ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-378/20 от 17.02.2020 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 февраля 2020 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Сорокиной О.А.

с участием административного истца Администрации г.о. Сызрань в лице ФИО1,

представителя Прокуратуры города Сызрани и Прокуратуры Самарской области по доверенности старшего помощника прокурора Антоновой В.М.,

заинтересованного лица ФИО2,

при секретаре Бирюковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-378/2020 по административному исковому заявлению Администрации городского округа Сызрань к Прокурору города Сызрань, Прокуратуре Самарской области об оспаривании представления,

у с т а н о в и л:

Администрация городского округа Сызрань обратилась в Сызранский городской суд с административным исковым заявлением к Прокурору города Сызрань о признании незаконным представления исполняющего обязанности прокурора города Сызрани от 07.11.2019 № 2784ж-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в Самарской области».

В обоснование своих требований административный истец указал, что 02.12.2019 в Администрацию г.о. Сызрань поступило Представление исполняющего обязанности прокурора г. Сызрани от 07.11.2019 № 2784/К-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в Самарской области» содержащее требования о принятии мер к недопущению повторения впредь выявленных нарушений требований Закона Самарской от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области»; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности: специалиста Администрации г.о. Сызрань ФИО3, начальника отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности и землеустройства Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО4, заведующую сектором документационного обеспечения общего отдела Администрации г.о. Сызрань ФИО5, руководителя Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО6, а так же иных лиц. Полагают, что оспариваемое представление является недействительным, нарушает права и законные интересы Администрации, а именно: Представление об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций). Представление прокурора может быть вынесено только в случае установления факта нарушения закона. Невыполнение в срок законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (статья 17.7 KoAП РФ). Следовательно, представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. В качестве нарушения законодательства Администрации г.о. Сызрань вменяется то, что ответ на обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2, являющейся депутатом Думы г.о. Сызрань, от 28.08.2019 № 0988/03-КФКиС, поступившее в Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань из Администрации г.о. Сызрань 11.09.2019, направлен с нарушением 5-ти дневного срока, установленного ст. 8 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД. Полагают, что данное Представление не обоснованно и подлежит обжалованию в суд по следующим основаниям. Депутатский корпус не является однородным и складывается как из депутата, так и из Постоянных Комитетов Думы (Глава 6 Регламента Думы), Совета Думы (Глава 5 Регламента Думы), самого представительного органа и депутатских объединений (политических фракций) (Глава 6 Регламента). Следовательно. направление обращений опосредуется через формы работы депутатов. Правоотношение в области обеспечения условий для беспрепятственного осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается Уставом г.о. Сызрань, Регламентом Думы г.о. Сызрань, Законом Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Так в соответствии со ст. со ст. 8 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» депутат по вопросам, связанным с его деятельностью, вправе направить обращение в органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и иные организации. Статьей 44 Регламента Думы г.о. Сызрань, утвержденное Решением Думы г.о. Сызрань от 28.06.2006 № 67 установлено, что постоянные комитеты вправе направлять письменные обращения в соответствии с федеральным и областным законодательством в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для деятельности комитета в рамках решения вопросов местного значения. Пунктом 3.6.6 инструкции но делопроизводству в Думе г.о. Сызрань, утвержденную Распоряжением от 29.06.2018 № 53-р установлено, что для оформления документов за подписью депутатов Думы г.о. Сызрань используются бланки депутатов. (Приложения № 10,11 к Регламенту). Между тем, письмо, поступившее в адрес Администрации г.о. Сызрань 28.08.2019 за вх. № 01-25/6543 оформлено на бланке Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань (Приложение № 9 к Регламенту) и подписано Председателем Комитета по физической культуре и спорту. В связи с чем, письмо, поступившее в Администрацию было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в течение 30 дней со дня регистрации письма. Таким образом, анализ действующего законодательства показывает, что обращение депутата - это обращение в письменной форме, составленное на депутатском бланке и направленное депутатом от своего имени самостоятельно. Спорное обращение направлено на бланке Комитета по Физической культуре и спорту, подписано Председателем соответствующего Комитета ФИО7, зарегистрировано в Журнале исходящей документации Думы г.