ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-378/2018 от 27.02.2018 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

Дело 2а-378/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Ессентукская 27 февраля 2018 года

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Предгорного районного суда Масленникова Е.А., при секретаре судебного заседания Мамышевой М.С., с участием: административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в станице Ессентукской административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края о признании незаконным решения комиссии о недопуске его к участию в конкурсе на эту должность и обязании комиссии включить его в список лиц, допущенных к участию в конкурсе на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в допуске его к участию в конкурсе на эту должность и обязании комиссии включить его в список лиц, допущенных к участию в конкурсе на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края.

Истцом требования мотивированы тем, что в декабре ДД.ММ.ГГГГ года им подано заявление на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края с приложением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ года решением Конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края ему было отказано в признании его конкурсантом по причине предоставления неполных либо недостоверных сведений о его доходах в отчетный период. Считает решение незаконным, поскольку доходов по основному месту работы он не получал, а весь его доход за ДД.ММ.ГГГГ год состоял из пенсии, размер которой он и указал в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Комиссия поверхностно отнеслась к проверке сведений о его доходах, не проверила счета и необоснованно пришла выводу об отказе в допуске для участия в конкурсе на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, и пояснил, что, несмотря на то, что числился лицом, работающим в ДД.ММ.ГГГГ году в ООО «Бено-Тек», до ДД.ММ.ГГГГ, он в этой организации заработную плату не получал, доходов не имел. Относительно открытого на его имя счета в Сбербанке, то данный счет открыт для зачисления на него ежемесячных денежных выплат ветеранам боевых действий. Сумма ежемесячных зачислений составляет 2638,27 руб. в месяц, а в январе ДД.ММ.ГГГГ года 2465,67 руб.

Об этом счете он действительно не указал в разделе 4 представленной справки, поскольку забыл о нем, и считал, что счет, открытый для получения пенсии, может быть не указан в справке.

Представитель административного ответчика ФИО2 просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Прокурор, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в него не явился, что в силу ст. 213 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, и оценив их в совокупности по правилам ст.84КАС РФ, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст.32 КонституцииРоссийской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 2.1, ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Решением совета депутатов МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Нежинский сельсовет Предгорного района Ставропольского края.

Согласно п.п. 1.2 Положения главой МО Нежинского сельсовета Предгорного района является лицо, избранное советом депутатов МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО по результатам конкурса.

Для организации и проведения конкурса решением совета депутатов МО Нежинского сельсовета Предгорного района образуется конкурсная комиссия, деятельность которой осуществляется на коллегиальной основе и она составляет 8 человек. При формировании комиссии половина членов назначается Советом депутатов МО Нежинского сельсовета Предгорного района, другая половина главой Предгорного муниципального района Ставропольского края.

Такая комиссия в составе ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 (назначены Советом депутатов), ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9 (назначены распоряжением главы Предгорного муниципального района ДД.ММ.ГГГГ) функционировала и принимала решения в пределах ее полномочий.

Конкурсная комиссия обладает, в том числе следующими полномочиями: организует проведение конкурса; рассматривает документы, представленные на конкурс; принимает решение о допуске либо об отказе в допуске претенденту к участию в конкурсе.

П.п.7 п. 4.3 раздела 4 Положения установлено, что граждане, желающие участвовать в конкурсе, представляют в конкурсную комиссию, среди прочего сведения о своих доходах, о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источниках за календарный год, предшествующий году проведения конкурса, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера, сведения об имуществе, принадлежащем супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца предшествующего месяцу подачи документов для участия в конкурсе, по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ».

В соответствии с п. 4.9 представленные претендентом документы и сведения могут подвергаться проверке конкурсной комиссией в порядке, установленным законодательством РФ, Ставропольского края, муниципальными правовыми актами.

В судебном заседании установлено, что в декабре ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился в конкурсную комиссию и представил заявление о допуске его к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района с приложением документов, установленных Положением.

