В окончательной форме решение суда принято 27 декабря 2018 года
Дело № 2а-3796/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 26 декабря 2018 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Глековой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Благотворительному фонду «Виктория» о ликвидации юридического лица и исключении из реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л :
Управление Министерства юстиции РФ по Республике Крым обратилось в суд с иском о ликвидации Благотворительного фонда «Виктория» (ОГРН 1149102060580, ИНН/КПП 9103007117/910301001); исключении ответчика из Единого государственного реестра юридических лиц.
Исковые требования мотивированы тем, что организация с 2015 года не представляет в территориальный орган Министерства юстиции РФ сведения о своей финансово – хозяйственной деятельности, за что дважды была привлечена к административной ответственности. В связи с не предоставлением Организацией отчетности за 2017 год, в адрес ответчика было направлено предупреждение об устранении нарушений требований федерального законодательства с указанием допущенного нарушения и срока его устранения. Указанное предупреждение было возвращено без вручения адресату «за истечением срока хранения», нарушение не устранено, предупреждение в судебном порядке не обжаловано. Таким образом, Организацией допущены неоднократные грубые нарушения требований законодательств РФ, что по мнению истца является основанием для ликвидации юридического лица. Просит суд удовлетворить административный иск.
В судебное заседание представитель истца не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика явку своего представителя в судебное заседание также не обеспечил, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. "а" п. 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 61 ГК РФ.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Республике Крым является государственным органом, которому федеральным законом предоставлено право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации.
Судом установлено, что Благотворительный фонд «Виктория» зарегистрирован в качестве некоммерческой организации территориальным органом Министерства юстиции и включено в Единый государственный реестр юридических лиц 20 октября 2014 года.
Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) установлено, что благотворительные организации ежегодно представляют в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ, ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово – хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
В соответствии с п.п. 5 ч. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет.
Судом установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм законодательства, Благотворительный фонд «Виктория» с 2015 года не предоставляет в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Крым сведения о своей финансово – хозяйственной деятельности.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением Ялтинского городского суда от 17 августа 2016 года о привлечении Благотворительного фонда «Виктория» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ за не предоставление отчета о своей деятельности за 2015 год и постановлением мирового судьи судебного участка № 94 Ялтинского судебного района от 23 мая 2017 года о привлечении к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, за не предоставление ответчиком отчетности о своей деятельности за 2016 год.
20.04.2018 года Главным Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Крым и гор. Севастополю было направлено в адрес Благотворительного фонда «Виктория» предупреждение о необходимости предоставления отчета о своей деятельности за 2017 год в срок до 21 мая 2018 года.
Указанное предупреждение было направлено по адресу местонахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, однако возвращено отправителю с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», в установленном порядке не оспорено. При этом допущенные нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены.
В качестве оснований для ликвидации благотворительной организации, истец ссылается на допущенные ответчиком неоднократные, грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации, которые носят систематический характер, выразившиеся в том, что Организацией не исполняются возложенные на нее обязанности по предоставлению отчетности более двух лет.
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что в случаях нарушения настоящего Федерального закона, благотворительная организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В тоже время, в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.
Вместе с тем, из представленных истцом в материалы дела документов не усматривается, что после направления ответчику 20.04.2018 года предупреждения об устранении нарушений закона в виде непредоставления отчетности за 2017 год, Организацией было совершено аналогичное или иное нарушение действующего законодательства.
При этом из представленных в материалы дела копий постановлений о назначении административного наказания по ст. 19.7 КоАП РФ за не предоставление отчетности в 2015 и 2016 годах не усматривается, что ранее Министерством юстиции направлялись в адрес ответчика предупреждения об устранении нарушений закона.
Также, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации.
Вместе с тем, из искового заявления не усматривается, что допущенные ответчиком нарушения носят существенный и неустранимый характер и ликвидация юридического лица необходима для защиты прав и законных интересов других лиц, в чем заключается возможность нарушения законных прав и интересов других лиц и что восстановление их нарушенных прав возможно только лишь путем ликвидации организации.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что истцом не представлено доказательств неоднократного нарушения ответчиком требований законодательства; допущенные Организацией нарушения не являются исключительными и достаточными для ликвидации юридического лица, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Благотворительному фонду «Виктория» о ликвидации юридического лица и исключении из реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова