ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-377/18 от 27.06.2018 Ейского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-377/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ейск 27 июня 2018 г.

Ейский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего - судьи Гумилевской О.В.,

при секретаре Чудиновой О.С.,

с участием помощника Ейского межрайонного прокурора Лобашовой Е.А.,

административного ответчика – главы Администрации Трудового сельского поселения Ейского района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования к Администрации Трудового сельского поселения Ейского района о признании незаконным бездействия администрации Трудового сельского поселения Ейского района и понуждении к совершению действий,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным иском к администрации Трудового сельского поселения Ейского района о признании незаконным бездействия администрации Трудового сельского поселения Ейского района, выразившееся в не принятии мер организационного характера по выполнению работ по формированию земельных участков, постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых жителями поселения в качестве кладбищ и не регистрации права собственности объекта недвижимого имущества – земельных участков, используемых в качестве места погребения в пос. Советский (кадастровый квартал ), пос. Дальний (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного в <адрес> (кадастровый квартал и просил обязать администрацию Трудового сельского поселения Ейского района принять меры организационного характера по формированию земельного участка, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, используемый в качестве места погребения в пос. Советский (кадастровый квартал ), <адрес> (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного южнее от <адрес> (кадастровый квартал ).

В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства. Ейской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Краснодарского края была проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле на территории Ейского района Краснодарского края, в том числе администрацией Трудового сельского поселения Ейского района.

Согласно п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, содержание мест захоронения, к которым ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) отнесены отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших. Земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ).

Указанные характеристики часть земной поверхности приобретает после государственного кадастрового учета недвижимого имущества путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, при этом подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе выполняется кадастровым инженером.

Право собственности и другие вещные права на земельный участок, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Как следует из ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В нарушение закона ответчиком не выполнены работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых в качестве места погребения, в <адрес> (кадастровый квартал ), пос. Дальний (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного в <адрес> (кадастровый квартал ) право собственности Трудового сельского поселения Ейского района на указанные земельные участки не зарегистрировано.

Отсутствие прав на гражданское кладбище создает не только сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает препятствия в осуществлении прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению данным объектом недвижимости.

В связи с тем, что установление прав на гражданское кладбище как объекта недвижимости в силу закона возложена на органы местного самоуправления, обязанность по выполнению указанных действий в отношении кладбища должна быть возложена на администрацию Трудового сельского поселения Ейского района.

Вопрос о бездействии Администрации Трудового сельского поселения Ейского района к принятию мер организационного характера по регистрации прав собственности на земельные участки, используемые в качестве места погребения являлся предметом для внесения 20.10.2017 г. представления об устранении нарушений земельного законодательства, о погребении и похоронном деле главе администрации Трудового сельского поселения Ейского района. Администрацией Трудового сельского поселения Ейского района дата рассмотрено представление Ейского межрайонного прокурора, факты, изложенные в представлении нашли свое подтверждение. Вместе с тем Администрацией Трудового сельского поселения Ейского района на момент подачи иска в суд мер организационного характера к устранению нарушений не принято: договора на выполнение кадастровых работ для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о земельных участках, используемых в качестве места погребения в <адрес> (кадастровый квартал ), <адрес> (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного в <адрес> (кадастровый квартал ) не заключены, в связи с чем, до настоящего времени право собственности за поселением на земельный участок не зарегистрировано.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Ейского межрайонного прокурора Лобашова Е.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме.

Представитель административного ответчика – глава Администрации Трудового сельского поселения Ейского района ФИО1 в судебном заседании не возражала по удовлетворению исковых требований, пояснив, что в настоящее время заключен договор между администрацией Трудового сельского поселения и ООО «Индивидуальный подход» на выполнение кадастровых работ на земельных участках, расположенных по адресу: <адрес>, кладбище и по адресу: <адрес>, кладбище Работы кадастровыми инженерами выполняются Земельный участок, на котором находится кладбище в поселке Советский, имеет площадь 1,2 га, что не соответствует новому СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В целях устранения этого несоответствия в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования Ейский район было направлено предложение об изменении предельно допустимых размеров земельных участков территориальной зоны «Зона ритуального назначения (ЗСН 1) с 10000 на 50000 кв.м. В соответствии с ответом из управления архитектуры от дата на внесение изменений в Правила землепользования и застройки Трудового сельского поселения, утвержденные решением Совета муниципального образования Ейский район от дата, необходимо не менее 3 месяцев. По окончанию этого периода будет заключен договор с ООО «Индивидуальный подход» на выполнение кадастровых работ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кладбище. По окончании выполнения кадастровых работ будет выполнена регистрация права собственности на земельные участки, используемые в качестве мест погребения в поселке Советский (кадастровый квартал ), поселке Дальний (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного южнее от поселка Заря Ейского района (кадастровый квартал ).

Суд, выслушав помощника Ейского межрайонного прокурора Лобашову Е.А., главу Администрации Трудового сельского поселения Ейского района ФИО1, изучив материалы дела, считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Ейской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Краснодарского края была проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле на территории Ейского района Краснодарского края, в том числе Администрацией Трудового сельского поселения Ейского района.

Согласно п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, содержание мест захоронения, к которым ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) отнесены отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

Земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ).

Указанные характеристики часть земной поверхности приобретает после государственного кадастрового учета недвижимого имущества путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, при этом подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе выполняется кадастровым инженером.

