ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-379/20 от 02.03.2020 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ 2а-379/2020

66RS0001-01-2019-009686-38

Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2020 года город Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Гейгер Е.Ф.,

при секретаре Андреевой А.А.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, страховым взносам, пени,

У С Т А Н О В И Л:

инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга (далее – ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просит, взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 4 380 руб., пени в размере 12 руб. 45 коп.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 19 905 руб., пени в размере 56 руб. 56 коп.; транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 5 879 руб., пени в размере 72 руб. 26 коп.

В обоснование указано, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, а также имеет статус адвоката, в связи с чем является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год, страховых взносов за 2018 год административным ответчиком не была исполнена, в связи с чем в его адрес были направлены требования об уплате страховых взносов и налога на доходы физических лиц. Данные требования в установленный срок добровольно не были исполнены, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, в суд с указанным административным иском.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против заявленных требований, указал, что не является индивидуальным предпринимателем, поэтому у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов, административным истцом пропущен срок взыскания налога, требование об уплате налога он не получал. Также указал, что является многодетным отцом в связи с чем имеет льготу по транспортному налогу.

Представитель административного истца ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, факсимильной связью 19 февраля 2020 года.

Суд на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца.

Выслушав административного ответчика, исследовав доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщиков.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в сроки установленные законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Согласно части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

- индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для адвокатов, исходя из их дохода, который заключается в следующем:

- в случае, если величина дохода адвоката за расчетный период превышает 300 000 руб. – в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 год плюс 1,0 процента суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование адвокаты уплачивают только за себя в фиксированном размере (за расчетный период 2018 год – 5 840 руб.) независимо от величины их дохода.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 10 марта 2010 года зарегистрирован в качестве адвоката и состоит с 29 марта 2019 года на учете в ИФНС Верх-Исетского района города Екатеринбурга, в связи с чем ФИО1 были начислены суммы фиксированных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 в размере 26 545 руб., с учетом частичной оплаты в размере 6 640 руб. сумма составила 19 905 руб., и на обязательное медицинское страхование за 2018 в размере 5 840 руб., с учетом частичной оплаты, а размере 1 460 руб. сумма составила 4 380 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.

В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).

Как следует из материалов дела, ФИО1 в 2017 году являлся собственником транспортных средств: <иные данные> государственный регистрационный знак , мощность двигателя л.с., <иные данные>, государственный регистрационный знак , мощность двигателя .

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга ФИО1 был начислен транспортный налог за 2017 год, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 04 июля 2018 года .

В установленный срок ФИО1 обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год и страховых взносов за 2018 год не исполнил, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга в адрес налогоплательщика было направлено требование от 21 января 2019 года № 8719 об уплате налогов и пени на указанную недоимку, предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Требования ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, что послужило основанием для обращения 19 августа 2019 года к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 21 августа 2019 года и отменен в связи с поступившими возражениями должника 24 сентября 2019 года.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как установлено судом, срок исполнения требования истек 19 февраля 2019 года, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье 16 августа 2019 года, поскольку судебный приказ был отменен мировым судьей 24 сентября 2019 года, настоящее административное исковое заявление подано в районный суд 26 ноября 2019 года, то есть в пределах шестимесячного срока с момента вынесения определения об отмене судебного приказа.

В связи, с чем доводы ФИО1 о пропуске административным истцом срока обращения в суд являются необоснованными.

Разрешая спор, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга, поскольку порядок взыскания налога, размер взыскиваемых сумм, сроки направления требования, сроки обращения с заявлением о вынесении судебного приказа и в суд с административным исковым заявлением административным истцом соблюдены, а обязанность по уплате налогов ФИО1 не исполнена, доказательств уплаты налога в полном объеме суду не представлено.

Доводы административного ответчика о том, что он не является и никогда не являлся индивидуальным предпринимателем в связи, с чем у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов судом отклоняются, поскольку административный истец уточнил заявленые требования, указав, что страховые взносы начислены ФИО1 в связи с наличием у него статуса адвоката. Наличие у административного ответчика статуса адвоката в 2018 году подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а также сведениями из реестра адвокатов Свердловской области, находящимися в открытом доступе.

