Дело № 2а-37/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2019 года г. Никольск
Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Шмаковой О.А., при секретаре Колтаковой Т.В., с участием помощника прокурора Никольского района Пшеничниковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности направить в Федеральное агентство водных ресурсов подготовленные предложения об определении границ зон затопления,
Установил:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о признании незаконным бездействия по подготовке и направлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, возложении на административного ответчика обязанности подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведения о границах таких зон в срок до 01 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ответчиком не принимаются меры к исполнению требований Водного Кодекса РФ, возложившего на органы исполнительной власти субъекта участие в определении границ зон затопления, подтопления. До настоящего времени границы зон затопления, подтопления в порядке, установленном Правительством РФ, не определены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены, предложения о формирования таких зон от органа исполнительной власти субъекта не поступали. Отсутствие определенных границ зон затопления, подтопления может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов, застройщиков, а также сказаться на состоянии окружающей среды, экологической безопасности при выполнении мероприятий, проведение которых в таких зонах запрещено законом.
До судебного заседания от Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора поступил письменный отказ от исковых требований в части признания незаконным бездействия ответчика по подготовке и направлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон для города Никольска Никольского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Никольского района Пшеничникова А.В., выступающая в деле по поручению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, требования, уточненные административным истцом, поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Направил в суд письменный отзыв, в котором уточненные исковые требования признал в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
К бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления » утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил).
Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Кроме того, границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
Судом установлено, что в целях обеспечения определения границ зон затопления, подтопления, Федеральным агентством водных ресурсов 27.02.2015 утвержден график определения границ зон затопления, подтопления.
В соответствии с утвержденным графиком работ по подготовке предложений, согласованию с заинтересованными федеральными органами, а также направление предложений в ДПБВУ, должны быть проведены в 2018-2019 годах. В июле-августе 2018 года проведены конкурсные процедуры, определившие исполнителя работ по подготовке предложений по определению зон затопления, подтопления на территории населенных пунктов Вологодской области.
На основании результатов открытых конкурсов, оформленных протоколами от 23.08.2018, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области заключен государственный контракт № 2-86 от 06.09.2018 «Подготовка предложений по определению границ зон затопления, подтопления на территории населенных пунктов Вологодской области (г. Сокол, с. Нюксеница, с. Кичменгский Городок, г. Никольск, с. Верховажье, с. Сямжа, п. Чагода, г. Тотьма)», цена контракта 8,00 млн. рублей. Срок исполнения – 30.04.2019. Исполнителем по данному контакту является Общество с ограниченной ответственностью «Джи Динамика» г. Санкт-Петербург.
Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени границы зон затопления, подтопления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не определены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены. Предложения о формировании таких зон от органа исполнительной власти субъекта не поступали.
На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается.
Не определение границ указанных зон может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - застройщиков, жителей населенных пунктов, а также сказаться на состоянии окружающей среды, экологической безопасности при выполнении мероприятии, проведение которых в таких зонах запрещено законом.
Отсутствие сведений о зонах с особыми условиями использования территорий наносит ущерб государственным и общественным интересам в части безопасности развития прилегающих к водоемам территорий.
Поскольку судом установлено неисполнение обязанности по внесению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений, подготовленных совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Вологодской области, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, требования прокурора о признании незаконным бездействия подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие ( бездействие ), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает указанный прокурором в административном иске срок разумным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Череповецкой межрайонного природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области природных ресурсов удовлетворить.
Обязать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в рок до 01 января 2021 года подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон для города Никольска Вологодской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Никольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья О.А. Шмакова