Право собственности и другие вещные права на земельный участок, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Установлено, что Администрацией Трудового сельского поселения не выполнены работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых в качестве места погребения умерших в пос. Советский (кадастровый квартал ), <адрес> (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного в <адрес> (кадастровый квартал ) не заключены, право собственности Трудового сельского поселения Ейского района на указанные земельные участки не зарегистрировано, в нарушение ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Отсутствие прав на гражданское кладбище создает не только сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает препятствия в осуществлении прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению данным объектом недвижимости.

В связи с тем, что установление прав на гражданское кладбище как объекта недвижимости в силу закона возложена на органы местного самоуправления, обязанность по выполнению указанных действий в отношении кладбища должна быть возложена на администрацию Трудового сельского поселения Ейского района.

Из материалов дела следует, что Ейским межрайонным прокурором 27.10.2017 г. в адрес главы Трудового сельского поселения Ейского района было вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, о погребении и похоронном деле (л.д.5-9).

Из ответа Администрации Трудового сельского поселения Ейского района на указанное представление прокурора от 30.11.2017 г. следует, что факты, изложенные в представлении, нашли свое подтверждение, ведется работа по устранению выявленных нарушений, нарушение законодательства о земле, погребении и похоронном деле допущено впервые, администрация сельского поселения примет меры по недопущению подобных нарушений (л.д. 10-11).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что во исполнение представления Ейского межрайонного прокурора, администрацией Трудового сельского поселения был заключен договор от 23.05.2018 года с ООО «Индивидуальный подход» на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель, расположенных по адресу: <адрес>, кладбище. В настоящее время работы выполняются (л.д.39). Также заключен договор с ООО «Индивидуальный подход» на выполнение кадастровых работ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кладбище. В настоящее время работы выполняются(л.д.39).

Кроме того, установлено, что земельный участок, на котором находится кладбище в поселке Советский, имеет площадь 1,2 га, что не соответствует новому СП 42.13330.2016 «СНиП дата-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (л.д.30-33). В связи с чем в целях устранения этого несоответствия администрацией Трудового сельского поселения в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> было направлено предложение об изменении предельно допустимых размеров земельных участков территориальной зоны «Зона ритуального назначения (ЗСН 1) с 10000 на 50000 кв.м. (л.д.24)

В соответствии с представленным суду ответом из управления архитектуры от дата на внесение изменений в Правила землепользования и застройки Трудового сельского поселения, утвержденные решением Совета муниципального образования <адрес> от дата, необходимо не менее 3 месяцев(л.д.25).

В судебном заседании глава Трудового сельского поселения Ейского района пояснила, что после устранения этого несоответствия будет заключен договор с ООО «Индивидуальный подход» на выполнение кадастровых работ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кладбище, по окончании выполнения которых будет выполнена регистрация права собственности на земельные участки, используемые в качестве мест погребения в поселке Советский (кадастровый квартал ), поселке Дальний (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного южнее от поселка <адрес> (кадастровый квартал ).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел подтверждения факт нарушения администрацией Трудового сельского поселения Трудовым Ейского района требований законодательства: а именно земельные участки, используемые в качестве места погребения: в поселке Советский (кадастровый квартал ), поселке Дальний (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного южнее от поселка <адрес> (кадастровый квартал ) не сформированы (не произведено их межевание), не поставлены на кадастровый учет и на них не зарегистрировано право муниципальной собственности Трудового сельского поселения Ейского района.

Согласно ч.1 ст.227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что административным ответчиком в настоящее время предпринят ряд мер, направленных на формирование указанных земельных участков и проведения кадастровых работ, необходимых для постановки на кадастровый учет земельных участков, используемых жителями поселения в качестве кладбищ, суд полагает необходимым удовлетворить аадминистративное исковое заявление Ейского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования к Администрации Трудового сельского поселения Ейского района о признании бездействия администрации Трудового сельского поселения Ейского района незаконным и понуждению к совершению действий, обязав Администрацию Трудового сельского поселения Ейского района устранить допущенные нарушения путем принятия мер организационного характера по формированию, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, используемые в качестве места погребения <адрес> (кадастровый квартал ), <адрес> (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного в пос. Заря Ейского района (кадастровый квартал ), в течение 3 месяцев со дня вынесения решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 218, 227 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Ейского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования к Администрации Трудового сельского поселения Ейского района о признании бездействия администрации Трудового сельского поселения Ейского района незаконным и понуждению к совершениюдействий, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Трудового сельского поселения Ейского района, выразившееся в непринятии мер организационного характера по выполнению работ по формированию земельных участков, постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых жителями поселения в качестве кладбищ и не регистрации права собственности объектов недвижимого имущества - земельных участков, используемых в качестве места погребения в <адрес> (кадастровый квартал ), <адрес> (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного в <адрес> (кадастровый квартал ).

Обязать Администрацию Трудового сельского поселения Ейского района устранить допущенные нарушения путем принятия мер организационного характера по формированию земельных участков, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, используемые в качестве места погребения <адрес> (кадастровый квартал ), <адрес> (кадастровый квартал ), а также земельного участка, расположенного в <адрес> (кадастровый квартал ), в течение 3 месяцев со дня вынесения решения суда.

Обязать Администрацию Трудового сельского поселения Ейского района сообщить в Ейский районный суд и Ейскому межрайонному прокурору об исполнении решения по данному административному делу в срок не позднее 10 дней со дня истечения срока, установленного в решении суда для его исполнения.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы, через Ейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть, с 27.06.2018 года.

Судья

Ейского районного суда О.В. Гумилевская