ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3776/202007 от 07.09.2020 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД: 78RS0014-01-2020-002232-87

Дело №2а-3776/2020 07 сентября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Лемеховой Т.Л.

при секретаре Копейкине В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС России №28 по Санкт-Петербургу к Горошкову И.А. о взыскании недоимки, пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №28 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к Горошкову И.А. о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: за 2017 год в размере 4590 руб., пени в размере 105,87 руб., за 2018 год в размере 376,77 руб., пени в размере 0,10 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года): за 2017 год в размере 23 400 руб., пени в размере 536,88 руб., за 2018 год в размере 1712,58 руб., пени в размере 0,44 руб., а также штраф по НДС за 2 квартал 2017 года в размере 270,20 руб.

В обоснование административный истец указывает, что административный ответчик в период с 23.06.2016г. по 24.01.2018г. являлся зарегистрированным в установленном порядке индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов в силу ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в силу ст.174 НК РФ, однако обязанность по уплате страховых взносов и уплате НДС исполнял ненадлежащим образом, в связи с чем у него образовалась задолженность по уплате страховых взносов и пени в указанном административным истцом размере, а также ему был начислен штраф по п.1 ст.119 НК РФ.

Впоследствии административный истец уменьшил исковые требования в с связи с частичной оплатой административным ответчиком задолженности и в окончательном варианте просит взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 1712,58 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 года в размере 13 400 руб., пени в размере 536,88 руб., а всего – 15 649,90 руб.

Представитель административного истца МИФНС России №28 по Санкт-Петербургу по доверенности Вишнякова О.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Административный ответчик Горошков И.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причины неявки не представил, об отложении разбирательства по делу не просил.

Заинтересованное лицо УФНС России по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явка признана судом необязательной.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пп.1 п.3.4 ст.23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе – плательщики) признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.

При этом, в силу ч.1 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В свою очередь, согласно ч.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абз.2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Из материалов дела следует, что Горошков И.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23.06.2016г.; сведения о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 24.01.2018г. (л.д.8-10).

Учитывая изложенное, в 2017 и 2018 годах Горошков И.А. являлся плательщиком страховых взносов и обязан был уплачивать их в полном объеме.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из материалов дела следует, что в соответствии со ст.69 НК РФ в адрес административного ответчика направлено требование №1136 об уплате недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования, начисленным за 2018г., и уплате пени, рассчитанных на основании ст.75 НК РФ, в электронном виде. В требовании установлен срок для уплаты недоимки и пени – до 02.03.2018г. (л.д.16).

Также в адрес административного ответчика направлено требование №5110 об уплате недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования, начисленным за 2017г., и уплате пени, рассчитанных на основании ст.75 НК РФ, в электронном виде. В требовании установлен срок для уплаты недоимки и пени – до 26.04.2018г. (л.д.14).

Расчет включенных в требование пени, представленный административным истцом (л.д.3-4), судом проверен и признан правильным.

Получение указанных требований Горошковым И.А. подтверждается квитанцией о приеме от 12.02.2018г. (л.д.17) и от 09.04.2018г. (л.д.15) соответственно.

Доводы Горошкова И.А. о том, что согласно Федеральному информационному порталу lkip.nalog.ru («Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя») по состоянию на 18.05.2020г. в разделе «Почта» (документооборот с налоговым органом) данные об уведомлениях, требованиях и иные сведения отсутствуют, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.

Так, в соответствии с п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 27.02.2017 №ММВ-7-8/200@ утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – Порядок).

Согласно п.5 Порядка при направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе.

Датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).

Требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная КЭП налогоплательщика (пункт 11 Порядка).

При этом, в силу п.п.12, 13 Порядка при получении налоговым органом квитанции о приеме Требования датой его получения налогоплательщиком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме.

Требование не считается принятым налогоплательщиком, если: 1) ошибочно направлено налогоплательщику; 2) в нем отсутствует (не соответствует) КЭП, позволяющая идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

Согласно пояснениям налогового органа у него имеются сведения о наличии между налогоплательщиком и оператором электронного документооборота ООО Компания «Тензер» договора на представление электронного документооборота с 31.10.2016 по 31.10.2019гг. (л.д.89-91).

Данные пояснения подтверждаются фактом подачи административным ответчиком 26.07.2017г. налоговой декларации по итогам 2 квартала 2017 года по уплате НДС, которая в силу прямого указания п.5 ст.174 НК РФ представляется в налоговый орган по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Факт подачи названной налоговой декларации в электронной форме по телекоммуникационному каналу связи через оператора электронного документооборота, а также факт наличия указанного в письменных пояснениях налогового органа договора на представление электронного документооборота Горошковым И.А. в ходе настоящего судебного разбирательства не оспаривался; доказательств иного суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган вправе был направить Горошкову И.А. требования об уплате недоимок и пени в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При этом, наличие в квитанции о приеме сведений о поступлении данных требований Горошкову И.А. свидетельствует о получении им соответствующих требований.

Представленная Горошковым И.А. распечатка с личного кабинета налогоплательщика (л.д.76, 77) не опровергает факт получения им требований через ТКС (телекоммуникационные каналы связи).

Вместе с тем, несмотря на своевременное получение указанных требований недоимка по страховым взносам административным ответчиком согласно объяснениям административного истца в полном объеме до настоящего времени не погашена, пени не уплачены.

Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, расчет задолженности и пени не оспорен.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пеней подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд являются ошибочными по следующим основаниям.

Согласно положениям ч.ч.1, 2, 3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, срок исполнения требования в отношении суммы, превысившей 3000 руб., истек 28.02.2018г.; заявление о выдаче судебного приказа подано налоговым органом 13.11.2019г. (л.д.35) одновременно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока (л.д.54), которое являлось предметом рассмотрения и оценки мирового судьи и было признано обоснованным постольку, поскольку несмотря на пропуск срока на обращение в суд мировым судьей был вынесен соответствующий судебный приказ (л.д.58).

Правовых оснований для оценки решения мирового судьи у суда не имеется, поскольку это не предусмотрено действующим административным законодательством.

В свою очередь, в случае несогласия административного ответчика с вынесенным мировым судьей судебным приказом, в том числе по мотиву пропуска налоговым органом срока на обращение в суд, административный ответчик вправе был в соответствии с ч.3 ст.123.8 КАС РФ обжаловать его в суд кассационной инстанции, однако этого не сделал.

05.12.2019г. указанный выше судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений Горошкова И.А. против исполнения судебного приказа (л.д.64), следовательно, в силу названных выше положений ст.48 НК РФ исковое заявление в районный суд могло быть подано налоговым органом в срок до 05.06.2020г. включительно.

Поскольку налоговый орган обратился в суд с иском к Горошкову И.А. 11.03.2020г. (л.д.1), срок на обращение в суд им пропущен не был.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая изложенное, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере (4% * 15 649,90) = 625,96 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск МИФНС России №28 по Санкт-Петербургу – удовлетворить.

Взыскать с Горошкова И.А. в пользу МИФНС России №28 по Санкт-Петербургу задолженность:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 1712 (одна тысяча семьсот двенадцать) руб. 58 коп.,

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 года в размере 13 400 (тринадцать тысяч четыреста) руб., пени в размере 536 (пятьсот тридцать шесть) руб. 88 коп.,

а всего – 15 649 (пятнадцать тысяч шестьсот сорок девять) руб. 90 коп.

Взыскать с Горошкова И.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 625 (шестьсот двадцать пять) руб. 96 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Л. Лемехова