Дело № 2а-3773/2019
УИД: 21RS0023-01-2019-004140-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Н.В., с участием представителей: административного истца – Львовой Т.Г., административного ответчика Березова А.А., заинтересованного лица ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» – Труновой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Некоммерческому партнерству «Офис» об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике обратилось в суд с административным иском об исключении Некоммерческого партнерства «Офис» из Единого государственного реестра юридических лиц, указав в нем, что запись о государственной регистрации данного юридического внесена в Единый государственный реестр юридических лиц дата Управлением федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, ОГРН -----. Некоммерческое партнерство действует на основании Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей дата. Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от дата по гражданскому делу № ------, указывает административный истец, Некоммерческое партнерство «Офис» было ликвидировано, в удовлетворении требования об исключении из ЕГРЮЛ отказано по тем мотивам, что указанные сведения могут быть внесены после завершения процедуры ликвидации путем подачи ликвидационной комиссией заявления в регистрирующий орган, либо путем подачи в последующем уполномоченным органом отдельного иска. Однако с таким заявлением ликвидационная комиссия не обратилась, сведения о ликвидированной организации до настоящего времени содержатся в ЕГРЮЛ и в ведомственном реестре некоммерческих организаций, ведение которого осуществляет Управление Минюста. Данное обстоятельство, полагает административный истец, позволяет сохранять административному ответчику правоспособность и порождает обязанность по предоставлению документов ежегодной отчетности на основании ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В нарушение установленных требований, ответчик с дата года не представляет в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике отчетность, а также не размещает такую отчетность на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения ст. 49 ГК РФ, ст.21 Федерального закона «О некоммерческих организациях», истец просит исключить запись о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании представитель истца поддержал данный иск по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду.
Представитель административного ответчика в удовлетворении данного иска просил отказать по изложенным в письменном отзыве основаниям.
Представитель заинтересованного лица ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» поддержал данный иск.
Остальные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Учитывая, что участвующие в деле лица были своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде и им была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает их неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу (ч.2 ст. 289 КАС РФ).
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике является тем государственным органом, на который возложена функция принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функция контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания учредителей от дата создано Некоммерческое партнерство «Офис» и утвержден ее устав. Запись о государственной регистрации данного юридического внесена в Единый государственный реестр юридических лиц дата, ОГРН -----.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике обратилось в Ленинский районный суд г. Чебоксары с административным исковым заявлением об исключении данной организации из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата данная некоммерческая организация была ликвидирована, однако сведения об организации содержатся в ЕГРЮЛ и в ведомственном реестре некоммерческих организаций, в связи с тем, что судом не принято решение об исключении организации из ЕГРЮЛ по мотивам необходимости завершения процедуры ликвидации и подачи ликвидатором заявления об исключении из ЕГРЮЛ в регистрирующий орган.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в соответствии с которыми ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица (ч.2 ст. 61 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п.5 ст. 61 ГК РФ).
Согласно ч. 2 статья 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (часть3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 61, статьи 65 ГК РФ предусмотренная процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом). При этом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о государственной регистрации юридических лиц) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 названного Федерального закона государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации юридических лиц установлено, что сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о государственной регистрации ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктом 3 ст. 18 названного закона предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата по гражданскому делу № ----- административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике о ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц данной некоммерческой организации удовлетворен частично: организация была ликвидирована. Данным решением требование об исключении из ЕГРЮЛ суд оставил без удовлетворения, указав, что требования об исключении некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц до проведения ликвидационных мероприятий противоречат требованиям п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. ст. 20 - 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Применительно к данному спору после принятия решения суда о ликвидации Некоммерческого партнерства «Офис» ликвидационная комиссия (ликвидатор) не была назначена. Учитывая отсутствие лиц или органа, правомочных осуществлять ликвидационные мероприятия, возможность исключения из Единого государственного реестра юридических лиц сведений об указанном в иске юридическом лице после завершения процедуры ликвидации отсутствует.
Между тем, правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, т.е. государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ), и прекращается в момент исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Вопреки утверждениям ответчика, срок, прошедший с момента принятия решения о ликвидации юридического лица, был достаточным как для проведения расчетов со всеми кредиторами с учетом специфики ранее осуществлявшейся ликвидируемым юридическим лицом хозяйственной деятельности, так и для составления и утверждения ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами.
В силу ч. 1 п. 5.2. ст. 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. Аналогичные разъяснения о возможности распределения обнаруженного имущества должника в случае прекращения исполнительного производства вследствие административного исключения должника из ЕГРЮЛ содержатся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 250.
Таким образом, в случае последующего нахождения имущества должника, ответчик будет вправе воспользоваться средствами защиты, предусмотренными п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.
С учетом приведенных правовых норм и обстоятельств данного спора доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данного иска, изложенные в письменном отзыве, не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 (п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Исключить Некоммерческое партнерство «Офис» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Некоммерческого партнерства «Офис» госпошлину в доход муниципального бюджета в сумме 6 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 30 июля 2019 года.