Дело № 2а-696/2021
Поступило в суд 19.11.2020
УИД: 54RS0001-01-2020-008144-33
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021г. г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Сулима Р.Н.,
При секретаре Хлебниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №15 по Новосибирской области к Полянскому Андрею Геннадьевичу о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России ... по Новосибирской области обратилась в суд с административным иском (уточненном ДД.ММ.ГГГГ) к Полянскому А.Г. о взыскании денежной суммы в счет уплаты земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 3 243 руб., а также пени в размере 35.62 руб. (л.д.90).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что налогоплательщик Полянский А.Г. имеет в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения по земельному налогу.
Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление, в котором отражен подробный расчет по каждому объекту: ... от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ с общей суммой к уплате 4 791 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ... о ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ с общей суммой к уплате 4840 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Административному ответчику было направлено требование об уплате налога и пени: ... от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов и пени со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов и пени со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ
Однако налогоплательщик задолженность не оплатил, в налоговую инспекции документов, содержащих основания предоставления налоговых льгот не предоставил. Уведомления остались не исполненными.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа ... от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей 5 судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска был вынесен судебный приказ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен. На дату обращения в су с настоящим административным исковым заявлением задолженность не погашена. Также налоговым органом установлен факт неправомерного начисления земельного налога за земельный участок с кадастровым номером ...
Представитель административного истца – Межрайонная ИФНС России ... по Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Административный ответчик – Полянский А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что не согласен с заявленными требованиями (л.д.77-79), так как имеет налоговую льготу как ветеран боевых действий и как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что налогоплательщик Полянский А.Г. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России ... по Новосибирской области.
Как видно из материалов дела, Полянский А.Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., СНТ «Нива», 8-В, кадастровый ..., площадью 799кв.м с ДД.ММ.ГГГГ.
Также административный ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., Прибрежная ул., кадастровый ..., площадью 1093кв.м, с ДД.ММ.ГГГГ.
Также административный ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый ..., площадью 190000кв.м, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23).
Следовательно, Полянский А.Г. является плательщиком земельного налога.
В силу п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
По правилам пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что налоговым уведомлением ... от ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган рассчитал Полянскому А.Г. земельный налог за 2017г. в общем размере 1 750 руб., срок уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
В связи с отсутствием оплаты налога, в адрес административного ответчика было направлено требование ... об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1750 руб., пени в размере 25.58 руб. (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.9-9 оборот).
ИФНС в адрес Полянского А.Г. было направлено налоговое уведомление ... от ДД.ММ.ГГГГ об оплате земельного налога за 2018 год в размере 1750 руб., срок уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).
ИФНС в адрес ответчика было направлено требование ... об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1750 руб., пени в размере 14.04 руб. (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.12-12 оборот).
Согласно п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п.4 ст. 391 НК РФ).
Согласно пп.8 п.5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий: ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Согласно п. 6.1 ст. 391 НК РФ уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
Уведомление о выбранном земельном участке рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном земельном участке, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
При выявлении оснований, препятствующих применению налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Материалами дела подтверждается, что Полянский А.Г. как ветеран боевых действий (л.д. 63), как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989г. (л.д. 71) имеет право на налоговую льготу в соответствии со ст. 391 НК РФ. Однако, как следует из пояснений налогового органа и ответчиком не опровергнуто, Полянский А.Г. не подавал в налоговый орган уведомление, в отношении какого земельного участка он желает применить налоговый вычет. Поэтому налоговый вычет предоставлен в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога – с кадастровым номером ... (...).
На основании ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с решением Совета депутатов Сидоровского сельсовета Колыванского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ... и решением Совета депутатов Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены налоговые вычеты и льготы для пенсионеров, не проживающих на территории поседения, ветеранов боевых действий, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ветеранов труда.
В соответствии с решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ год предусмотрены налоговые льготы в виде частичного освобождения от уплаты земельного налога с уменьшением налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб., в том числе участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Поскольку Полянский А.Г. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, налоговым органом произведен перерасчет земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу: ... кадастровый ....
На основании ст. 396 НК РФ земельный налог рассчитывается по формуле:
Земельный налог = налоговая база Х ставка налога Х количество месяцев владения /налоговый период.
За ДД.ММ.ГГГГ:
Земельный участок с кадастровым номером ... – (345800*1-0)*0,30*12/1200 = 1037 руб.
Земельный участок с кадастровым номером ...-(137073,13*1-0)*0,30*12/1200=411 руб.
Земельный участок с кадастровым номером ...-(100546,16*1-10000)*0,30*12/1200=272 руб.
За ДД.ММ.ГГГГ год:
Земельный участок с кадастровым номером ... – (345800*1-0)*0,30*12/1200 = 1037 руб.
Земельный участок с кадастровым номером ...-(137073,13*1-0)*0,30*12/1200=411 руб.
Земельный участок с кадастровым номером ...-(100546,16*1-0)*0,30*12/1200=302 руб.
Согласно расчету истца, размер задолженности Полянского А.Г. по уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 720 р., за ДД.ММ.ГГГГ – 1 523 р. Документов, свидетельствующих об уплате данного налога Полянским А.Г., не представлено.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога и пени подается в суд общем юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определением мирового судьи 5-го судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ ... от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный по заявлению Межрайонной ИФНС ... по Новосибирской области о взыскании с Полянского А.Г. в доход соответствующего бюджета за ДД.ММ.ГГГГ недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 604 руб., пеня в размере 6.83 руб, налог в размере 2074 руб., пеня в размере 23.48 руб., налог в размере 822 руб., пеня в размере 9.31 руб., на общую сумму 3539 руб. 62 коп., а также государственной пошлины в размере 200 руб. (л.д. 8).
Рассматриваемое административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения установленного законом срока.
На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ Полянскому А.Г. начислена пени в размере 35 руб. 92 коп. Расчет пени судом проверен, подтверждается материалами дела, ответчиком не оспорен.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании денежной суммы в счет уплаты недоимки по уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ. и пени подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Полянского Андрея Геннадьевича недоимку по земельному налогу за 2017г. в размере 1 720 руб., за 2018г. 1523 руб., пени 35 руб. 92 руб., всего 3 278 руб. 92 коп.
Взыскать с Полянского Андрея Геннадьевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Судья подпись Р.Н. Сулима
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.