ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-378/18 от 11.10.2018 Санкт-петербургского гарнизонного военного суда (Город Санкт-Петербург)

Д-№ 2а-378/2018

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2018 года г. Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд под председательством судьи КОРИНЕВСКОГО И.Е., при секретаре ДЮВАЛЬ Ж.В., с участием административного истца – <данные изъяты>ФИО1, рассмотрев, в открытом судебном заседании в помещении суда, административное дело по исковому заявлению ФИО1 к начальнику филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» (ОСК СФ - 1 ФЭС) и к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (ОСК СФ) об оспаривании ответа, связанного с невыплатой понесенных расходов за период нахождения в служебной командировке, -

у с т а н о в и л :

Обратившись в суд с иском, ФИО1 просил:

- признать незаконным ответ ВрИО начальника филиала ОСК СФ - 1 ФЭС от 06.08.2018 № 4233;

- обязать ответчика выплатить командировочные расходы при нахождении в служебной командировке с 07.11.2017 по 10.11.2017 за проживание в сумме 19 442 руб. 73 коп. и суточные расходы в сумме 1200 руб.

В судебном заседании ФИО1 свои требования поддержал и просил их удовлетворить. В обоснование указал, что ранее он проходил военную службу по контракту в должности командира в/ч № <данные изъяты>. В соответствии с указаниями начальника ГШ ВС РФ от 16.10.2017 и приказа командующего СФ от 02.11.2017 № 2481 он был направлен в служебную командировку в Москву с 07 по 10.11.2017. Поскольку на его телефонные звонки работники гостиницы «Славянка» - филиала ОАО «Гостиничный комплекс «Славянка» сообщили ему об отсутствии возможности забронировать номер в названный период, то истец, по совету тех же работников, вынужден был забронировать однокомнатный номер гостиницы через интернет на одном из международных сайтов по бронированию, так как на обозначенный период у них имелись свободные номера данной гостиницы. Также ФИО1 была дистанционно (онлайн) произведена оплата забронированного номера согласно тарифу гостиницы за три дня проживания в размере 19 442 руб. 73 коп. Деньги были перечислены истцом через интернет с учетом предварительных услуг, оказываемых при бронировании гостиницы. Факт его проживания подтвержден соответствующими справками данной гостиницы, также согласно прейскуранту подтвержден тариф на однокомнатный номер. По прибытию из указанной служебной командировки он не смог своевременно обратиться по команде за получением командировочных расходов, так как в конце 2017 года находился в походе, а в первом полугодии, в связи с увольнением со службы, сдавал дела и должность командира части и находился в полагаемых отпусках, а также принимал меры по истребованию подтверждающих документов проживания в гостинице, которые являются исчерпывающими. Перед своим исключением из списков личного состава воинской части с 21.06.2018 и после получения необходимых документов о проживании в однокомнатном номере, истец подал рапорт по команде вышестоящему командиру с приложением подтверждающих расходы документов и просил издать соответствующий приказ. Такой приказ был издан и все документы были направлены командиром части в финансовый орган для производства оплаты командировочных расходов. Однако оспариваемым сообщением от 06.08.2018 ВрИО начальника филиала ОСК СФ - 1 ФЭС, адресованное командиру в/ч № <данные изъяты>, весь пакет документов был возвращен без реализации в виду отсутствия, по мнению ответчика, подтверждающих документов о проживании. Данный ответ с приложенными документами был направлен ему письмом из в/части по месту избранного жительства в Санкт-Петербург и получен в сентябре с.г. ФИО1 считал, что данное письмо нарушает его права, так как препятствует ему получить затраченные им командировочные расходы, а поэтому, ссылаясь на действующее законодательство, просил признать иск обоснованным.

Ответчики - начальник филиала ОСК СФ - 1 ФЭС и представитель ОСК СФ в поданных возражениях, каждый в отдельности, иск ФИО1 не признали и просили отказать в его удовлетворении. В обоснование, со ссылкой на отдельные нормы Федеральных законов от 27.05.1998 № 76-ФЗ и 07.11.2011 № 306-ФЗ, постановление Правительства РФ от 01.02.2011 № 43 и приказ МО РФ от 30.12.2011 № 2700 (Порядок), указали, что истцу в возмещении командировочных расходов отказано не было, документы 06.08.2018 были возвращены в часть для приведения в соответствие с требованиями нормативных актов, так как истцом не представлены к авансовому отчету, документы подтверждающие размер фактических затрат на проживание в гостинице, что предусмотрено пунктом 124 Порядка. По мнению ответчиков, филиал не отказывал истцу в возмещении командировочных расходов, а возвратил командованию части документы для исправления недостатков. При таких обстоятельствах каждый ответчик полагал заявленный иск необоснованным в виду отсутствия нарушения прав истца. Ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли и письменно просили рассмотреть дело без их участия.

