ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3781/19 от 06.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

38RS0034-01-2019-004514-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года г. Иркутск

Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Заблоцкой М.Н., при секретаре судебного заседания Бекназаровой М.О., с участием административного ответчика – Гречаного С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-642/2020 по административному исковому заявлению МИФНС России № 19 по Иркутской области к Гречаного С.М. о взыскании суммы задолженности по транспортному налогу и пени

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 19 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к Гречаному С.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени. В обоснование административного искового заявления указано, что административный ответчик является собственником транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, а именно: «Камаз 5320», государственный регистрационный знак *** региона, «ВАЗ 21093», государственный регистрационный знак *** региона, «Камаз 532120», государственный регистрационный знак *** региона, «Хюндай Грейс», государственный регистрационный знак *** региона.

В связи с тем, что административный ответчик в установленный законом срок не исполнил обязанность по уплате транспортного налога, в его адрес заказным письмом направлено требование об уплате налога (пени). Вынесенный по указанному требованию судебный приказ мирового судьи о взыскании задолженности по транспортному налогу, а также пени, на основании заявления должника отменен. До настоящего времени требование об уплате налога (пени) налогоплательщиком не исполнено. Просит взыскать с административного ответчика Гречаного С.М. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 12.655 руб., пени в размере 191 руб. 51 коп. за неуплату транспортного налога за 2017 год.

Административный ответчик Гречаный С.М. присутствовал в судебном заседании, пояснений по заявленным требованиям не давал. Административным ответчиком представлены письменные возражения, в которых он указал, что в соответствии с п. 5 ст. 12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Исходя из положений ст. 45.1 НК РФ налоговые перечисления в бюджет РФ являются добровольными. Транспортные средства не эксплуатируются. Возражает против налоговых сборов в связи с невозможностью снять с учета. Просил отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.Представлены возражения относительно возражений административного ответчика, в обоснование которых указано, что доводы Гречаного С.М. основаны на неверном понимании норм закона. Пункт 5 статьи 12 НК РФ предусматривает такой налоговый режим, в силу которогофедеральные, региональные и местные налоги могут быть отменены исключительно в силу прямого указания на это нормами НК РФ.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Объектом налогообложения признаются автомобили и иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Гречаный С.М. является собственником транспортных средств, что подтверждается сведениями ГИБДД, а потому является плательщиком транспортного налога.

Доводы административного ответчика о том, что в силу положений п.5 ст.12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменены основаны на неверном понимании закона. Не согласны с возражениями административного ответчика в отношении толкования ст. 45.1 НК РФ, согласно которой единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц. В связи с этим, с 1 января 2019 года физические лица могут в добровольном порядке заранее внести единым налоговым платежом сумму денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц, а также с 1 января 2020 года налога на доходы физических лиц. При этом, данная статья не отменяет обязанности по уплате налогов, установленных Конституцией РФ, а лишь предоставляет право налогоплательщику уплатить налог досрочно.

Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Административное дело рассматривается по общим правилам производства в суде первой инстанции, с учетом особенностей, установленных главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, достаточности в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Иркутской области «О транспортном налоге» от 04.07.2007 № 53 – ОЗ (принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20.06.2007 № 33/2/1/СЗ) на территории Иркутской области установлен транспортный налог. В соответствии со ст.1 данного закона установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п.1 ст. 360 НК РФ).

Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Налоговые органы как следует из п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. 3 ст. 75 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Судом установлено, что Гречаный С.М. является собственником следующих транспортных средств: «Камаз 5320», государственный регистрационный знак *** региона, «ВАЗ 21093», государственный регистрационный знак *** региона, «Камаз 532120», государственный регистрационный знак *** региона, «Хендай Грейс», государственный регистрационный знак *** региона. Являясь законным владельцем транспортных средств, подлежащих налогообложению в налоговый период 2017 года, Гречаный С.М. обязан был уплатить транспортный налог не позднее 3 декабря 2018 года.

06.07.2018 в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление № 12199925 от 24.06.2018, на основании которого Гречаный С.М. обязан в срок до 03.12.2018 уплатить транспортный налог в размере 12655 руб. за налоговый период 2017 года.

Однако, данная обязанность административным ответчиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты транспортного налога не была исполнена.

