со дня принятия решения о разработке проекта внесения изменений и (или) дополнений в Схему (п.4.2).
Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Пермского края от 28.11.2017 № 966-п.
В соответствии с положениями ст. 49 Решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 «О принятии Устава города Перми», к полномочиям администрации города относится в том числе, разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с Решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 № 27 «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в части размещения нестационарных торговых объектов», размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных в Схеме (п. 3.1).
Проект Схемы (проект изменений и дополнений в Схему) разрабатывает Уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Пермского края (п.3.2).
Схема утверждается администрацией города Перми и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования город Пермь, и размещению на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Утвержденную Схему Уполномоченный орган в течение десяти дней направляет в исполнительный орган государственной власти <Адрес>, осуществляющий функции в сфере государственного регулирования торговой деятельности (п.3.3).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ИП Егорычевой Н.В. на прав собственности принадлежит нестационарный торговый объект – торговый павильон (лит. Б, Б1), расположенный на земельном участке, относящимся к категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый №, площадью 91 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, что подтверждается материалами дела, административным ответчиком не оспорено.
Как следует из содержания Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>, утвержденной Постановлением администрации <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий административному истцу нестационарный торговый объект был включен в Схему под № Л-П-30.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> и ИП Егорычевой Н.В. заключен договор аренды №Л земельного участка, кадастровый №, площадью 91 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>.
Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 № 966-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, который распространяется на нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, которые находятся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п.1.3, указанного порядка, включение нестационарных торговых объектов в Схему осуществляется в следующих целях:
-1.3.1. достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
-.1.3.2. размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
-1.3.3. формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, а также форм торговли;
-1.3.4. повышение доступности товаров для населения.
Согласно п.1.4.6., нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с п.1.4.7. павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов.
Согласно п.1.8, включение в Схему нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Пермского края), осуществляется в соответствии с Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 772.
Размещение нестационарного торгового объекта, место которого не предусмотрено в Схеме или в отношении которого не установлены правовые основания для его размещения, не допускается. (п.1.9 порядка).
Размещение нестационарного торгового объекта осуществляется в соответствии со Схемой. (п.1.10).
Торговая деятельность в нестационарных торговых объектах, размещение которых предусмотрено Схемой, осуществляется:
- в нестационарных торговых объектах, принадлежащих муниципальному образованию Пермского края, размещаемых органами местного самоуправления муниципального образования Пермского края, - на основании договора на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте;
- в нестационарных торговых объектах, принадлежащих субъектам торговли, размещаемых субъектами торговли, - на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта.(п.1.11).
Договор на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте, договор на размещение нестационарного торгового объекта заключаются органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края с субъектами торговли по результатам аукциона в электронной форме на срок 5 лет, за исключением некоторых случаев (п.1.12.).
Согласно п.2.1. схема разрабатывается с учетом:
-2.1.1. необходимости обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований Пермского края, в том числе с учетом генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки (в том числе с учетом установленных градостроительных регламентов), документации по планировке территорий (в том числе с учетом возможности размещения нестационарных торговых объектов в границах образуемых и изменяемых земельных участков);
- 2.1.2. необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- 2.1.3. размещения существующих стационарных торговых объектов и планов по их развитию.
При разработке Схемы следует руководствоваться следующими принципами:
- 2.2.1. схемой должно предусматриваться размещение не менее шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов;
- 2.2.2. нестационарные торговые объекты должны размещаться с учетом обеспечения свободного движения пешеходов, доступа потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственного подъезда спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях, а также с соблюдением пожарных и санитарных требований;
- 2.2.3. нестационарные торговые объекты не должны ухудшать условия проживания и отдыха населения;
- 2.2.4. места размещения нестационарных торговых объектов не должны нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки.
Нестационарные торговые объекты, размещаемые на территории городских округов Пермского края, должны соответствовать нормативным требованиям к внешнему облику нестационарного торгового объекта, разрабатываемым и утверждаемым Министерством строительства и архитектуры Пермского края.
Схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов:
- 2.2.5.1. на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках, площадках для отдыха;(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 30.05.2018 N 295-п).
