ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-378/2021 от 15.07.2021 Ивановского районного суда (Амурская область)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Ивановка «15» июля 2021 года

Ивановский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Плотникова Р.Н.,

при секретаре Колесниковой Т.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Ивановского района Амурской области к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области Рыльцевой С.В. о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ивановского района Амурской области в лице представителя Черновой С.В. действующей на основании доверенности от 22.04.2021г. обратилась в Ивановский районный суд Амурской области с настоящим исковым заявлением, обосновывая свои исковые требования, тем, что административный истец является должником в исполнительном производстве от 09.04.2021, предмет исполнения: обязать администрацию Ивановского района Амурской области в течение месяца со дня вступления данного судебного решения в законную силу произвести финансирование Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. <данные изъяты>" для выполнения мероприятий по оборудованию зданий, расположенных по адресу: <адрес> системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда от 24.02.2021 решение Ивановского районного суда от 03.12.2021дело оставлено без изменения. 09.04.2021 административным ответчиком возбуждено исполнительное производство. 12.05.2021 в адрес административного истца поступило требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение судебного решения. 14.05.2021 административный истец направил ответ и выписку из лицевого счета получателя бюджетных средств , подтверждающую наличие бюджетных средств на исполнение судебного решения. 12.05.2021 (вх.№3079 от 13.05.2021) административный ответчик выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000.00 рублей. С указанным постановлением административный истец не согласен в полном объеме в виду следующего. 18.02.2021 между министерством образования и науки Амурской области администрацией Ивановского района заключено соглашение согласно которому из областного бюджета в 2021-2023 годах бюджету Ивановского района предоставляются субсидии на проведение мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций. 09.04.2021 между школой и Отделом образования подписано соглашение о предоставлении из районного бюджета Ивановского района в 2021 году субсидии в целях проведения мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности (оснащение системой передачи тревожных сообщений, оборудование «тревожной кнопкой»), пунктом 3.1. которого установлено, что перечисление Субсидии осуществляется в установленном порядке. Указанный порядок утвержден приказом Отдела образования от 08 февраля 2021 г. N 37, пп к) п. 1.2 которого предусмотрено финансовое обеспечение мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций Ивановского района. Согласно выписке из лицевого счета на лицевой счет администрации района субсидия переведена 18.05.2021(выписка ). Лимиты заложены еще 15.01.2021, таким образом, решение Ивановского районного суда от 07.12.2021 дело административным ответчиком исполнено в полном объеме в установленный срок посредством внесения изменений в постановление администрации Ивановского района 19.09.2014 № 992 "Об утверждении муниципальной программы " Развитие образования Ивановского района на 2015-2025 годы", а также заключения соглашения от 18.02.2021 с министерством образования и науки Амурской области. Имея лимиты на соответствующие цели, школа заключила договор от 08.04.2021 на выполнение работ по оборудованию системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", 16.04.2021 школа внесла предоплату в размере 30%. 15.05.2021 здание школы было оборудовано указанной системой (акт выполненных работ),

На основании изложенного, со ссылкой на ст. 112, 128 Федерального закона "Об исполнительном производстве" № 229-ФЗ от 02.10.2007, ст.ст. 19, 124, 127, 218, 219, 226, 227. ч.2 ст.358, ч. 3 ст. 363 КАС РФ, просят суд признать постановление судебного пристава исполнителя ОСП по Ивановскому району Рыльцевой С.В. о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в рамках исполнительного производств от 12.05.2021 - незаконным. Обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены незаконно вынесенного постановления в рамках исполнительного производств от 12.05.2021.

Согласно заявлению (вх. от 15.07.2021г.) представитель администрации Чернова С.Ю., просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

От заинтересованного лица ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области в лице начальника отделения Войтовой О.Е. поступили возражения на административное исковое заявление, согласно которым 09.04.2021 судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство обязать администрацию Ивановского района Амурской области произвести финансирование Муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. <данные изъяты>" для выполнения мероприятий по оборудованию зданий, расположенных по адресу: <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в течении месяца со дня вступления данного судебного решения в законную силу. Согласно материалам исполнительного производства, копия постановления о возбуждении исполнительного производства должником получена 09.04.2021 года. В пункте 2 постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения данного постановления. В пункте 3 постановления о возбуждении исполнительного производства содержится предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Согласно ст. 105 ч. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В связи с неисполнением исполнительного документа, подлежащего исполнению, 12.05.2021 судебным приставом - исполнителем Рыльцевой С.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 рублей и вручено новое требование должнику. Таким образом, должником, в срок указанный для добровольного исполнения, не предоставлены документы, подтверждающие исполнения решения суда. Полагает, что судебный пристав-исполнитель ОСП Ивановскому району Рыльцева С.В. действовала в соответствии с требованиями действующего законодательства об исполнительном производстве и правомерно вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора от 12.05.2021.

