именем Российской Федерации
р.п. Земетчино 1 апреля 2020 года
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Шабровой Н.В.,
при секретаре Есавкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Тамбовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Тамбовской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета (Шпикуловский сельский Совет Жердевского района задолженность: по земельному налогу за 2014-2015 г.г. в сумме 583 рубля за каждый год, и пени по земельному налогу за период с 02.10.2015 г. по 28.02.2018 г. в размере 35 рублей 77 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 155 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц за период со 02.10.2015 г. по 06.11.2015 г. в размере 1 рубль 53 копейки, указывая в обоснование заявленных требований следующее.
Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО1 имеет в собственности, пользовании объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером №..., а также квартиру, расположенные по адресу: [адрес] , 144. Дата регистрации владения земельным участком указана 11.11.1995 года, дата регистрации владения объектом недвижимости (вид - жилой дом) указана 30.12.2011 года.
Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества налоговые органы получают по результатам электронного обмена с органами Росреестра на основании совместного Приказа Росреестра № П/302, ФНС РФ № ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 г. «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделки с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества».
На основании сведений, представленных Росреестром, налогоплательщику ФИО1 был начислен налог на землю в размере 583 рубля за 2014 год и направлено налоговое уведомление №... от 11.05.2015 г. по сроку уплаты до 01.10.2015 г., за 2015 год в размере 583 рубля и направлено налоговое уведомление №... от 25.08.2016 года по сроку уплаты до 01.12.2016 г., за 2016 год в размере 583 рубля и направлено налоговое уведомление №... от 02.07.2017 года по сроку уплаты до 01.12.2017г. Налог на имущество физических лиц налогоплательщику ФИО1 за 2014 года был начислен в размере 155 рублей, и направлено налоговое уведомление №... от 11.05.2015 г. по сроку уплаты до 01.10.2015г.
В связи с неуплатой налога в установленный законом срок налогоплательщику были начислены пени по земельному налогу в размере:
- 5 рублей 77 копеек по сроку уплаты 01.10.2015 г.;
- 16 рублей 52 копейки по сроку уплаты 01.12.2016г.;
- 13 рублей 48 копеек по сроку уплаты 01.12.2017г., а также пени по налогу на имущество в размере 1 рубль 53 копейки.
В связи с неуплатой налога по сроку платежа ФИО1 было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №... от 06.11.2015 года, требование №... от 25.02.2017 г., требование №... от 01.03.2018 года, в которых предложено в добровольном порядке в срок до 26.01.2016 года, до 10.04.2017 и до 12.04.2018 года погасить задолженность.
Однако требования налогового органа исполнены не были, что послужило основанием для взыскания задолженности в судебном порядке. Остаток задолженности по уплате налогов и пени составляет 1941 рубль 3 копейки.
Налоговый орган обратился к мировому судье Земетчинского района Пензенской области с заявлением о вынесении судебного приказа, который вынесен мировым судьей 15.07.2019 года (номер приказа 2а-282/2019). Определением мирового судьи от 23.07.2019 года судебный приказ был отменен по заявлению должника.
Задолженность по земельному налогу, налогу на имущество и пени, начисленные ФИО1, до настоящего времени не оплачена, в связи с чем административный истец просит взыскать её с административного ответчика.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 4 по Тамбовской области, извещённый о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении содержится просьба рассмотреть дело без участия представителя инспекции.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В возражении на административное исковое заявление просил в иске отказать, пояснив, что собственником либо владельцем имущества, расположенного по адресу: [адрес] , он не является. До 2005 года он проживал в Тамбовской области по адресу: [адрес] ведомственной квартире и в собственность её не оформлял. Считает, что налог ему начислен ошибочно.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Тамбовской области и административного ответчика.
Изучив материалы административного дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Тамбовской области удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы, и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции РФ и п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 3 ст. 75 Конституции РФ, система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Согласноч. 1 и ч. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу прямого указания закона владение участком на одном из перечисленных прав является определяющим признаком плательщика земельного налога.
Как следует из ч. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.
В силу положений ч. 2 ст. 387 НК РФ,устанавливаяналог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплатыналога.
Как следует из положений ч. 4 ст. 391 НК РФ, налоговая база для налогоплательщиков - физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино - место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 3 ст. 396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 4 статьи 397 НК РФ, установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как указал административный истец в исковом заявлении, на основании сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, полученных по результатам электронного обмена с органами Росреестра, налогоплательщику ФИО1 был начислен налог на землю за 2014-2016 г.г., и налог на имущество за 2014 год на земельный участок с кадастровым номером №..., а также квартиру, расположенные по адресу: [адрес] , 144. Ответчику своевременно направлялись уведомления об уплате налога за землю и налога на имущество заказными письмами с уведомлениями.
В связи с неуплатой налога в установленный законом срок налогоплательщику были начислены пени по земельному налогу и налогу на имущество, и направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Налоговые требования были направлены ФИО1 по адресу: [адрес] , однако, требования налогового органа административный ответчик не исполнил.
Как установлено в судебном заседании административный ответчик ФИО1 в Тамбовской области не проживает с 2005 года.
Согласно паспорту административного ответчика ФИО1, в период с 14.04.1986 года по 28.04.2005 года он был зарегистрирован по месту жительства, по адресу: [адрес] . С 12.05.2005 года ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: [адрес] .
Исходя из вышеизложенного, возражения административного ответчика относительно того, что налог ему начислен ошибочно, поскольку он не проживает в Тамбовской области и собственником земельного участка и квартиры, на которые ему начислен налог, не является, суд находит состоятельными, так как они подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.03.2020 г. № КУВИ-001/2020-4905639 представленной Межрайонным отделом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области по запросу суда, сведения об объекте недвижимости - земельный участок с кадастровым номером №..., расположен по адресу: [адрес] , сведения о зарегистрированных правах и описание местоположения земельного участка в ЕГРН отсутствуют. Данные сведения свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером №... по адресу: [адрес] не расположен.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от 12.03.2020 г. № КУВИ-001/2020-4980860, представленного Межрайонным отделом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области по запросу суда, сведения об объекте недвижимости – здание расположенное по адресу: [адрес] и зарегистрированных правах на него в ЕГРН отсутствуют.
У суда не имеется оснований не доверять данным сведениям, поскольку они представлены по запросу суда в соответствии с нормами действующего законодательства, Межрайонный отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области не является лицом, заинтересованным в результатах рассмотрения дела, а доказательств, указывающих на недостоверность сведений, суду не представлено. Поэтому суд считает данные сведения достоверными доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО1 не является правообладателем земельного участка и квартиры, на которые ему начислен налог.
Учитывая, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо право пожизненного наследуемого владения на земельный участок, ФИО1 не является надлежащим налогоплательщиком, и у него в силу закона нет обязанности уплачивать налог на имущество, которое не находится в его законном владении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Тамбовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области.
Судья