Однако ДД.ММ.ГГГГ протоколом на заседании Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы единогласно принято решение о том, что он не может быть признан конкурсантом по причине предоставления сведений не в полном объеме, либо недостоверных сведений, указанных в п.п. 7 п. 4.3 Положения.

Согласно исследованной в суде справке о доходах, расходах, имуществе, и обязательствах имущественного характера составленной по установленной Указом форме, ФИО1 в разделе 4 указал, что у него нет счетов в Банках или иных кредитных организациях.

Между тем, согласно справке Сбербанка России ФИО1 имел в году счет по вкладу Маестро в валюте «Российский рубль», куда поступали денежные средства.

Кроме того, согласно этой же справке претендент ФИО1 имел поступление на этот счет в размере 31486, 64 рублей. Между тем в справке ФИО1 указал, что его доход составляет 32760 рублей.

Кроме того, им неверно указан вид иного дохода – пенсия, в то время как на счет ему зачислялось ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий.

Таким образом, ФИО1 представлены неполные и недостоверные сведения о доходах.

Что касается ссылки Комиссии на то, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году получал заработную плату в ООО «Бено-Тек», то это обстоятельство в суде истцом было опровергнуто, а ответчиком доказательства обратного не представлено.

Напротив, согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ зам. начальника МИФНС России по СК сообщает, что сведения о доходах по форме 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ года в отношении ФИО1 не предоставлялись. Справки отделения Пенсионного фонда по форме СЗИ-6, а также от ДД.ММ.ГГГГ подтвердили данное обстоятельство.

Административный ответчик не сумел доказать факт предоставления кандидатом недостоверных сведений о якобы получаемой им заработной плате в ООО «Бено-Тек».

Что касается предоставления кандидатом сведений не о всех счетах, и как следствие неуказание всех доходов, то эти факты нашли свое подтверждение. Это обстоятельство подтвердил и сам административный истец.

Решение об отказе в допуске ФИО1 к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района принято и составлено в предусмотренной протокольной форме.

Правовое регулирование избирательных отношений в данном случае осуществляется посредством применения специального закона - Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяющего основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Данный федеральный закон не содержит каких-либо условий, по которым кандидат освобождался бы от обязанности полно и достоверно указывать источник своих доходов и их размер.

Напротив, в силу ст. 33 названного Закона вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

Предоставление недостоверных сведений о доходах, которые должны быть представлены в соответствии с требованиями названного закона является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Приведенные правовые нормы не изменены, не признаны в установленном порядке не соответствующими Конституции РФ и подлежат применению на всей территории Российской Федерации в ходе избирательной кампании, в том числе при решение вопроса о допуске либо об отказе в допуске претенденту к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края.

Обязанность кандидата сообщить сведения о своих счетах, доходах, имуществе, предусмотренная ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.п.7 п. 4.3 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района, утвержденного решением от ДД.ММ.ГГГГ, является императивной и подлежит безусловному исполнению при реализации гражданином своего конституционного пассивного избирательного права.

Более того, данная обязанность свидетельствуют о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной должности, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формирования на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать безошибочно обо всех доходах претендента.
Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
С учетом приведенных норм законодательства и установленных обстоятельств, Конкурсная комиссия по выборам главы МО Нежинского сельсовета Предгорного района обосновано приняла решение об отказе в допуске ФИО1 к участию в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы, поскольку в представленной им справке присутствуют недостоверные сведения о размере полученных им доходов, неверно указан источник дохода.

Оспариваемое решение принято Конкурсной комиссией по выборам главы МО в уполномоченном составе, в рамках предоставленных ей полномочий, оформлено надлежащим образом, соответствует требованиям закона и оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180КАС РФ суд,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Конкурсной комиссии по выборам главы муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края и его отмене, возложении обязанности допустить его к участию в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия путем подачи жалобы через Предгорный районный суд Ставропольского края.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 07 марта 2018 года.

Судья Е.А. Масленников