о. Сызрань. Установление каждого вида обращения необходимо в силу выделения одного вида обращения от другого, поскольку каждое обращение обладает особенностями наступления юридических последствий, в том числе порядка его рассмотрения. Так, обращение Председателя Комитета по Физической культуре и спорту, не является обращением депутата, а является обращением Председателя комитета по физической культуре и спорту, который в соответствии со ст. 16 Регламента Думы утверждается Думой городского округа (в ред. Решения Думы от 28.06.2017 № 75) и согласно п. 2 ст. 17 Регламента представляет Комитет в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациям. Рассматривается данное обращение в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в течение 30 дней со дня регистрации письма. Ответ на обращение Председателя Комитета по Физической культуре от 28.08.2019 № 0988/03-КФКиС дан 26.09.2019 № 5384/инф (доставлен нарочно 27.09.2019 в Думу г.о. Сызрань), в установленный для данного вида обращений срок. Таким образом, оснований для удовлетворения Представления и.о. Прокурора от 07.11.2019 № 2784ж-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в Самарской области» отсутствует, равно как и основания для привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, указанных в представлении.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации городского округа Сызрань по доверенности ФИО1 требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Согласно отзыва на возражение административного ответчика и дополнений, представленных представителем Администрации городского округа Сызрань по доверенности ФИО1 в соответствии со ст. 39 Регламента Думы г.о. Сызрань к предметам ведения комитета по физической культуре и спорту относятся; - вопросы, связанные с обеспечением условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта; - вопросы, связанные с оказанием содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; - вопросы, связанные с исполнением муниципальных программ в соответствующей сфере деятельности; - вопросы, связанные с поддержкой некоммерческих организаций в сфере физической культуры и спорта; - установление льгот, гарантий, компенсаций для отдельных категорий граждан; - подготовка предложений и разработка проектов законов Российской Федерации, Самарской области и муниципальных правовых актов. Именно с вопросами, относящихся к компетенции Комитета по физической культуре и спорту, а не как Депутату Думы городского округа Сызрань Избирательного округа № 13 обратилась с письмом общественная организация «Сызранская городская федерация гребного спорта» от 30.05.2019 № 1075 и граждане. В связи с чем, Председателем Комитета по физической культуре и спорту ФИО8. 05.06.2019 № 0694/03-КФКиС направлено письмо в адрес Администрации городского округа Сызрань, где срок предоставления информации указан 25.06.2019, т.е. срок ответа 20 дней. Более того, в вышеуказанном письме ФИО2 акцентирует внимание на то, что общественная организация «Сызранская городская федерация гребного спорта» и группа горожан обратилась к ней, как к председателю Комитета по физической культуре и спорту. В последующем, для решения вопроса, обозначенного в вышеуказанных письмах, ФИО2, как председатель Комитета, повторно 28.08.2019 № 0988/03-КФКиС обратилась в Администрацию городского округа Сызрань. Ответ на обращение Председателя Комитета по Физической культуре от 28.08.2019 № 0988/03-КФКиС дан 26.09.2019 № 5384/инф (доставлен нарочно 27.09.2019 в Думу городского округа Сызрань), в установленный срок. Административное исковое заявление не содержит ссылок на ст. 7 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» и Решение Думы городского округа Сызрань от 24.09.2014 № 90 «О Положении «О порядке оформления, внесения и рассмотрения депутатского запроса депутатов Думы городского округа Сызрань», и не послужили основаниями для обжалования представления исполняющего обязанности прокурора г. Сызрани от 07.11.2019 № 2784ж-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в Самарской области», более того, при рассмотрении письма ФИО2 от 28.08.2019 № 0988/03-КФКиС Администрацией городского округа Сызрань вышеназванная норма не применялась. Так же Администрация не согласна с доводами, изложенными в возражении, в которых указано, что п. 3.6.6. инструкции по делопроизводству в Думе городского округа Сызрань, утвержденная Распоряжением от 29.06.2018 № 53-р установлено, что для оформления документов за подписью депутатов Думы городского округа Сызрань используются бланки депутатов является несостоятельным, поскольку не является нормативным правовым актом. Инструкция по делопроизводству в Думе городского округа Сызрань, определяет единую