На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Дело рассмотрено судом в силу ч.6 ст.226 КАС РФ в отсутствии надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания лиц участвующих в деле.

Изучив доводы административного искового заявления, возражения заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства , суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве, статьей 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

В силу требований части 2 статьи 227 КАС РФ для признания судом незаконными оспариваемого решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

Из содержания статьи 112 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств тому, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Решением Ивановского районного суда Амурской области от 04 декабря 2020 года по гражданскому делу постановлено: Обязать администрацию Ивановского района Амурской области произвести финансирование Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. <данные изъяты>» для выполнения мероприятий по оборудованию здания, расположенного по адресу: <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение месяца со дня вступления данного судебного решения в законную силу.

Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. <данные изъяты>» оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение месяца со дня осуществления администрацией Ивановского района Амурской области финансирования Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. <данные изъяты>» мероприятия по оборудованию здания, расположенного по адресу: <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 24.02.2021 года решение Ивановского районного суда Амурской области от 03.12.2020 г. оставлено без изменений.

Решение суда вступило в законную силу.

09 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ивановскому району Табуновой О.А. на основании исполнительного листа выданного по гражданскому делу вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства об обязании администрации Ивановского района Амурской области администрацию Ивановского района Амурской области произвести финансирование Муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. <данные изъяты>" для выполнения мероприятий по оборудованию зданий, расположенных по адресу: <адрес>, системами передачу тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течении месяца со дня вступления данного судебного решения в законную силу.

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 09.04.2021 должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Согласно п.3 указанного постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника- организации - 50000 рублей.

Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено сотрудником администрации Ивановского района Амурской области ФИО3 09.04.2021 года, что подтверждается её подписью в разносной книге для местной корреспонденции.

22 апреля 2021 года представителем администрации Ивановского района Черновой С.Ю. на имя начальника ОСП по Ивановскому району подготовлен и направлен ответ, согласно которому решение Ивановского районного суда от 03.12.2020 по делу администрацией исполнено. Финансирование мероприятий оборудования здания школы системой передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 произведено в январе 2021 года, что подтверждается постановлением администрации Ивановского района от 15.01.2021 № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Ивановского района от 19.09.2014 № 992» (в редакции от 18.10.2018 № 1179). Лимиты бюджетных обязательств МАОУ СОШ <данные изъяты> доведены, что позволяет учреждению заключить договор на выполнение указанных работ. На сегодняшний день школа заключила договор с подрядчиком, имеющим лицензию на данный вид деятельности ООО "<данные изъяты>». Школа произвела авансовый платеж, что подтверждается платежным поручением от 16.04.2021 № 424. Таким образом, решение суда в части обязанности по финансированию мероприятий оборудования здания школы системой передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 администрацией Ивановского района исполнено в полном объеме.

В подтверждение указанного, должником приложены документы: постановление администрации Ивановского района Амурской области № 20 от 15.01.2021 «О внесении изменений и дополнений в постановление Ивановского района от 19.09.2014 № 992 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования Ивановского района на 2015-2025 годы»; договор на выполнение работ по оснащению системой передачи тревожных сообщений от 08.04.2021 года копия платежного поручения от 16.04.2021.

При этом, 18.02.2021 между Министерством образования и науки Амурской области, которому как получателю средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований и Администрацией Ивановского района, именуемое в дальнейшем «Муниципальное образование», в лице главы района Кондратьева В.В. в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области от 11.12.2020 № 651-03 «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 23.03.2009 № 95 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам», Порядком предоставления и распределения субсидии бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств на Проведение мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. №448 «Об утверждении государственной программы "Развитие образования Амурской области" заключили Соглашение . Предметом настоящего Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Ивановского района субсидии на Проведение мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета.