-2.2.5.2. на остановочных пунктах городского пассажирского транспорта общего пользования, а также в 10-метровой зоне от границ посадочных площадок, за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать";
-2.2.5.3. на земельных участках, предоставленных гражданам или юридическим лицам, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд либо изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-2.2.5.4. в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением границ территорий достопримечательных мест, если в соответствии с требованиями к градостроительным регламентам и режимами использования земель данных территорий размещение нестационарных торговых объектов запрещено; а также в границах зон охраны объектов культурного наследия, если в соответствии с требованиями к градостроительным регламентам и режимами использования земель данных зон охраны размещение нестационарных торговых объектов запрещено;(п. 2.2.5.4 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 30.05.2018 N 295-п);
-2.2.5.5. в пределах треугольников видимости нерегулируемых пешеходных переходов, перекрестков и примыканий улиц и дорог;(п. 2.2.5.5 введен Постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018 N 295-п);
-2.2.5.6. на тротуарах, за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать", "Мороженое и прохладительные напитки", размещение которых допускается при условии, что ширина тротуара составляет не менее 3 метров.(п. 2.2.5.6 введен Постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018 N 295-п).
Согласно п.3.1, проект схемы разрабатывается уполномоченным органом и утверждается правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Пермского края.
Схема разрабатывается на период не менее 5 лет.(п.3.2).
В соответствии с п.3.11, утвержденная схема подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа местного самоуправления муниципального образования Пермского края и Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изменения и (или) дополнения в Схему вносятся при наличии мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в следующих случаях:
- 4.1.1. новая застройка районов, микрорайонов муниципальных образований Пермского края;
- 4.1.2. ремонт и реконструкция автомобильных дорог;
- 4.1.3. восполнение недостатка стационарных торговых объектов при недостижении установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- 4.1.4. необходимость реализации муниципальных программ, приоритетных направлений деятельности муниципальных образований Пермского края в сфере социально-экономического развития;
- 4.1.5. принятие решений о развитии застроенных территорий;
- 4.1.6. изменение градостроительных регламентов;
- 4.1.7. изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- 4.1.8. реализация мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Пермского края, в результате которых не предполагается размещение на данной территории нестационарных торговых объектов.
Исходя из вышеизложенных норм, схема размещения нестационарных торговых объектов, является документом, который определяет места размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и содержит сведения о виде, площади, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект.
Произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов, не включение в схему размещения или исключение из нее уже функционирующих объектов приводит к административному сокращению и прекращению бизнеса, что, противоречит смыслу ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ ИП Егорычева Н.В. обратилась в Департамент экономики и промышленной политики администрации <Адрес> с заявлением о реализации преимущественного права на заключение договора на размещение временного сооружения (павильона, киоска), приложив к заявлению необходимый пакет документов.
Как следует из письма Департамента экономики и промышленной политики администрации <Адрес> № СЭД№ от ДД.ММ.ГГГГ ИП Егорычевой Н.В. отказано в реализации преимущественного права на основании п. 4.6 Порядка реализации преимущественного права.
Решением Арбитражного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А50-33053/2017) требования ИП Егорычевой Н.В. удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента экономики и промышленной политики администрации <Адрес>, изложенный в письме № СЭД№ от ДД.ММ.ГГГГ. На Департамент экономики и промышленной политики администрации <Адрес> возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ИП Егорычевой Н.В. С Департамента экономики и промышленной политики администрации <Адрес> № СЭД№ от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ИП Егорычевой Н.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда №АП-16689/2017-ГК от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А50-33053/2017) решение Арбитражного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А50-33053/2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда <Адрес> № Ф09-2377/18 от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А50-33053/2017 и постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда №АП-16689/2017-ГК от ДД.ММ.ГГГГ по тому же дулу оставлены без изменения, кассационная жалоба Департамента экономики и промышленной политики администрации <Адрес> – без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом экономики и промышленной политики администрации <Адрес> и ИП Егорычевой Н.В. заключен договор № на размещение нестационарного торгового объекта, площадью 91,0 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>.
В соответствии с п. 2.1 договора договор вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до ДД.ММ.ГГГГ, а в части исполнения обязательств по оплате и демонтажу объекта до их полного исполнения.
В соответствии с п. 4.1 договора владелец (ИП Егорычева Н.В.) вправе разместить объект и обеспечить осуществление торговой деятельности с соблюдением требований действующего законодательства РФ и <Адрес>, правовых актов <Адрес> и настоящего договора.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2017 г. №966-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», Уставом города Перми администрацией города Перми 20.06.2018 г. принято постановление № 408 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов».
Указанное постановление опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 29.06.2018 г. № 45 и на официальном сайте муниципального образования город Пермь.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в апреле 2018 г. на официальном сайте Администрации <Адрес> опубликован проект планируемой к утверждению Схемы размещения нестационарных торговых объектов. Как следует из доводов административного иска и не оспаривается административным ответчиком, местонахождение принадлежащего истцу нестационарного торгового объекта (павильона) было указано только в графической части вновь предлагаемой к утверждению Схеме, при этом, сведения о местоположении указанного нестационарного торгового объекта в текстовой части отсутствовали.
