ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-37/19 от 15.03.2019 Рязанского гарнизонного военного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2019 года город Рязань

Рязанский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи военного суда Буторина Е.И., при секретаре Кулешовой А.Ю., с участием административного истца Толмачева А.В., административного ответчика - начальника отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - начальник отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ), Афанасьевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гарнизона административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части 99999в/звание Толмачева А.В. об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом административному истцу в принятии на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма,

установил:

административный истец Толмачев обратился в суд с заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу в войсковой части 99999, относится к категории военнослужащих, назначенных на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года) и обеспечиваемый на весь срок военной службы служебным жилым помещением, общая продолжительность военной службы составляет более 20 лет. Решением начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ от 25 декабря 2018 года ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Не соглашаясь с указанным решением, Толмачев обратился в суд и просит:

- признать решение начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ от от 25 декабря 2018 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным;

- обязать начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ отменить вышеуказанное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его с составом семьи 4 человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Заинтересованное лицо - ФКУ УФО МО РФ по <адрес> в лице руководителя, надлежащим образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыл.

Административный истец Толмачев, административный ответчик - начальник отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ Афанасьева, не возражали против рассмотрения административного искового заявления в отсутствии неявившегося лица.

Административный истец Толмачев на заявленных требования настаивал, просил удовлетворить.

Административный ответчик - начальник отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ Афанасьева требования административного истца не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Заслушав административного истца, административного ответчика - начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ Афанасьеву, исследовав материалы дела, военный суд находит, что административное исковое заявление Толмачева удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Так, отнеся военнослужащих к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, законодатель исходил из того что, военная служба, по смыслу ст. 32 (ч.4), ст. 37 (ч.1) и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её ст. 71 (п. «м»), ст. 72 (. «б» ч.1) и ст. 114 (п.п. «д», «е» ч.1) представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения для них дополнительных мер социальной защиты, в том числе, в сфере жилищных отношений.

Согласно статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе: военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.

Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 упомянутого Федерального закона определено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (вместе с "Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", "Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно") признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из решения начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ Афанасьевой от 25 декабря 2018 года видно, что Толмачеву отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с указанием на п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, а именно, что представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на таком учете. В обоснование указано, что Толмачев с 29 июля 1998 года по 18 октября 2003 года обучался в <адрес> высшем военном авиационном Краснознаменном училище штурманов, после окончания которого с 18 октября 2003 года по 14 апреля 2008 года проходил службу в войсковой части 88888 (<адрес>), где его отцу –ФИО12 - на состав семьи 4 человека, в том числе и на административного истца Толмачева А.В., было предоставлено на основании ордера от 30 августа 2004 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 83,4 кв.м., в котором административный истец Толмачев А.В. был зарегистрирован с 29 ноября 2004 года по 24 октября 2005 года в качестве члена семьи. После смерти своего отца Толмачев А.В. отказался от вступления в наследство на указанную выше квартиру. Поскольку Толмачев утратил возможность сдать в установленном порядке предоставленное военным ведомством жилое помещение, он не подлежит принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

Согласно справке от 28.01.2019 года из войсковой части 99999, контракту о прохождении военной службы от 18 октября 2017 года, выписке из послужного списка Толмачева, он с 27 июля 1998 года по 18 октября 2003 года являлся курсантом <адрес> высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов, с 18 октября 2003 года по 14 апреля 2008 года проходил службу в войсковой части 88888, в <адрес>, в дальнейшем проходил службу в различных воинских частях в <адрес>, а с 2011 года проходит военную службу в <адрес> по настоящее время. яхзании

Из персональной карточки учета военнослужащего, нуждающегося в жилье, следует, что отец административного истца – ФИО12, с составом семьи 4 человека, дата заключения контракта - 20 октября 1979 года, был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении с 20 января 1998 года в <адрес> гарнизоне <адрес> КЭЧ, снят с указанного учета 30 августа 2004 года в связи с получением жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с характеристиками «постоянная, прописано -4, общая 89.8 кв.м., жилая 37.6 кв.м. Отметка о сдаче – «не сдана».

