ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3802/2021 от 24.11.2021 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Решение в окончательной форме принято 24 ноября 2021 года

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Дзержинск 17 ноября 2021года

ДзержинскийгородскойсудНижегородской области в составе председательствующего судьи Буциной И.Б.,

при секретаре Калаяновой Е.К.,

с участием: помощника прокурора г.Дзержинска Нижегородской области ФИО2, представителя административного истца АО «Индустриальный парк Ока Полимер»- ФИО3, представителя административного ответчика администрации г.Дзержинска Нижегородской области – ФИО4, представителя заинтересованного лица ОАО «Дзержинский водоканал» ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Индустриальный парк Ока Полимер» к администрации г.Дзержинска Нижегородской области о признании недействительным акта органов местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

Административный истец АО «Индустриальный парк Ока Полимер» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействительными:

- постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении актуализированной cхeмы» водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинска Нижегородской области на период ДД.ММ.ГГГГ" в полном объеме;

- постановления администрации города Дзержинска Нижегородской

области от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в постановлю администрации города Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ" в части определения АО "Индустриальный парк "Ока-полимер" гарантирующей организацией в сфере водоотведения - в границах сетей водоотведения находящихся в собственности "Индустриальный парк "Ока-Полимер".

Определением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требование АО «Индустриальный парк Ока Полимер» признании недействительным постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период до ДД.ММ.ГГГГ” полном объеме, установлено, что постановление Администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период ДД.ММ.ГГГГ»является нормативным правовым актом, выделено в отдельное производство и передано в Нижегородский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого отнесено рассмотрение.

Определением Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление АО «Индустриальный парк Ока Полимер» о признании недействительным постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период до 2026 года”, передано по подсудности в Дзержинский городской суд Нижегородской области.

В обоснование заявленных требований административный истец указал с учетом уточнений, что оспариваемым постановлением главы города от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период ДД.ММ.ГГГГ

Данное постановление было принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», Уставом городского округа город Дзержинск.

Данный документ был опубликован в газете «Дзержинские ведомости», ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п. данный документ вступил в силу с момента опубликования.

Обжалуемым Постановлением. Администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена актуализированная Схема водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период до ДД.ММ.ГГГГ согласно приложению.

Приложение состоит из 2 (двух) томов:

- Том - «Схема водоснабжения»

- Том - «Схема водоотведения»

Нарушающими права Истца, как участника правоотношений в сфере водоотведения вляется Том - «Схема водоотведения», в части:

Раздела . - «Описание результатов технического обследования централизованной системы водоотведения, включая описание существующих канализационных очистных сооружений, в том числе оценку соответствия применяемой технологической схемы очистки сточных вод требованиям обеспечения нормативов качества очистки сточных вод, определение существующего дефицита (резерва) мощностей сооружений и описание локальных очистных сооружений, создаваемых абонентами».

Указанный Раздела содержит описание существующих районных очистных сооружений (далее по тексту - РОС), находящихся в пользовании ОАО Дзержинский водоканал, не содержит описание результатов технического обследования канализационных сетей, принадлежащих промышленным предприятиям, в частности сетей заявителя.

Отсутствие описания указанных сетей не позволяет органу местного самоуправления делать вывод о наличии комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, пригодных для водоотведения, а также создавать из этого комплекса самостоятельную централизованную систему, что отражено в Разделе Тома «Схемы юдоотведения».

Указанное положение противоречит п. Требований к содержанию схем водоснабжения I водоотведения, утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ и нарушает права Истца, поскольку последний владея объектами канализации, находящимися в границах юродского округа <адрес>, что подтверждается Письмом муниципального казенного учреждения «Градостроительство» г.Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ - является участником правоотношений в сфере водоотведения.

Раздела - «Описание технологических зон водоотведения, зон централизованного и нецентрализованного водоотведения (территорий, на которых водоотведение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоотведения) и перечень централизованных систем водоотведения».

Согласно терминологии Тома (стр.): «технологическая зона водоотведения» - часть канализационной сети, принадлежащей организации, осуществляющей водоотведение, в пределах которой обеспечиваются прием, транспортировка, очистка и отведение сточных вод или прямой (без очистки) выпуск сточных вод в водный объект.

Вместе с тем, в указанном Разделе . - описание технологической зоны водоотведения отсутствует в полном объеме.