систему организации делопроизводства, устанавливает правила и порядок работы с документами несекретного характера, письмами и обращениями граждан, поступающими в Думу городского округа Сызрань и ответственность за организацию делопроизводства депутатов Думы городского округа Сызрань возлагается на Депутата, Депутат должен соблюдать требования, установленные данной Инструкцией. Инструкция по делопроизводству утвержденная Распоряжением Председателя Думы городского округа Сызрань, в соответствии с п. 3 ст. 49 Устава городского округа Сызрань входит в систему муниципальных правовых актов, и является обязательной для исполнения депутатами Думы городского округа Сызрань. Полагают, что возражения прокурора не обоснованы относительно заявленных требований в административной исковом заявлении. Относительно признания вины ФИО4 отметили, что признание вины, если оно не подтверждено совокупностью других собранных доказательств не может служить основанием для признания его виновным. Следовательно полагает, что признание вины ФИО4 не может являться доказательством в рамках рассмотрения настоящего дела, поскольку судом должны быть установлено наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Представитель Прокуратуры города Сызрани и Прокуратуры Самарской области по доверенности старший помощник прокурора Антонова В.М. против иска возражала, подтвердила доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, согласно которых полагает, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении Администрации г.о. Сызрань, являются несостоятельными и необоснованными по следующим основаниям. Порядок и сроки рассмотрения обращений депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления установлен ст. 8 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области». Прокуратурой г. Сызрани в рамках рассмотрения обращения депутата Думы городского округа Сызрань ФИО2, зарегистрированного в прокуратуре города 09.10.2019 за № 2784ж-19, установлено, что 28.08.2019 в Администрацию г.о. Сызрань поступило обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы городского округа Сызрань ФИО2 от 28.08.2019 № 0988/03-КФКиС с просьбой провести рабочую встречу по вопросу строительства лыжной базы на территории спортивного объекта по адресу: <...> которое зарегистрировано в электронной системе «DV» 28.08.2019 за вх. № 01-25/6543. 11.09.2019 вышеуказанное обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2 от 28.08.2019 №0988/03-КФКиС посредством СЭД «DV» поступило в Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань из Администрации г.о. Сызрань. Данное обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2 зарегистрировано в Комитете по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань 11.09.2019 за вх. № 6921 и поручено для рассмотрения ФИО4 и ФИО9 По результатам рассмотрения обращения ФИО2 начальником отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности и землеустройства Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО4 подготовлен ответ от 26.09.2019 за исх. №5384/инф в адрес председателя Комитета по физической культуре и спорту ФИО10, поскольку на момент подготовки сводного ответа председателем Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань с 25.09.2019 назначен ФИО10 Фактически ответ Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, подготовленный 26.09.2019 за исх. № 5384/инф направлен нарочно в Думу г.о. Сызрань 27.09.2019. В указанном обращении председателя-Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2 содержится просьба о содействии в реализации конституционных прав и свобод других лиц, которая связана с осуществлением ее полномочий как депутата, председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань, а также просьба об уведомлении о принятом решении по данному обращению в установленном порядке. Председатель Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2 от 28.08.2019 №0988/03-КФКиС, направляя обращение от 28.08.2019 №0988/03-КФКиС в адрес Главы г. о. Сызрань с просьбой о проведении рабочей встречи по вопросу строительства лыжной базы на территории спортивного объекта по адресу: <...> и иным вопросам, реализовывала свои полномочия через работу Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань, с целью решения вопроса местного значения и в целях содействия в реализации конституционных прав и свобод граждан г.о. Сызрань, в связи с чем, данное обращение не могло рассматриваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ, а подлежало рассмотрения в порядке и сроки, предусмотренные ст. 8 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД, то есть не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации обращения. Однако, проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что ответ на обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2 от 28.08.2019 № 0988/03- КФКиС, поступившее в Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань из Администрации г.о. Сызрань 11.09.2019, направлен в Думу г.