ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-379/2017 от 31.05.2017 Мордовского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-379-2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

р.п. Мордово 31 мая 2017 года

Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Карташова А.В.,

с участием помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области кирьянова М.О.,

при секретаре Сорокиной К.Ю.,

представителя административного ответчика ФИО3Плужников А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах Российской Федерации к администрации Мордовского района Тамбовской области о признании незаконными действий администрации Мордовского района в части не предоставления в прокуратуру Мордовского района персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района и обязании в предоставлении этих персональных сведений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мордовского района Тамбовской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мордовского района Тамбовской области о признании незаконными действий администрации Мордовского района в части не предоставления в прокуратуру Мордовского района персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района и обязании в предоставлении этих персональных сведений.

В административном исковом заявлении свои требования прокурор Мордовского района Тамбовской области мотивировал тем, что в связи с проведением прокуратурой Мордовского района проверки в сфере противодействии коррупции в адрес главы администрации Мордовского района Тамбовской области был направлен запрос от 14.04.2017г. №560-2017 о предоставлении персональных данных муниципальных служащих, лиц замещающих муниципальные должности, а также их супругов и несовершеннолетних детей. По результатам рассмотрения запроса администрацией Мордовского района 24.04.2017 в прокуратуры района предоставлена информация о персональных данных муниципальных служащих администрации Мордовского района за № 903 от 21.04.2017. Однако, персональные данные членов семьи муниципальных служащих в прокуратуру района предоставлены не были. Свои действия администрация Мордовского района мотивировала тем, что ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что операторы и иные лицам получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Прокурор, ссылаясь на ст. 129 Конституции РФ, ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», пункта 7.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных», Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.11.2013 № 506, ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» просит признать отказ администрации района в предоставлении истребуемой информации незаконным и обязать администрацию района в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить в прокуратуру района персональные данные супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района с указанием: Ф.И.О.; места рождения; адрес места регистрации; серия, номер паспорта; дата выдачи паспорта; кем выдан паспорт.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора кирьянова М.О. административный иск поддержала полностью, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО3Плужников А.В. административный иск не признал, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июня 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Федеральный закон от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры РФ и их должностным лицам право требовать раскрытия персональных данных без согласия субъектов этих данных.

Суд, выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно п. 2.1 ст. 4. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Используя предоставленные законом полномочия, прокурор Мордовского района, направил в администрацию района запрос от 14.04.2017г. № 560-2017 о предоставлении персональных данных муниципальных служащих, лиц замещающих муниципальные должности, а также их супругов и несовершеннолетних детей.

В ответ на данный запрос, руководитель администрации Мордовского района за № 903 от 21.04.2017 направил в прокуратуру района персональные данные муниципальных служащих администрации Мордовского района, отказавшись предоставить сведения содержащие персональные данные в отношении супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района, сославшись на то, что данная информация подлежит охране в соответствии со ст. 7 ФЗ «О персональных данных» и может быть получена только с согласия субъекта персональных данных.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Согласно п. 3 и п. 4 ст. 6 Федерального закона N 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

- проверка в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы;

- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно подпунктам "л", "м" пункта 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, в том числе, являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (подпункты "б", "д" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции).

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ, нормативными актами Центрального банка РФ.

Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» определяет условия обработки персональных данных.

Согласно пунктам 4, 7 и 11 части 1 данной статьи, обработка персональных данных допускается (т.е. не требуется согласия субъекта персональных данных), если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта, персональных данных, а также, если осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию и обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом; обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Проверка сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», осуществляется прокурорами в рамках, возложенных на органы прокуратуры задач борьбы с коррупцией, то есть необходима для достижения общественно значимых целей.

Исходя из анализа статей 3, 6 - 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения муниципальной службы.

При таких обстоятельствах требования прокурора Мордовского района о предоставлении сведений в отношении персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района соответствует действующему законодательству.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации препятствует осуществлению прокурором полномочий, закрепленных в законодательстве.

Таким образом, прокуроры при проведении соответствующих проверок вправе истребовать сведения, содержащие персональные данные государственного или муниципального служащего, членов его семьи, без получения согласия субъектов персональных данных, в связи с чем, отказ администрации Мордовского района в предоставлении таких сведений является незаконным.

Непредставление администрацией Мордовского района персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района, препятствует проведению прокуратурой Мордовского района полноценной проверки соблюдения законности за исполнением муниципальными служащими возложенных законом обязанностей по предоставлению сведений о доходах, в том числе осуществлению задач по борьбе с коррупцией.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах Российской Федерации к администрации Мордовского района Тамбовской области о признании незаконными действий администрации Мордовского района в части не предоставления в прокуратуру Мордовского района персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района и обязании в предоставлении этих персональных сведений удовлетворить.

Признать действия администрации Мордовского района Тамбовской области в части не предоставления в прокуратуру Мордовского района персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района, незаконными.

Обязать администрацию Мордовского района Тамбовской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить в прокуратуру района персональные данные супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района с указанием: Ф.И.О.; места рождения; адреса места регистрации; серии, номера паспорта; даты выдачи паспорта; кем выдан паспорт.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд в течение месяца, со дня оглашения.

Судья А.В. Карташов