ДД.ММ.ГГГГ ИП Егорычева Н.В. обратилась в адрес Администрации <Адрес> с предложением о необходимости указания нестационарного торгового объекта, принадлежащего ей на праве собственности, в текстовой части утверждаемой схемы размещения НТО.
Из ответа администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД№ следует, что проект утверждаемой Схемы размещения нестационарных торговых объектов разработан, а обращение ИП Егорычевой Н.В. с предложением о внесении изменений в Схему будет перенаправлен в администрацию <Адрес> с целью определения целесообразности включения места размещения объекта в схему с уточнением требований, содержащихся в Постановлении №-п.
Постановлением администрации <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>. Данным постановлением признано утратившим силу постановление администрации <Адрес> от 27.09. 2012 г. № «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>». В схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>, сведения о принадлежащем административному истцу нестационарном торговом объекте – павильоне, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <Адрес>, отсутствуют.
ИП Егорычева Н.В. обратилась в суд с административным иском к администрации <Адрес> с требованиями о признании недействующим постановления администрации <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>» в части отсутствия в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>, сведений о принадлежащем ей нестационарном торговом объекте – павильоне, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <Адрес>.
Определением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело №а-3305/2018), производство по административному делу №а-3305/2018 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Егорычевой Н.В. к администрации <Адрес> об оспаривании нормативного правового акта - постановления администрации <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>», прекращено, в связи с отказом истца от административного иска.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <Адрес> принято постановление №, которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>.
Указанное постановление опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования <Адрес>» от 07.08.20148 г. № и на официальном сайте муниципального образования <Адрес>. Одновременно с этим, указанным постановлением признано утратившим силу постановление администрации <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, а также указано, что действие постановления № от ДД.ММ.ГГГГ распространяется на правоотношения начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, исходя из совокупности собранных по делу доказательств, достоверно установлено нахождение нестационарного торгового объекта, принадлежащего ИП Егорычевой Н.В. на праве собственности, на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, с кадастровым №
Разрешая заявленные административные исковые требования ИП Егорычевой Н.В. суд приходит к выводу о том, то процедура принятия администрацией <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>, соблюдена в полном объеме, как и соблюдены правила введения его в действие.
Вместе с тем, в оспариваемой части Постановление Администрации <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано судом соответствующим нормам действующего законодательства исходя из следующего.
Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В судебном заседании установлено, что нестационарный торговый объект (павильон), принадлежащий административному истцу на праве собственности, расположенный на земельном участке, относящимся к категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый №, площадью 91 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>, утвержденной Постановлением администрации <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ под № Л-П-30.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом экономики и промышленной политики администрации <Адрес> и ИП Егорычевой Н.В. заключен договор № на размещение нестационарного торгового объекта, площадью 91,0 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, сведений о том, что земельный участок, на котором находится нестационарный торговый объект - павильон индивидуального предпринимателя Егорычевой Н.В. подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, суду не представлено, в материалах дела отсутствуют.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что норма обеспеченности объектами общественного питания соблюдена, правового значения для рассматриваемого дела не имеет.
При таких обстоятельствах и с учетом положений статей 15, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», относящих к полномочиям органов местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли принятие мер экономического стимулирования по обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность имущества, находящегося в муниципальной собственности, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком суду не представлено доказательств, указывающих на то, что размещение нестационарного торгового объекта, по адресу: <Адрес> принадлежащего административному истцу, расположенного в соответствии, в том числе, с договором №Л от ДД.ММ.ГГГГ, договором № от 1ДД.ММ.ГГГГ, противоречит требованиям законодательства, то есть не представлено доказательств, указывающих на законность принятия администрацией <Адрес> постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» на территории <Адрес>, в части отсутствия в текстовой и графической части Схемы размещения нестационарного торгового объекта (павильона) сведений о принадлежности объекта ИП Егорычевой Н.В..
Отсутствие указанных сведений в схеме размещения нестационарных торговых объектов противоречит положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и нарушает права административного истца.
Согласно части 11 статьи 11 КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ).
руководствуясь ст.ст. 173-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л :
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>», в части отсутствия в схеме размещения нестационарных торговых объектов (текстовая и графическая части) сведений о принадлежащем индивидуальному предпринимателю Егорычева Н.В. нестационарного торгового объекта – павильона общественного питания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <Адрес>.
Обязать администрацию г.Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в силу, опубликовать данное решение в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления, о чем сообщить суду.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.И. Плешивцев
Копия верна:
Судья