о. Сызрань 27.09.2019 письмом на имя председателя Комитета по физической культуре и спорту ФИО10, то есть на 13-й рабочий день со дня регистрации обращения в Комитете по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань. Также следует обратить внимание, что необходимо различать понятие депутатский запрос и обращение депутата. Порядок и сроки рассмотрения депутатского запроса установлен ст. 7 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД и Решением Думы г.о. Сызрань от 24.09.2014 № 90 «О Положении «О порядке оформления, внесения и рассмотрения депутатского запроса депутатов Думы г.о. Сызрань», согласно которым депутатский запрос составляется в письменной форме и оформляется на бланке Думы г.о. Сызрань, проект депутатского запроса вносится на имя Председателя Думы г.о. Сызрань и проект депутатского запроса признается депутатским запросом Решением Думы г.о. Сызрань. Ст. 8 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД, которой установлен порядок и сроки рассмотрения обращений депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, равно как и иные муниципальные нормативные правовые акты г.о. Сызрань, действующее законодательство на уровне субъекта РФ, Российской Федерации, не содержат требований об оформлении обращений депутата на депутатском бланке, а также иных требований по его оформлению и признанию обращением депутата. Обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы городского округа Сызрань ФИО2 от 28.08.2019 №0988/03-КФКиС, направленное в адрес Главы г.о. Сызрань, в установленном порядке депутатским запросом не признавалось, в связи с чем, при его рассмотрении нормы ст. 7 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД и Решения Думы г.о. Сызрань от 24.09.2014 № 90 «О Положении «О порядке оформления, внесения и рассмотрения депутатского запроса депутатов Думы городского округа Сызрань» применяться не могли. В связи с изложенным довод, на который ссылается администрация г.о. Сызрань в административном исковом заявлении о том, что анализ действующего законодательства показывает, что обращение депутата - это обращение в письменной форме, составленное на депутатском бланке и направленное депутатом от своего имени самостоятельно направлены на иное, неправильное толкование норм материального права. Довод о том, что п. 3.6.6 инструкции по делопроизводству в Думе г.о. Сызрань, утвержденной Распоряжением от 29.06.2018 № 53-р установлено, что для оформления документов за подписью депутатов Думы г.о. Сызрань используются бланки депутатов (Приложения № 10,1 1 к Регламенту) является несостоятельным, поскольку указанная Инструкция не является нормативным правовым актом. Кроме того, согласно решению Думы г.о. Сызрань от 03.10.2018 № 1 «О признании полномочий депутатов Думы городского округа Сызрань VII созыва», опубликованному в открытом доступе на официальном сайте Думы г.о. Сызрань 05.10.2018, за ФИО2 признаны полномочия депутата Думы г.о. Сызрань VII созыв Сызранского городского отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации». Указанное решение Думы г.о. Сызрань от 03.10.2018 № 1 «О признании полномочий депутатов Думы г.о. Сызрань VII созыва» также 05.10.2018 опубликовано в газете «Вестник местного самоуправления г. Сызрани» № 39 (382), в связи с чем, на момент поступления указанного обращения Администрация г.о. Сызрань не могла не знать о статусе ФИО2 как депутата Думы г.о. Сызрань. Постановлением мирового судьи судебного участка № 82 г. Сызрани от 08.11.2019 начальник отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности и землеустройства Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО4, которым рассматривалось указанное обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2 от 28.08.2019 № 0988/03-КФКиС и которым допущен факт нарушения срока его рассмотрения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.7 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. Постановление мирового суда г. Сызрани вступило в законную силу. Доводы, на которые ссылается администрация г.о. Сызрань в административном исковом заявлении не могут являться причиной несоблюдения требований закона и не должны влиять на осуществление полномочий депутата, реализовывающего их с целью решения вопроса местного значения и в целях содействия в реализации конституционных прав и свобод граждан г.о. Сызрань. В связи с изложенным, представление исполняющего обязанности прокурора г. Сызрани от 07.11.2019 № 2784ж-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» является законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо ФИО2 относительно иска возражала, показала, что она обратилась в Администрацию г.о. Сызрань как депутат, так же реализуя полномочия председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань. При этом председатель Комитета по физической культуре и спорту не может быть не депутатом. Она представляет интересы жителей 13 округа, но может представлять интересы и всех жителей г. Сызрань. Она как депутат может сама обращаться во все органы, минуя комитеты.

