Дело № 2а-3781/2023
91RS0024-01-2023-002392-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2023 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием представителя истца Русакова С.С. – Аванесяна К.Г., представителя ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – Керенской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Русакова Станислава Сергеевича к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сурниковой Наталье Александровне, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения незаконным, заинтересованное лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Бальнеостройпром»,
установил:
Русаков С.С. обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым со следующими требованиями: признать незаконным и отменить решение государственного регистратора Сурниковой Н.А. от <дата>№<номер> об отказе в государственной регистрации прав в отношении жилого дома площадью 653,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> обязать орган регистрации повторно рассмотреть заявление истца о государственной регистрации перехода права собственности на указанный жилой дом. Оспариваемое решение, по мнению истца, принято в отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных Федеральным законом от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом нарушает его права и законные интересы.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены: государственный регистратор Сурникова Наталья Александровна – в качестве соответчика; ООО «Бальнеостройпром» - в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель истца Русакова С.С. – Аванесян К.Г. поддержал иск, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Керенская А.А. возражала против иска, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Установлено, что заинтересованному лицу ООО «Бальнеостройпром» (юридическое лицо Украины) принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 653,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от <дата>.
<дата> ООО «Бальнеостройпром» заключило с истцом Русаковым С.С. договор об отступном №<номер> согласно которому ООО «Бальнеостройпром» передает Русакову С.С. жилой дом в качестве отступного с прекращением обязательства ООО «Бальнеостройпром» перед Русаковым С.С. по договору инвестирования и строительства объекта недвижимости от <дата>
<дата> ООО «Бальнеостройпром» и Русаков С.С. обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом, приложив к заявлениям копию указанного выше договора об отступном.
Уведомлением государственного регистратора Сурниковой Н.А. от <дата>№<номер> осуществление государственной регистрации прав приостановлено на основании пунктов 5, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В качестве основания приостановления указано, что согласно Указу Президента РФ от <дата> N 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» сделки с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций). Заявителям рекомендовано представить в орган регистрации разрешение на исполнение договора Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Уведомлением государственного регистратора Сурниковой Н.А. от <дата>№<номер> заявителям отказано в государственной регистрации перехода права собственности прав на жилой дом в связи с не устранением причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 2 ч. 2 этой же статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статья 26 Федерального Закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Федерального Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом, государственным регистратором было установлено, что собственником жилого дома является юридическое лицо Украины - ООО «Бальнеостройпром».
Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р Украина включена в перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц.
Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 приняты временные меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации (далее – Указ №81).
Подпунктом «а» пункта 1 Указа №81 со 2 марта 2022 года установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе, если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), в том числе сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемых (исполняемых) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Подпунктом «б» пункта 1 Указа №81 предусмотрено, что указанные сделки (операции) могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок.
Подпунктом «б» пункта 1 Указа №81 Правительству Российской Федерации поручено в 5-дневный срок утвердить порядок выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 настоящего Указа.
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях и внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – Правила №295).
В соответствии с пунктами 13, 16 Правил №295 разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), содержащим условия осуществления (исполнения) такой сделки (операции), отказом в выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) является оформленное уполномоченным органом решение подкомиссии, в состав которой входят по одному представителю от Администрации Президента Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, Центрального банка Российской Федерации и которая возглавляется руководителем уполномоченного органа (далее - подкомиссия).
Подкомиссия вправе принимать решения о выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) неопределенному кругу лиц.
Пунктом 2 выписки из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 17 марта 2022 года N 12 разрешено резидентам осуществление (исполнение) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, отчуждаемое физическим лицом, являющимся иностранным лицом, связанным с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, при условии зачисления денежных средств по таким сделкам (операциям) на счет типа «С» в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».
Из приведенных норм следует, что для совершения (исполнения) сделок в отношении недвижимого имущества с резидентами иностранных государств, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, необходимо разрешение Правительственной комиссии. Исключение установлено (выдано разрешение неопределенному кругу лиц) для договоров купли-продажи, влекущих возникновение права собственности на недвижимое имущество у резидентов Российской Федерации, при условии зачисления денежных средств по сделке на счет типа «С». Для договоров об отступном исключения не предусмотрены.
Поскольку заявители не представили разрешение Правительственной комиссии на осуществление (исполнение) договора об отступном, которым предусмотрен переход права собственности на недвижимое имущество от юридического лица Украины к гражданину Российской Федерации, государственный регистратор принял законное и обоснованное решение о приостановлении, а затем об отказе в государственной регистрации прав.
Таким образом, суд оставляет без удовлетворения требование истца о признании решения незаконным, и производное от него требование о возложении обязанности.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ суд оставляет расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Русакова Станислава Сергеевича – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято 31 августа 2023 года.