Заслушав объяснения стороны и исследовав представленные доказательства, суд приходит к убеждению, что его иск ФИО1 подлежит удовлетворению частично.

В ходе судебного заседания установлены следующие обстоятельства по делу.

Копией военного билета установлено, что истец с 02.08.1980 по 21.06.2018 проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ.

Выпиской из приказа командира в/ч № <данные изъяты> от 07.06.2018 № 54-ДД (по строевой части) подтверждается, что командир в/ч № <данные изъяты> СТЕПЕНЕНКО, уволенный по возрасту в соответствии с приказом МО РФ от 10.05.2018 № 260 с военной службы в запас, был исключен из списков личного состава воинской части с 21.06.2018 и направлен для постановки на воинский учет в военкомат Санкт-Петербурга.

Согласно копии приказа командующего СФ от 02.11.2017 № 2481 «О направлении в служебную командировку» (п.п. 1 и 3) истец, в числе других военнослужащих, был направлен в служебную командировку в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва) с 07 по 10.11.2017. Этим же приказом было определено о производстве ФИО1 установленным порядком через филиал ОСК СФ - 1 ФЭС выплаты на командировочные расходы и проезд воздушным транспортом к месту командировки и обратно к месту службы по маршруту: г. Мурманск - г. Москва и обратно.

Выписками из приказов командира войсковой части 34357 от 03.11.2017 № 849 и от 13.11.2017 № 881 установлено, что истец убыл в служебную командировку в СФ ФС РФ (г. Москва) с 07 по 10.11.2017, а прибыв из нее, стал полагаться с 11.11.2017 приступившим к исполнению служебных обязанностей.

Копией выданного ФИО1 командировочного удостоверения от 02.11.2017 № 46/50, подтверждается его нахождение в такой командировке в СФ ФС РФ в обозначенный период, что соответствует отметкам в названные даты его пребывания в Москве. Здесь же имеется штамп о его следовании в командировку бесплатно самолетом ВТА.

Из скриншота мобильного телефона истца усматривается, что он 02.11.2017 через международный сайт «Agoda.com» забронировал в гостинице «Славянка» однокомнатный номер с 07 по 10.11.2017 и ему выставлен счет к оплате в размере 19 442 руб. 73 коп. Также имеется скриншот номера бронирования этой гостиницы за № 235889217, в указанные время и сумму.

Из копий утвержденного директором гостиницы «Славянка» прейскуранта на тарифы в данной гостинице, двух справок администратора и менеджера службы приема и размещения гостиницы «Славянка» от 09.11.2017 и от 08.10.2018 следует, что ФИО1 действительно проживал в гостинице с 07 по 10.11.2017 в стандартном улучшенном номере, стоимостью 6300 руб. за сутки, оплата за который была произведена через сайт «Agoda.com».

Копией рапорта ФИО1 от 20.06.2018 командиру в/ч № <данные изъяты> подтверждается, что он просил оплатить ему командировочные расходы и стоимость проживания в гостинице «Славянка» в период нахождения в служебной командировке с Совете Федерации ФС РФ (г. Москва) с 07 по 10.11.2017. Здесь же имеется резолюция должностного лица «в приказ» от 21.06.2018.

Из копии заверенного командиром в/ч № <данные изъяты> авансового отчета видно, что истец израсходовал на проживание в названный период в гостинице 19 442,73р., а его суточные расходы составили 1200р.

Выпиской из приказа командира в/ч 34357 от 16.07.2018 № 551 установлено, что на основании рапорта военнослужащего и авансового отчета было приказано оплатить ФИО1 командировочные расходы за период с 07 по 10.11.2017.