Из письменного обращения начальника <адрес> КЭЧ МВО, акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25 апреля 2002 года, распоряжения от 1 марта 2006 года о передаче объектов <адрес> квартирно-эксплуатационной части МВО в муниципальную собственность <адрес>, перечня передаваемых в муниципальную собственность <адрес> объектов, выписки из реестра муниципальной собственности от 25 июля 2006 года, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 1 марта 2019 года видно, что строительство дома по адресу: <адрес> - начато в 2000 году, заказчиком (застройщиком) являлась войсковая часть 33333, по окончании строительства в 2002 году дому присвоен адрес по <адрес> и принимал его начальник <адрес> КЭЧ МВО; указанный дом до 9 февраля 2006 года находился на праве оперативного управления у Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации; с июля 2006 года указанный выше дом, за исключением приватизированных квартир, передан в муниципальную собственность.

В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Из ордера от 30 августа 2004 года усматривается, что отцу административного истца – ФИО12 - с семьей, состоящей из четырех человек: жена ФИО15, сын Толмачев А.В., дочь ФИО17 - была предоставлена трехкомнатная квартира, жилой площадью 45,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно поквартирной карточке, карточке регистрации на Толмачева А.В., справкам от 19.12.2018, от 28.02.2019 года выданным ООО «<данные изъяты>», в указанной квартире были зарегистрированы: ФИО12 – с 29 ноября 2004 года по 17 октября 2011 года, ФИО15 - с 29 ноября 2004 года по настоящее время, ФИО17 – с 29 ноября 2004 года по 5 марта 2007 года, Толмачев А.В. – с 29 ноября 2004 года по 24 октября 2005 года, а также иные лица. Причем Толмачев А.В. был зарегистрирован по указанному адресу в качестве члена семьи как сын, а после снятия с регистрационного учета из вышеуказанной квартиры, зарегистрировался по месту прохождения военной службы при войсковой части 88888 в <адрес>.

Следовательно, квартира, в которой административный истец был зарегистрирован в качестве члена семьи нанимателя жилого фонда, относилась к государственному жилищному фонду.

Так, статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на тот момент) (далее – Закон о приватизации) определяет, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статьям 6,7 Закона о приватизации, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Договором от 3 ноября 2005 года безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан подтверждается, что между <адрес> квартирно-эксплуатационной частью <адрес> военного округа в лице начальника <адрес> КЭЧ и ФИО12 в соответствии с законом РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» был заключен указанный договор, согласно которому ФИО12 приобрел квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 83.4 кв.м., жилой - 45.2 кв.м.

При этом ФИО15 (жена), Толмачев А.В. (сын), ФИО17 (дочь) просили не включать их в число участников общей собственности приватизируемого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что усматривается из нотариально удостоверенного согласия от 7 ноября 2005 года в реестре за .

В судебном заседании обстоятельство получения отцом административного истца от военного ведомства жилого помещения для постоянного проживания по месту прохождения военной службы в <адрес> на состав семьи четыре человека, включая административного истца Толмачева А.В., сторонами не оспаривалось.

Административный истец Толмачев в судебном заседании пояснил, что предоставление в 2004 году его отцу жилого помещения от военного ведомства на состав семьи 4 человека, в том числе и на него, ограничивает право членов его семьи и его право как военнослужащего, имеющего выслугу более 20 лет и соответствующего основаниям признания нуждающимся в жилом помещении, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, поскольку он, даже с учетом ранее приобретенной от военного ведомства в составе семьи своего отца жилой площади в размере 20, 85 кв.м., является нуждающимся, учитывая состав уже его семьи – 4 человека.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 1 марта 2019 года, заявлением от представителя юридического лица от 8 февраля 2006 года (<адрес> КЭЧ МВО), заявлением ФИО12 от 8 февраля 2006 года, свидетельством о праве на наследство по закону от 1 июня 2012 года, свидетельством о государственной регистрации права от 9 июля 2012 года подтверждается, что помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находившееся на праве оперативного управления у Федерального государственного эксплуатационного учреждения «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, с 9 февраля 2006 года перешло в собственность ФИО12, а с 9 июня 2012 года перешло в общую долевую собственность ФИО15 – 3/4 доли в праве, на 1/4 долю наследственного имущества свидетельство выдано не было, при этом Толмачев А.В. отказался от своей доли в наследственном имуществе в пользу своей матери.

