ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3786/2022 от 15.03.2022 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-3786/2022

86RS0004-01-2022-002867-96

Решение

Именем Российской Федерации

город Сургут 15 марта 2022 года

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Шерстобитова О.В., при секретаре Выбрик А.И., с участием административного истца Ворниковой О.В., ее представителя – адвоката Жилина А.В., административного ответчика – представителя Администрации города Храмкова Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ворниковой ОВ к Администрации города Сургута Ханты - Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании Постановления Администрации города Сургута,

установил:

Ворникова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать Постановление Администрации города Сургута № 5798 от 31.07.2018 «Об утверждении проекта межевания территории микрорайона Железнодорожников города Сургута» в части объединения земельного участка земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с земельным участком кадастровым номером <данные изъяты> незаконным и нарушающим ее законные права, свободы и законные интересы.

В обоснование требований указала, что ею было приобретено с публичных торгов в собственность арестованное имущество незавершенный строительством спортивно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном и гостиницей, площадь застройки I 917,5 кв. м., степень готовности - 5 % инв , кадастровый , но договору купли-продажи арестованного имущества № 25 от 28.03.2017, находящийся на земельном участке площадью 3 902 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>.

Для окончания строительства Администрация муниципального образования городской округ Сургут предоставила ей по договору аренды земельного участка № 139 от 02.10.2019, земельный участок, расположенный в территориальной зоне ОД.4 (ДОУ) - микрорайон Железнодорожников, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>, площадь участка 3 902 кв. метров, сроком действия договора с 23.07.2019 года по 22.07.2022 года.

В целях завершения строительства незавершенного объекта она обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута для согласования схемы движения автотранспорта, направив почтой России соответствующее заявление, принятое департаментом 02.09.2021.

Согласно ответу от 12.01.2022, Администрация города Сургута сообщила, что в соответствии с проектом межевания территории микрорайона Железнодорожников, утвержденным постановлением Администрацией города от 31.07.2018 года № 5798 территория под строительство спортивно-оздоровительного комплекса преобразована в земельный участок (:ЗУЗЛ) под дошкольное, начальное и среднее общее образование путем объединения участков с кадастровыми номерами <данные изъяты><данные изъяты>. Необходимость изъятия земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не имеется.

По мнению административного истца, Администрация города Сургута фактически перераспределила земельный участок, преобразовав путем объединения двух участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, в отсутствие каких-либо соглашений с лицом, которому предоставлен земельный участок, что не допустимо в одностороннем порядке.

В судебном заседании административный истец Ворникова О.В. с представителем – адвокатом Жилиным А.В. поддержали требования административного искового заявления, просили его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации города Сургута Храмков Ю.В. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Сообщил, что Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов.

Поскольку объединение земельных участков в данном случае является частью полномочия по предоставлению земельных участков, отмечает, что непосредственно решение об объединении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> Администрацией города не принималось. Подобное Решение оформляется распоряжением Администрации города, однако таковое отсутствует, в соответствии с ч. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ необходимо согласие административного истца при действующем договоре аренды земельного участка.

Рассмотрение проекта межевания и его утверждение проходило в соответствии с Градостроительным кодексом РФ через процедуру публичных слушаний, которые состоялись 19.04.2018 на основании постановления Главы города от 22.03.2018 № 50 о назначении публичных слушаний в присутствии 29 человек.

Оповещение о назначении публичных слушаний было размещено 19.03.2018 на официальном портале Администрации города в разделе «Новости в сфере градостроительства», в газете «Сургутские ведомости» от 24.03.2018 № 11 (844) и на информационных стендах в микрорайоне.

На период разработки и утверждения документации по межеванию территории договор аренды на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствовал и строительство объекта не велось. Договор аренды земельного участка для целей окончания строительства спортивно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном и гостиницей был подписан от 02.10.2019, а прошёл государственную регистрацию 01.11.2019, то есть после утверждения проекта межевания.

Заключение по результатам публичных слушаний размещено в газете «Сургутские Ведомости» от 03.06.2018 № 24, а также на официальном портале Администрации города.

Принятое постановление размещено газете «Сургутские Ведомости» от 11.08.2018 № 31, на официальном портале Администрации города.