Оспариваемым сообщением ВрИО начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» от 06.08.2018 № ФЭС/3/ОП-4233 в адрес командира в/ч № <данные изъяты>, подтверждается факт возвращения авансового отчета ФИО1 с приложенными документами на 17 листах для приведения в соответствии с требованиями нормативных актов. В обоснование этого имеется ссылка на указания командующего СФ от 12.01.2018 № 76/7 о необходимости предварительного согласования в финансовом органе приказа на предмет объемами бюджетных ассигнований с указанием пункта Плана служебных командировок Северного флота на 2018 год, чего нет в приказе командира в/ч № <данные изъяты> от 16.07.2018 № 551. Далее должностное лицо полностью воспроизводит абзац 1 п. 124 Порядка, утвержденного приказом МО РФ от 30.12.2011 № 2700, и п/п. «а» абзаца 2 данного пункта, после чего делает вывод о не приобщении к авансовому отчету документов, подтверждающих размер фактических затрат ФИО1 на командировку.

Вместе с тем, суд отмечает, что ответчик в этом сообщении не воспроизвел абзац 2 пункта 124 Порядка, введенный приказом МО РФ от 18.10.2016 № 674, и который существенно изменяет смысл и содержание подпунктов «а» и «б», относящихся именно к данному абзацу.

Оценивая установленные обстоятельства, суд исходит из следующего.

По общему правилу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

При этом согласно разъяснениям абзаца 2 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд проверяет обоснованность оспариваемого решения, действия, бездействия лишь по тем обстоятельствам, которые являлись предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, не изменяя основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В соответствии с пунктом 9 статьи 20 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств МО РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за счет средств федерального бюджета» [в действующей редакции] установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, в конкретном споре военнослужащим, по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему предоставляется бесплатное жилое помещение) осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, по следующим нормам:

- военнослужащим, имеющим соответственно воинские звания высших офицеров или звания высшего начальствующего состава или занимающим должности, подлежащие замещению высшими офицерами, а также полковникам (капитанам 1 ранга), занимающим командные (руководящие) должности, перечни которых утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу военнослужащие, - не более стоимости двухкомнатного номера;

- остальным военнослужащим - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

Кроме того, пунктом 1 постановления Правительства РФ от 01.02.2011 № 43 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за счет средств федерального бюджета» [в действующей редакции] установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) - главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу, в конкретном споре военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Так, пунктом 122 приказа МО РФ от 30.12.2011 № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» [в действующей редакции] определено о возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Согласно абзацу 1 пункта 124 указанного Порядка военнослужащим, направленным в командировки, возмещаются расходы по найму жилого помещения в соответствии с вышеназванным постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 467.

Вместе с тем, абзац 2 пункта 124 Порядка прямо предусматривает, что в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице оплата расходов по бронированию и найму жилого помещения (далее - проживание) производится на основании следующих документов, подтверждающих размер фактических затрат:

а) при проживании в жилом помещении организации, предоставляющей гостиничные услуги: счет или другой документ организации, предоставляющей гостиничные услуги, подтверждающий фактические затраты по проживанию без учета стоимости дополнительных услуг, заверенный печатью установленного образца данной организации; кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники - документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;

б) при проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги: договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники - приходный кассовый ордер или документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Проживание вне гостиниц оформляется приказом должностного лица, направляющего в командировку.

Анализ приведенного законодательства, относительно оспариваемого сообщения ответчика от 06.08.2018, позволяет суду прийти к выводу о том, что должностное лицо в своем сообщении командиру в/ч № <данные изъяты> не в полной мере проверило расходы на служебную командировку, произведенные истцом ФИО1, и правильно их оценило применительно к названному законодательству.

Как установлено судом, истец был направлен в служебную командировку во исполнение указания ГШ ВС РФ от 16.10.2017 и на основании приказа командующего СФ от 02.11.2017 № 2481 «О направлении в служебную командировку» (п.п. 1 и 3), в котором также было приказано о производстве ФИО1 установленным порядком через филиал ОСК СФ - 1 ФЭС выплат на командировочные расходы. Между тем, ответчик в своем сообщении указал об отсутствии в представленных воинской частью документах истца плана служебных командировок на 2018 год в соответствии с указаниями командующего СФ от 12.01.2018 № 76/7. Суд считает, что сторонам должно быть очевидно о том, что ФИО1 находился в служебной командировке в ноябре 2017 года на основании приказа командующего СФ от 02.11.2017 № 2481, а поэтому требовать от командования в/ч № <данные изъяты> такого плана, необходимость представления которого возникла только после января 2018 года, у ответчика законных оснований не имелось. По изложенным доводам суд полагает данное письмо неправомерным в этой части.

