Дело № 2а-3774/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2019 года г.Бийск
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Ануфриева В.Н.,
при секретаре Скляр Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю к Большакову Сергею Валерьевичу о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Большакову С.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование за 2018 год.
В обоснование административных исковых требований указала, что 15 января 2014 года осуществлена регистрация Большакова С.В. в качестве адвоката. Согласно ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии со ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно ст. 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Недоимка по обязательному пенсионному страхованию за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 годы составила 26 545 руб. (исходя из следующего расчета (26545:12 х 12 месяцев).
Недоимка по обязательному медицинскому страхованию за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 годы составила 5840 руб. (исходя из следующего расчета (5840: 12 х12).
Административному ответчику направлялось требование № 820 о необходимости оплатить задолженность по страховым взносам в срок до 08.02.2019 года, однако, оплата не была произведена.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю просит взыскать с Большакова С.В. по реквизитам, указанным в требовании, недоимку по страховым взносам за период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года, в размере 32 385 руб., из которых по обязательному пенсионному страхованию – 26 545 руб.; по обязательному медицинскому страхованию - 5840 руб..
Административный истец – представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка административного истца имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Большаков С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Принимая во внимание, что административный ответчик Большаков С.В. достоверно зная о наличии в суде административного дела, по своему усмотрению распорядился принадлежащими ему правами, не явившись в судебное заседание, суд приходит к выводу о том, что он надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, и, руководствуясь ст.ст.150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определен круг плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное пенсионное и медицинское страхование, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в вышеназванные фонды, а также контролем за исчислением и уплатой таковых, урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившим силу с 1 января 2017 года.
С 1 января 2017 года порядок уплаты страховых вносов регулируется главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу п. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 1).
Согласно пункту 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В силу п. 5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В соответствии со ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п. 2).
Как следует из материалов дела, с 15.01.2014 года Большаков С.В. зарегистрирован в качестве адвоката, являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8).
Поскольку Большаков С.В. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю, 24.01.2019 года заказным письмом направила Большакову С.В. требование № 820 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 21.01.2019 года в размере 32 385 руб. по сроку уплаты до 08.02.2019 года, что подтверждается списком направления заказных писем №126 от 24.01.2019 года, однако в списке не указан почтовый идентификатор позволяющий установить доставление заказного письма адресату.
Согласно ответа на запрос суда Бийского почтамта ОСП УФПС Алтайского края- «Филиала ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 года, согласно Порядка оформления сопроводительных документов при приеме внутренних партионных почтовых отправлений" (утв. ФГУП "Почта России" 23.03.2011 N 3.2.2-05/8-нд)(действовавшего на период спорных правоотношений), отправитель самостоятельно наносит штриховой почтовый идентификатор внутреннего регистрируемого почтового отправления (ШПИ), соответствующий РТМ(руководящий технический материал) на РПО (регистрируемое почтовое отправление) в соответствии с требованиями РТМ 0001.01-99 "Структура штрихкодовой идентификации почтовых отправлений". По представленному списку № 126 и приложенной квитанции диапазон ШПИ состоит из нескольких списков ф-103 на отправку корреспонденции. Выяснить, за каким номером отправлено заказное письмо на Большакова С.В. не представляется возможным, так как письма в списке были приложены не по порядку.
Иных доказательств вручения или направления требования ответчику с достоверностью подтверждающих вручение не представлено.
С учетом изложенного, из представленного истцом реестра направления почтовой корреспонденции не представляется возможным установить направление требования № 820 административному ответчику Большакову С.В. по месту его жительства.
Из содержания ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что именно с направлением в адрес налогоплательщика налоговым органом требования об уплате налога установленным способом, в данном случае, заказным письмом, законодательство связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пени в установленный законом срок.
Согласно частям 1-4 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Учитывая, что административным истцом доказательств доставления налогового требования заказным письмом в адрес Большакова С.В. не представлено, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по страховым взносам за период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года, в размере 32 385 руб., из которых по обязательному пенсионному страхованию – 26 545 руб.; по обязательному медицинскому страхованию - 5840 руб. не имеется, в связи с чем суд находит административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья В.Н. Ануфриев