Проверив дело, заслушав стороны, исследовав письменные материалы по делу, материалы надзорного производства № 2784ж-2019, суд находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что 07.11.2019 и.о. прокурора города Сызрань Гирфановым Р.Р. было вынесено представление № 2784ж-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в Самарской области», которое содержит требования:

- о рассмотрении настоящего представления с участием представителя прокуратуры г. Сызрани и проведении анализа причин и условий, способствующих совершению указанных в представлении нарушений требований регионального законодательства, регламентирующего сроки рассмотрения обращений депутатов,

- рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности специалиста Администрации г.о. Сызрань ФИО3, начальника отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности и землеустройства Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО4, заведующую сектором документационного обеспечения общего отдела Администрации г.о. Сызрань ФИО5, руководителя Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО6, а так же иных лиц, по вине которых допущено нарушение требований Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» в части сроков рассмотрения обращений депутатов,

- сообщении о результатах рассмотрения представления в прокуратуру г. Сызрани в установленный законом месячный срок в письменном виде, а в случае привлечения должностных лиц организаций к дисциплинарной ответственности приложении копии приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Поводом к принятию данного представления послужили результаты проведенной проверки по рассмотрению в рамках осуществления надзора за соблюдением требований федерального и регионального законодательства обращения депутата Думы г.о. Сызрань ФИО2 от 09.10.2019 № 2784ж-19.

Проверкой установлено, что 28.08.2019 в Администрацию г.о. Сызрань поступило обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы городского округа Сызрань ФИО2 от 28.08.2019 № 0988/03-КФКиС с просьбой провести рабочую встречу по вопросу строительства лыжной базы на территории спортивного объекта по адресу: <...> которое зарегистрировано в электронной системе «DV» 28.08.2019 за вх. № 01-25/6543.

11.09.2019 вышеуказанное обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2 от 28.08.2019 №0988/03-КФКиС посредством СЭД «DV» поступило в Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань из Администрации г.о. Сызрань.

Данное обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2 было зарегистрировано в Комитете по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань 11.09.2019 за вх. № 6921 и поручено для рассмотрения ФИО4 и ФИО9

По результатам рассмотрения обращения ФИО2 начальником отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности и землеустройства Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО4 подготовлен ответ от 26.09.2019 за исх. №5384/инф в адрес председателя Комитета по физической культуре и спорту ФИО10, поскольку на момент подготовки сводного ответа председателем Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань с 25.09.2019 назначен ФИО10

Фактически ответ Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, подготовленный 26.09.2019 за исх. № 5384/инф направлен нарочно в Думу г.о. Сызрань 27.09.2019.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области от <дата> должностное лицо – начальник отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности и Землеустройства Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань ФИО4 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.7 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 15ГД «Об административных правонарушениях» и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. Данное постановление обжаловано не было и вступило в законную силу

Согласно ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В силу ст. 1 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» для целей настоящего Закона понятия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области используются в значениях, определенных федеральным законодательством.

На основании ст. 7 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» депутатским запросом признается по решению представительного органа муниципального образования обращение депутата или группы депутатов, оформленное в письменном виде, в государственные органы Самарской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, к должностным лицам Самарской области, должностным лицам местного самоуправления в Самарской области, руководителям и (или) должностным лицам предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Самарской области (далее - предприятия, учреждения и иные организации), по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц и имеющим общественное значение.

Орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании представительного органа муниципального образования) или в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной (но не более 60 дней) определенный в депутатском запросе срок, в случае если для подготовки ответа на депутатский запрос требуется дополнительное изучение или проверка. Депутатский запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования. Порядок оформления, внесения и рассмотрения депутатского запроса устанавливается правовым актом представительного органа муниципального образования.

На основании ст. 8 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления по вопросам, связанным с их деятельностью, вправе направить обращение в органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и иные организации. Соответствующие руководители и должностные лица должны безотлагательно, но не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации обращения дать ответ на это обращение и представить запрашиваемые документы и сведения по вопросам, входящим в их компетенцию, если обращение не требует дополнительного изучения поставленных в нем вопросов либо проведения соответствующей проверки. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления дополнительного изучения вопроса или проверки информации, содержащейся в обращении, лица, которым направлено обращение, обязаны сообщить об этом в трехдневный срок со дня регистрации обращения. В этом случае ответ, документы, сведения направляются в срок не позднее 30 дней со дня регистрации обращения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» депутат это член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

Частью 4.1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»предусмотрены обязанности депутата представительного органа, а именно: регулярно не реже одного раза в месяц вести прием избирателей; своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции; отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год.