Что же касается ссылок должностного лица в оспариваемом сообщении на абзац 1 пункта 124 Порядка, то они являются правильными. Вместе с тем, ссылки ответчика в данном сообщении на подпункт «а» абзаца 2 пункта 124 Порядка без приведения самого абзаца 2, которые были введены приказом МО РФ от 18.10.2016 № 674, считаться правомерными не могут, поскольку финансовый орган вправе был требовать от истца перечень документов перечисленных в п/п. «а» абзаца 2 п. 124 Порядка лишь в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания ФИО1 не в гостинице. Между тем, в своем сообщении должностное лицо, упустив абзац 2, произвольно и расширительно применило требования о необходимости представления документов, перечисленных в п/п. «а», к абзацу 1 пункта 124 Порядка. С таким утверждением ответчика суд не может согласиться, так как он противоречит смыслу и содержанию пункта 1 постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 467 и самому абзацу 1 пункта 124 Порядка. Между тем, указанный перечень документов необходимо представлять военнослужащему, проживавшему не в гостинице.

Так, в пункте 1 названного постановления Правительства РФ, которое имеет большую юридическую силу, чем приказ МО РФ от 30.12.2011 № 2700 утвердивший Порядок, прямо предусмотрено, что возмещение расходов военнослужащим, направленным в служебную командировку, по бронированию и найму жилого помещения осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, по норме, в конкретном споре - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера. При этом в постановлении не приведены требования по представлению документов, которые содержаться в п/п. «а» и «б» абзаца 2 пункта 124 Порядка. Иными словами из смысла изложенного в пункте 1 постановления Правительства РФ следует, что фактические затраты по бронированию и найму жилого помещения могут быть подтверждены соответствующими другими документами.

Как видно из дела, истец проживал с 07 по 10.11.2017 в гостинице «Славянка» - филиала ОАО «Гостиничный комплекс «Славянка», о чем были представлены справки из гостиницы со сведениями, подтверждающими фактическое проживание ФИО1 в обозначенный период и утвержденный прейскурант на однокомнатный номер и его стоимость в сутки, а также обстоятельства перечисления денежных средств истцом и их поступления на счет гостиницы через сайт международного бронирования «Agoda.com».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что сообщение ВрИО начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» от 06.08.2018 № ФЭС/3/ОП-4233, в котором содержится требование о необходимости представлении документов перечисленных в подпункте «а» абзаца 2 пункта 124 Порядка, не основано на действующем законодательстве и противоречит абзацу 1 этого пункта, а поэтому необоснованно.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе и решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

С целью восстановления прав истца в полном объеме, суд считает необходимым обязать ответчика в рамках предоставленной ему компетенции повторно и на основании приказов командующего СФ от 02.11.2017 № 2481 и командира в/ч № <данные изъяты> от 16.07.2018 № 551, рассмотреть документы по возмещению расходов по бронированию и найму жилого помещения, а также суточных денег в период нахождения ФИО1 в служебной командировке в Москве с 07 по 10.11.2017 и признает неправомерным сообщение ответчика от 06.08.2018 № ФЭС/3/ОП-4233 с возвратом этих документов.

Что же касается требований истца о возложении обязанности на ответчика обязанности по выплате командировочных расходов при нахождении в служебной командировке с 07 по 10.11.2017 за проживание в сумме 19 442 руб. 73 коп. и суточных денег в сумме 1200 руб., то суд, с учетом содержания оспариваемого сообщения и позиции ответчиков об отсутствии в нем отказа в требуемых истцом выплатах, приходит к выводу о том, что они являются преждевременными, а поэтому в их удовлетворении следует отказать за необоснованностью.

На основании изложенного, суд считает, что иск ФИО1 является частично обоснованным. В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд –

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать начальника филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» повторно, на основании приказа командира войсковой части 34357 от 16.07.2018 № 551, рассмотреть документы по возмещению расходов по бронированию и найму жилого помещения, а также суточных расходов в период нахождения административного истца ФИО1 в служебной командировке в г. Москве с 07.11.2017 по 10.11.2017, признав неправомерным сообщение ВрИО начальника этого филиала от 06.08.2018 № ФЭС/3/ОП-4233 с возвратом этих документов.

Отказать в удовлетворении требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по выплате командировочных расходов при нахождении в служебной командировке с 07.11.2017 по 10.11.2017 за проживание в сумме 19 442 рубля 73 копейки и суточных расходов в сумме 1200 рублей.

Судебные расходы по делу, связанные с оплатой истцом государственной пошлины при обращении в суд, возложить на Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» и взыскать с него в пользу ФИО1 в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

<данные изъяты>

Судья И.Е. Кориневский

<данные изъяты>