Поскольку проект межевания утверждён в соответствии с требованиями закона, не доказано нарушение каких-либо прав административного истца проектом межевания, основания для удовлетворения административного иска, по мнению Администрации города, отсутствуют.

Выслушав административного истца с представителем, административного ответчика - представителя Администрации города Сургута, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Как следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области земельных отношений и градостроительной деятельности относится в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

В судебном заседании установлено, что административный истец Ворникова О.В. 01.09.2021 обращалась в Администрацию города Сургута с заявлением о согласовании схемы организации движения автотранспорта к объекту «Спортивно-оздоровительному комплексу с плавательным бассейном и гостиницей» по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>.

Согласно ответу заместителя Главы города от 30.09.2021 административному истцу в согласовании схемы организации движения автотранспорта было отказано так как в соответствии с проектом межевания территорий микрорайона Железнодорожников, утвержденным постановлением Администрации города Сургута от 31.07.2018 № 5798 территория под строительство спортивно-оздоровительного комплекса преобразована в земельный участок (:ЗУЗ.1) под дошкольное, начальное и среднее общее образование путем объединения участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

12.01.2022 Администрация города Сургута на обращение административного ответчика сообщила, что в соответствии с проектом межевания территории микрорайона Железнодорожников, утвержденным постановлением Администрацией города от 31.07.2018 года № 5798 территория под строительство спортивно-оздоровительного комплекса преобразована в земельный участок (:ЗУЗЛ) под дошкольное, начальное и среднее общее образование путем объединения участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Необходимость изъятия земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не имеется.

Из административного искового заявления и пояснений представителя административного истца следует, что наличие указанного отказа в согласовании схемы организации движения автотранспорта явилось причиной обращения административного истца в суд.

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ч. 1).

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч. 2).

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч.5).

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

В соответствии с ч.1 ст.41.1 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

Согласно ч.4 ст.41.1. Градостроительного кодекса РФ, видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 42 указанного Кодекса, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности красные линии.

В соответствии со статьей 43 этого же Кодекса подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3).

Постановлением Администрации города Сургута от 31.07.2018 № 5798 были утверждены проект планировки и проект межевания микрорайона Железнодорожников города Сургута.

Установлено, что данное оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, в том числе, с проведением публичных слушаний (статьи 45, 46, 46.1 Градостроительного кодекса РФ), опубликовано в газете «Сургутские ведомости» от 11.08.2018 № 31.

Заключение по результатам публичных слушаний было опубликовано в газете «Сургутские ведомости» от 04.06.2012 № 24.

Как было ранее отмечено, на период разработки и утверждения документации по межеванию территории договор аренды на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствовал и строительство объекта не велось. Договор аренды земельного участка для целей окончания строительства спортивно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном и гостиницей был подписан от 02.10.2019, а прошёл государственную регистрацию 01.11.2019, то есть после утверждения проекта межевания.

Таким образом, судом не выявлено несоответствия постановления Администрации города от 31.07.2018 № 5798 «Об утверждении проекта межевания территории микрорайона железнодорожников города Сургута» Генеральному плану муниципального образования городской округ город Сургут, а также Правилам землепользования и застройки на территории города Сургута.

Суд также считает необходимым отметить, что ни в мотивировочной, ни в просительной части административного искового заявления не указано, в какой именно части, каким конкретно нормативным положениям Генерального плана и Правил землепользования и застройки не соответствует оспариваемое постановление.

При таких обстоятельствах административное исковое требование о признании незаконным и противоречащим законодательству Постановления Администрации города Сургута от 31.07.2018 № 5798, в части объединения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175, 178-180, 182, 215, 217, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Ворниковой ОВ к Администрации города Сургута Ханты - Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным Постановления Администрации города Сургута № 5798 от 31.07.2018 «Об утверждении проекта межевания территории микрорайона Железнодорожников города Сургута» в части объединения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с земельным участком кадастровым номером <данные изъяты> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Судья О.В. Шерстобитов

КОПИЯ ВЕРНА 28 марта 2022 года

Подлинный документ находится в деле № 2а-3786/2022

86RS0004-01-2022-002867-96

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

_____________________________ О.В. Шерстобитов

Судебный акт не вступил в законную силу

«_____»__________________20_____г.

Секретарь суда ______________