В связи с чем, 15.02.2019 налоговый орган заказным письмом в адрес налогоплательщика направил требование № 7309 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 01.02.2019 в сумме недоимки по транспортному налогу в размере 12655 рублей, пени за неуплату транспортного налога в размере 191 рублей 51 копеек. Срок исполнения требования до 15.03.2019.

Административным истцом представлен расчет транспортного налога за 2017 год, пени, начисленной за несвоевременную уплату налога, которая судом проверена, произведена правильно, в связи с чем, расчет положен в основу решения суда.

Сведений об исполнении Гречаным С.М. требований налогового уведомления и налогового требования в материалы дела не представлено.

Задолженность по транспортному налогу в размере 12655 рублей, пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога в размере 191 рублей 51 копеек, до настоящего времени не погашена, что административным ответчиком не оспаривается.

Возражений относительно расчета либо иного расчета административным ответчиком не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области о взыскании с Гречаного С.М. задолженности по транспортному налогу, пени.

Суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что Налоговым кодексом Российской Федерации отменяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы, налоговые перечисления в бюджет РФ являются добровольными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

В силу п. 5 ст. 12 НК РФ отмена федеральных, региональных и местных налогов и сборов, как видов налоговых платежей, допускается посредством внесения изменений в Кодекс. Отмена налога предполагает собой исключение его из Кодекса. Вместе с тем, в настоящее время глава 28 «Транспортный налог», глава 31 «Земельный налог» и глава 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ не отменены и продолжают применяться.

С 01.01.2019 Федеральным законом от 29.07.2018 № 232-ФЗ введены положения статьи 45.1 Кодекса «Единый налоговый платеж физического лица» (далее - ЕНП).

Единый налоговый платеж является аналогом электронного кошелька, куда гражданин может добровольно перечислить денежные средства для уплаты налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.

С 01.01.2020 с помощью единого налогового платежа также можно уплатить налог на доходы физических лиц.

Таким образом, единый налоговый платеж - это дополнительный способ уплаты имущественных налогов и налога на доходы физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц. Факт наличия такого дополнительного способа не освобождает от уплаты указанных налогов.

Вместе с тем, у налогоплательщика сохраняется право уплачивать налоги по существующей схеме, то есть на соответствующие налоговым обязательствам коды бюджетной классификации, указанные в налоговом уведомлении, в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 45.1 Кодекса, пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщик вправе уплатить единый налоговый платеж, который будет зачтен налоговым органом в счет предстоящих платежей по имущественным налогам, уплаты недоимки и пени по ним, а также налога на доходы физических лиц.

Доводы административного ответчика о том, что транспортные средства не эксплуатируются и не могут быть сняты с регистрационного учета, не имеют правового значения, поскольку в силу действующего налогового законодательства, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта эксплуатации транспортного средства, то есть фактического пользования.

Проверяя соблюдение срока обращения истца в суд с предъявленными требованиями, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 8 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 286 КАС РФ).

На основании части 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что 04.09.2019 и.о. мирового судьи судебного участка № 23 Ленинского района г. Иркутска, мировым судьей судебного участка № 122 Ленинского района г. Иркутска вынесен судебный приказ о взыскании с Гречаного С.М. в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области задолженности по транспортному налогу в размере 12655 руб. и пени в размере 191 руб. 51 коп.

14.10.2019 указанный судебный приказ был отменен по заявлению должника, на основании определения мирового судьи судебного участка №23 Ленинского района г. Иркутска.

МИФНС России № 19 по Иркутской области обратилась в суд с настоящим иском 23.12.2019, о чем свидетельствует штамп входящей регистрации Ленинского районного суда г. Иркутска, следовательно, шестимесячный срок обращения в суд, установленный ч. 3 ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ налоговой инспекцией не пропущен, т.к. административный иск подан в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.19 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход муниципального бюджета.

Таким образом, исходя из положений ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход муниципального образования «город Иркутск» подлежит взысканию госпошлина в размере 513руб. 86 коп.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск МИФНС России № 19 по Иркутской области удовлетворить.

Взыскать с Гречаного С.М. (проживающего по адресу: ***), сумму задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 12655 руб. и пени в размере 191 руб. 51 коп.

Взыскать с Гречаного С.М. в доход бюджета муниципального образования «город Иркутск» госпошлину в размере 513 руб. 86 коп.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.

Судья М.Н. Заблоцкая

Мотивированное решение изготовлено 14.02.2020.