Таким образом, депутаты представительного органа законом наделены обязанностями, неисполнение которых нарушает конституционное право граждан участвовать в решении вопросов местного значения через своих представителей. Вместе с тем представительный орган муниципального образования является коллегиальным органом. Свои властные полномочия депутат реализует через работу в представительном органе путем совместного участия с другими депутатами в принятии решений, выработке рекомендаций, вынесении депутатского запроса и так далее, следовательно, никакой самостоятельной властью он не обладает.

В соответствии со ст.ст. 50, 51 Регламента Думы г.о. Сызрань, утвержденного Решением Думы г.о. Сызрань Самарской области от 28.06.2006 № 67 (в ред. от 27.02.2019 № 17) членами комитетов Думы являются депутаты Думы. Депутат, являющийся членом комитета, может выйти из его состава по своей инициативе и войти в состав другого комитета. Участие депутата в работе комитетов в качестве председателя прекращается по инициативе самого депутата на основании его письменного заявления на имя Председателя Думы либо по инициативе Председателя Думы или группы депутатов, входящих в состав соответствующего комитета. Таким образом, членами комитетов Думы, председателями комитетов Думы являются депутаты Думы.

С учетом требований действующего законодательства обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2 от 28.08.2019 № 0988/03-КФКиС, направленное с целью решения вопроса местного значения и в целях содействия в реализации конституционных прав и свобод граждан г.о. Сызрань в адрес Главы г. о. Сызрань с просьбой о проведении рабочей встречи по вопросу строительства лыжной базы на территории спортивного объекта по адресу: <...> и иным вопросам, не могло рассматриваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ, а подлежало рассмотрения в порядке и сроки, предусмотренные ст. 8 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД, то есть не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации обращения.

Однако, ответ на обращение председателя Комитета по физической культуре и спорту Думы г.о. Сызрань ФИО2 от 28.08.2019 № 0988/03-КФКиС, поступившее в Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань из Администрации г.о. Сызрань 11.09.2019, направлен в Думу г.о. Сызрань 27.09.2019 письмом на имя председателя Комитета по физической культуре и спорту ФИО10, то есть на 13-й рабочий день со дня регистрации обращения в Комитете по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань.

Предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Кроме того, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2014 по делу № А57-13455/2013.

С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, и характера допущенных нарушений, суд полагает, что предписание исполняющего обязанности прокурора города Сызрани от 07.11.2019 № 2784ж-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в Самарской области» являются законными и обоснованным.

Доводы административного истца о том, что п. 3.6.6 инструкции по делопроизводству в Думе г.о. Сызрань, утвержденной Распоряжением от 29.06.2018 № 53-р установлено, что для оформления документов за подписью депутатов Думы г.о. Сызрань используются бланки депутатов, указанных в Приложении № 10, 11 к Регламенту, не могут служить основанием для удовлетворения требований истца и признании представления незаконным и необоснованным, поскольку указанная Инструкция не является нормативным правовым актом и исходя из существенных признаков, характеризующих нормативный правовой акт, перечисленных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а именно: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Кроме того, согласно решению Думы г.о. Сызрань от 03.10.2018 № 1 «О признании полномочий депутатов Думы городского округа Сызрань VII созыва», опубликованному в открытом доступе на официальном сайте Думы г.о. Сызрань 05.10.2018, за ФИО2 признаны полномочия депутата Думы г.о. Сызрань VII созыв Сызранского городского отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации». Указанное решение Думы г.о. Сызрань от 03.10.2018 № 1 «О признании полномочий депутатов Думы г.о. Сызрань VII созыва» также 05.10.2018 опубликовано в газете «Вестник местного самоуправления г. Сызрани» № 39 (382), в связи с чем, на момент поступления указанного обращения Администрация г.о. Сызрань не могла не знать о статусе ФИО2 как депутата Думы г.о. Сызрань.

Иных доказательств в подтверждение заявленных требований административным истцом суду не представлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Администрации городского округа Сызрань к Прокурору города Сызрань, Прокуратуре Самарской области о признании незаконным представления исполняющего обязанности прокурора города Сызрани от 07.11.2019 № 2784ж-19-3778 «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления в Самарской области» - оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2020 года.

Судья: Сорокина О.А.