Дело № 2а – 3776/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Домниной Э.Б.,
при секретаре Дружининой А.А.,
с участием представителя административного истца Волковой Т.А. по доверенности,
административного ответчика - судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Правительства Пермского края к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП,
у с т а н о в и л :
Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП, в обосновании требований указав следующее.
В адрес Правительства Пермского края (далее - Правительство) ДД.ММ.ГГГГ поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с должника Правительства в размере 50 000,00 руб. по делу гр. А
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сельковой Е.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № фс № от ДД.ММ.ГГГГ по делу гр. А, выданного Лысьвенским городским судом Пермского края. Предмет исполнения: возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить гр. А благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованием, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории г. Лысьва.
Указанное постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем Правительства на постановлении. ДД.ММ.ГГГГ приставу-исполнителю направлена информация о том, что предоставить жилье взыскателю не представляется возможным, поскольку государственная регистрация права собственности на жилые помещения не осуществлена ввиду отсутствия у продавца прав собственности на объекты недвижимости. Согласно договора на приобретение жилых помещений строительство должно было быть завершено в сентябре 2015г. Правительством судебному приставу-исполнителю направлена информация о невозможности предоставления жилья в г.Лысьва, что предоставление будет возможно после окончания судебных разбирательств в Арбитражном суде Пермского края, подано заявление в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Постановление о взыскании исполнительского сбора с Правительства от ДД.ММ.ГГГГ получено Правительством ДД.ММ.ГГГГ.
Правительство считает постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ. по делу гр. А незаконным, исполнительный документ должником не исполнен по уважительным, независящим от него причинам. После поступления постановления о возбуждении исполнительного производства Правительством подано в Лысьвенский городской суд Пермского края заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ. Лысьвенским городским судом вынесено определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГгр. А написала заявление на предоставление ей жилья именно в г.Лысьва, о том, что строительство на данный момент не завершено и идут судебные разбирательства ей известно. ДД.ММ.ГГГГ на сайте Арбитражного суда Пермского края представлена информация о том, что исковые требования продавца-застройщика ООО «ПармаСтройКомплект» к Администрации г. Лысьва удовлетворены. Данные обстоятельства не зависели от действий Правительства, все обязательства по приобретению жилья выполнялись добросовестно.
Таким образом, после вступления решения суда в законную силу, вопрос о предоставлении жилого помещения Дорониной Е.А. будет решен. Согласно Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированна жилых помещений утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194 -п, порядок проверки обоснованности включения в списки на предоставление жилья, направление информации в Учреждение по управлению жильем спец.фонда, включение в списки Учреждением на получение жилья, заключение договора, издание приказа и направлении информации в Министерство социального развития Пермского края требуют временных затрат. Поскольку данным порядком установлено, что Учреждение в течение 10 рабочих дней со дня получения Списка с прилагаемой копией письменного согласия гражданина принимает решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений, уведомляет гражданина о принятом решении и заключает с гражданином договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, т.е. договор возможно заключить только в момент обращения лица, данное обстоятельство невозможно определить временными границами. Как было указано ранее, гр. А желает получить жилье именно в тех жилых помещения, по поводу которых проводились судебные разбирательства, ей известно о том, что жилые помещения в спец.жил.фонд не включены и предварительные сроки получения жилых помещений на данный момент не определены. Для определения такого срока, необходимо решение суда, вступившее в законную силу.
Таким образом, после включения жилья в г. Лысьве в спец.жил.фонд, оно будет предложено для осмотра гр. А Правительство считает, что исполнить решение суда в установленный приставом-исполнителем не имеет и не имело возможности по объективным причинам. Следует учесть, что решением суда о предоставлении жилого помещения гр. А в г. Лысьва, не установлен конкретный срок его исполнения.
Считают, что в данном случае Правительством были представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение.
На основании изложенного просит:
Признать постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ. к и/п № незаконным.
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу по административному исковому заявлению Правительства Пермского края к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ прекращено.
Представитель административного истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает.
Административный ответчик - судебный пристав – исполнитель Сахабетдинова Л.М. в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований.
УФССП России по Пермскому краю извещено о месте и времени рассмотрения дела, в суд представителя не направило.
Заслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, исследовав доказательства по административному иску, в том числе документы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующим выводам.
Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить гр. А по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям не менее 33 кв.м. в черте города Лысьва.
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сельковой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Правительства Пермского края о предоставлении взыскателю жилого помещения, указанного в упомянутом выше решении суда. Срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней.
В установленный срок решение суда должником не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ. определением Лысьвенского городского суда Пермского края в предоставлении отсрочки по исполнению решения Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. Правительству Пермского края отказано.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в размере 50 000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ, к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенной нормы, обязанность по доказыванию отсутствия вины лежит на лице, не исполнившем обязательство.
Ссылка истца на то обстоятельство, что исполнение решения суда в течение установленного срока невозможно вследствие отсутствия необходимого жилого фонда, не подтверждена объективными доказательствами. В силу приведенных выше норм, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых средств, не является чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами для добровольного исполнения исполнительного документа. Доказательства отсутствия у должника жилого фонда, необходимого для исполнения судебных решений в установленный срок, должником суду не представлены, равно как не были они представлены и судебному приставу-исполнителю.
Также следует отметить, что именно административный истец является автором Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края. Соответственно, на нем и лежит ответственность за создание эффективной процедуры предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Административный истец, в чью структуру входит Министерство социального развития, еще до вынесения судом решения с достоверностью был осведомлен о необходимости предоставления жилья гр. А, и с ДД.ММ.ГГГГ имел достаточное время для исполнения своей обязанности и без судебного решения. Таким образом, длительность конкурсных процедур, связанных с приобретением жилья для формирования специализированного жилого фонда, вопреки мнению административного истца не является объективным фактором, препятствующим своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и отражает лишь ту степень организованности, которая субъективно присуща Правительству Пермского края при исполнении возложенных на него задач.
При таких обстоятельствах вину должника в неисполнении судебного решения суд полагает установленной. Судебным приставом-исполнителем оспариваемое постановление вынесено в пределах компетенции, на основании изложенных выше норм и конкретных обстоятельств исполнительного производства.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, поскольку, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Также суд, с учетом длительности неисполнения судебного решения при отсутствии уважительных причин для этого, не усматривает оснований для уменьшения взысканного исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Правительства Пермского края к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Э.Б.Домнина