Из договора на выполнение работ по оснащению системой передачи тревожных сообщений № 2084.1/АМ от 08.04.2021 года следует, что МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. <данные изъяты>» в лице директора ФИО1 (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>» в лице директора ФИО2 (Подрядчик) заключили настоящий договор согласно которому: Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по оснащению системой передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» объекта МАОУ СОШ с. <данные изъяты> по адресам: <адрес>, срок выполнения 60 дней. Стоимость работ по настоящему Договору составляет <данные изъяты> рублей. Заказчик вправе произвести авансирование работ в размере 30 % от цены договора, что составляет <данные изъяты> рублей. Подрядчик предъявляет счет за выполненные работы согласно подписанного обеими сторонами акта о приемке выполненных работ. Оплата производится Заказчиком за фактически выполненные работы в течении 30 календарных дней с момента предъявления Подрядчиком счета.

Из Соглашения № 103 от 09.04.2021 следует, что Отдел образования Ивановского района предоставляет из районного бюджета Ивановского района в 2021 году МАОУ «СОШ с. <данные изъяты>» субсидии в целях проведения мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности (оснащение передачи тревожных сообщений, оборудование «тревожной кнопкой». Субсидия предоставляется в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно копий платежных поручений от 12.04.2021 года № 1308 и № 1309 Финансовым управлением Администрации Ивановского района (отдел образования) на расчетный счет Финансовым управлением Администрации Ивановского района (МАОУ СОШ с. <данные изъяты>) перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, назначение платежа «Субсидии автономным учреждениям на иные цели не мероприятия по противопожарной и антитеррористической защищенности».

Указанные денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей перечислены Финансовым управлением Администрации Ивановского района (МАОУ СОШ с. <данные изъяты>) на счет ООО ДВ ЦКБ «<данные изъяты>», назначение платежа «…предоплата за оснащение передачи тревожных сообщений № 177, 178 от 08.04.2021», что подтверждается копиями платежных поручений от 16.04.2021 и от 16.04.2021г.

Однако судебный пристав – исполнитель, вынося 12.05.2021г. постановление о взыскании исполнительского сбора, представленные должником документы проигнорировал. В самом постановлении судебный пристав ограничился выводом о том, что исполнительный документ не исполнен, не дав оценку, представленным должником документам.

Какие – либо документы, опровергающие предоставленные должником сведения либо указывающие, что предоставленные должником документы не являются надлежащим подтверждением исполнения решения суда, в материалах исполнительного производства отсутствуют.

Согласно п.3 ст.107 ГПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, если иное не установлено настоящим Кодексом. Аналогичные нормы закреплены в ст. 92 КАС РФ

Таким образом, суд приходит к выводу, что должник по исполнительному производству Администрация Ивановского района Амурской области исполнил в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок требования по исполнительному документу о проведении финансирования Муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. <данные изъяты>" для выполнения мероприятий по оборудованию зданий, расположенных по адресу: <адрес>, системами передачу тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течении месяца со дня вступления данного судебного решения в законную силу и по требованию судебного пристава-исполнителя представил документы, подтверждающие исполнение указанных выше требований.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и наличие вины должника в таком неисполнении.

Однако в рассматриваемом случае необходимая для взыскания исполнительского сбора совокупность условий, отсутствовала.

В силу требований Закона об исполнительном производстве для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Между тем, администрацией Ивановского районного суда Амурской области должником по исполнительному производству были предоставлены судебному приставу-исполнителю документы подтверждающие исполнение требований, содержащихся в постановлении о возбуждении исполнительного производства в срок.

Соответственно у судебного пристава-исполнителя не имелось правовых оснований для вынесения оспариваемого постановления, поскольку предоставленные должником доказательства исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в 5-дневный срок, объективно ничем не опровергнуты.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что штрафная санкция в виде взыскания исполнительского сбора за неисполнение решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, была применена к административному истцу в отсутствие его вины, а потому оспариваемое им постановление не может быть признано законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Администрации Ивановского района Амурской области к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области Рыльцевой С.В. о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области о взыскании с администрации Ивановского района Амурской области исполнительского сбора от 12.05.2021 г. по исполнительному производству незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 35 КАС РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д.54), через Ивановский районный суд Амурской области в течении шести месяцев со вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Судья

Ивановского районного суда: Р.Н. Плотников

В окончательной форме решение принято 28 июля 2021 года.

Судья

Ивановского районного суда: Р.Н. Плотников