Оценивая доводы ФИО1 об отсутствии оснований для уплаты транспортного налога за 2017 год в связи с наличием у него льготы по уплате транспортного налога, поскольку у него на иждивении находятся трое малолетних детей, его семья имеет статус многодетной, суд приходит к выводу о их несостоятельности в виду следующего.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» освобождаются от уплаты транспортного налога один из родителей или иной законный представитель, воспитывающий трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет (без учета детей, объявленных полностью дееспособными, и детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе детей, принятых в семью на воспитание, - за один зарегистрированный на него легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно или грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона налоговым органом может быть предоставлена льгота в случае заявления налогоплательщика о своем праве на нее и предоставления подтверждающих наличие льготы документов.

Согласно пункту 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, имеющие право на льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, предоставляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе предоставить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Как следует из материалов дела, ФИО1 заявление на предоставление льготы в налоговый орган не направлял. Представленное административным ответчиком в судебное заседание заявление от 20 февраля 2020 года об освобождении его от уплаты транспортного налога не может быть принято судом во внимание, поскольку направлено в налоговый орган 21 февраля 2020 годах и не относится к спорному периоду 2017 года.

Представленные ФИО1 в материалы дела требование от 14 декабря 2017 года об уплате транспортного налога и квитанция на сумму 11 656 руб. не подтверждают оплату административным ответчиком транспортного налога за 2017 год.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика в доход соответствующего бюджета недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 5 879 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 4 380 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 19 905 руб.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.

Поскольку судом установлено наличие у ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2017 год и страховым взносам за 2018 год, в связи с чем, с административного ответчика подлежат взысканию пени по транспортному налогу в размере 72 руб. 26 коп., а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 12 руб. 45 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 56 руб. 56 коп.

Расчет взыскиваемых сумм судом проверен, арифметически верен, произведен в соответствии с требованиями налогового законодательства, регулирующего уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц.

При подаче административного искового заявления, административным истцом государственная пошлина не была уплачена, в связи с чем, на основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд взыскивает с административного ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 109 руб.

Доводы ФИО1 о наличии оснований для наложения на должностных лиц ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга судебного штрафа за проявленное неуважение к суду в связи с неявкой в судебное заседание представителя административного истца, явка которого была признана судом обязательной, не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Согласно части 2 статьи 122 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе наложить судебный штраф на лиц, участвующих в деле, и иных присутствующих в зале судебного заседания лиц за проявленное ими неуважение к суду. Судебный штраф за неуважение к суду налагается, если совершенные действия не влекут за собой уголовную ответственность.

Как следует из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 21 «О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел», по смыслу части 2 статьи 122 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, под неуважением к суду понимается совершение действий (бездействия), свидетельствующих о явном пренебрежении к установленным в суде правилам поведения (например, использование в тексте поданного в суд процессуального документа неприличных выражений, не оскорбляющих участников судебного разбирательства, лиц, содействующих осуществлению правосудия, суд; не обусловленное изменением обстоятельств дела или другими объективными причинами неоднократное заявление одного и того же ходатайства, в отношении которого уже вынесено и оглашено определение суда).

При этом не должны квалифицироваться в качестве неуважения к суду такие действия (бездействие), ответственность за совершение которых предусмотрена иными нормами процессуального законодательства (например, непредставление истребуемых судом доказательств, неявка надлежащим образом извещенного лица, явка которого была признана судом обязательной, в судебное заседание), а также такие действия (бездействие), которые влекут уголовную ответственность.

Таким образом, в данном случае суд не находит оснований для наложения судебного штрафа на должностных лиц ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга.

Руководствуясь статьями 293, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год, страховым взносам за 2018 год, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в доход соответствующего бюджета задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 4 380 руб., пени в размере 110 руб. 89 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 19 905 руб., пени в размере 503 руб. 93 коп., задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 5 879 руб., пени в размере 72 руб. 26 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета понесенные судебные расходы в виде госпошлины в размере 1 126 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.

Судья: Е.Ф. Гейгер