Таким образом, в судебном заседании из пояснений сторон, исследованных документов достоверно установлено, что административный истец Толмачев, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и, соответственно, подлежащий обеспечению на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в период прохождения военной службы в <адрес> (с 18 октября 2003 года по 14 апреля 2008 года проходил службу в войсковой части 88888, <адрес>), был обеспечен в составе семьи своего отца ФИО12 (также являвшего военнослужащим) жилым помещением - трехкомнатной квартирой (ордер от 30 августа 2004 года выдан на 4 человека: отец ФИО12, мать ФИО15, сын Толмачев А.В, дочь ФИО17), расположенной по адресу: г<адрес>, общей площадью 83.4 кв.м., жилой - 45.2 кв.м. (по договору о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность от 23 ноября 2005 года, а по ордеру от 30 августа 2004 года жилая площадь 45,4 кв.м.), в котором административный истец Толмачев был зарегистрирован в качестве члена семьи нанимателя (своего отца) с 29 ноября 2004 года по 24 октября 2005 года, а после снятия с регистрационного учета из вышеуказанной квартиры, зарегистрировался по месту прохождения военной службы при войсковой части 88888 в <адрес>. В 2005 году вышеуказанное жилое помещение казенным предприятием, в оперативном управлении которого находился жилищный фонд - <адрес> квартирно-эксплуатационной частью <адрес> военного округа в лице начальника <адрес> КЭЧ - было передано собственность отца административного истца ФИО12 с согласия его супруги, дочери и сына – Толмачева А.В., которые отказались от своего права приватизации. В настоящее время указанное выше жилое помещение находится в собственности матери административного истца и его сестры, которые приобрели право собственности при вступлении в наследство после смерти отца административного истца, при этом административный истец Толмачев А.В. отказался от своей доли в наследуемом имуществе в пользу своей матери.

Из изложенного следует, что Толмачев, являясь в 2005 году совершеннолетним (офицером Вооруженных Сил РФ с 18 октября 2003 года), давая согласие на приватизацию квартиры, расположенную по адресу: г<адрес>, общей площадью 83.4 кв.м., жилой - 45.2 кв.м., полученную его отцом за счет государства от военного ведомства на состав семьи из 4-х человек, в том числе, и на административного истца, распорядился жилым помещением по своему усмотрению, то есть поставил вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (за счет государства), при обеспеченности жильем по установленным нормам из государственного жилищного фонда и без возможности его сдачи.

Совокупность указанных действий препятствует принятию административного истца Толмачева на жилищный учет.

Также, суд считает необходимым отметить, что доводы административного истца Толмачева о нарушении прав членов его семьи являются необоснованными, поскольку правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего и они, в случае отсутствия у военнослужащего необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Закона «О статусе военнослужащих», не ограничены в возможности быть обеспеченными жильем в общем порядке согласно нормам ЖК РФ.

С учетом изложенного суд признает действия начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанные с отказом административному истцу в принятии на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, законными и обоснованными, а поэтому отказывает Толмачеву в удовлетворении его административного искового заявления.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.

В связи с отказом Толмачеву в удовлетворении его требования, суд также отказывает во взыскании с отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Толмачева А.В. государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части 99999в/звание Толмачева А.В. об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом административному истцу в принятии на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма – отказать.

Во взыскании с отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Толмачева А.В. государственной пошлины - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Рязанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу

судья Рязанского гарнизонного

военного суда Е.И. Буторин