Отсутствие описания технологической зоны водоотведения противоречит п. Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ и нарушает права Истца, поскольку не отражает существующее положение в сфере водоотведения в городском округе Дзержинск и вводит в заблуждение относительно того, какой этап в процессе водоотведения осуществляется именно Истцом.

Кроме этого, согласно терминологии Тома (стр.): «централизованная система водоотведения (канализации)» - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2 статьи 2 Федерального икона от 07.12.2011 №416-ФЗ №0 водоснабжении и водоотведении» (далее - Закона № 416- ФЗ).

Т.е. под централизованной системой водоотведения (канализации) в соответствии с Законом №416-ФЗ понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для приема, транспортировки и очистки сточных вод.

В соответствии с Разделом . в городском округе <адрес> существуют семь централизованных систем водоотведения (стр. ).

Четыре централизованных системы водоотведения, расположены за границей сетей, находящихся в собственности муниципального образования, имеют собственные канализационные насосные станции, сети водоотведения, а также сооружения локальной очистки, включая в том числе, централизованную систему водоотведения, в которую входят канализационные сети, насосные станции иромплощадки АО «ИП «Ока-Полимер», напорные и самотечные коллектора хозбытовых и промстоков от иромплощадки АО «ИП «Ока-Полимер». Гарантирующая организация АО «ИП «Ока-Полимер» (стр. ).

В отсутствие описания канализационных сетей Заявителя в Разделе Тома , выделение их в отдельную централизованную систему водоотведения - является необоснованным, а также противоречащим подпунктам 2, 28 статьи 2 Закона №416-ФЗ.

Кроме этого, Разделом установлено, что Централизованные системы водоотведения Вромпредприятий, т.е. и централизованная система на сетях, принадлежащих Заявителю, не входят в состав проекта Схемы водоотведения городского округа <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ

Каким же тогда образом промышленные стоки поступают на районные очистные сооружения согласно Описанию в Разделе Тома , если канализационные сети промышленных предприятий не входят в состав Схемы водоотведения городского округа г,Дзержинск, расположены за границей сетей, находящихся в муниципальной собственности и как вообще соотносятся эти два противоречивых вывода в одном проектном документе?

Раздела - «Описание технологических зон водоотведения, зон централизованного и нецентрализованного водоотведения (территорий, на которых водоотведение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоотведения) и перечень централизованных систем водоотведения».

Согласно терминологии Тома (стр): «технологическая зона водоотведения» - часть канализационной сети, принадлежащей организации, осуществляющей водоотведение, в пределах которой обеспечиваются прием, транспортировка, очистка и отведение сточных вод или прямой (без очистки) выпуск сточных вод в водный объект.

Вместе с тем, в указанном Разделе - описание технологической зоны водоотведения отсутствует в полном объеме.

Отсутствие описания технологической зоны водоотведения противоречит п. Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ и нарушает права Истца, поскольку не отражает существующее положение в сфере водоотведения в городском округе Дзержинск и вводит в заблуждение относительно того, какой этап в процессе водоотведения осуществляется именно Истцом.

Кроме этого, согласно терминологии Тома 2 (стр.3): «централизованная система водоотвсдения (канализации)» - комплекс технологически связанных между собой нженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закона № 416- ФЗ).

То есть под централизованной системой водоотведения (канализации) в соответствии с Законом №416-ФЗ понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для приема, транспортировки и очистки сточных вод.

В соответствии с Разделом . в городском округе <адрес> существуют семь (ентрализованных систем водоотведения (стр. ).

Четыре централизованных системы водоотведения, расположены за границей сетей, сходящихся в собственности муниципального образования, имеют собственные санализационные насосные станции, сети водоотведения, а также сооружения локальной очистки, включая в том числе, централизованную систему водоотведения, в которую входят анализационные сети, насосные станции промплощадки АО «ИП «Ока-Полимер», напорные и амотечные коллектора хозбытовых и промстоков от промплощадки АО «ИП «Ока-Полимер», гарантирующая организация АО «ИП «Ока-Полимер» (стр. ).

В отсутствие описания канализационных сетей Заявителя в Разделе . Тома выделение их в отдельную централизованную систему водоотведения - является необоснованным, а также противоречащим подпунктам 2, 28 статьи 2 Закона №416-ФЗ.

Кроме этого, разделом установлено, что Централизованные системы водоотведения промпредприятий, т.е. и централизованная система на сетях, принадлежащих Заявителю, не входят в состав проекта Схемы водоотведения городского округа <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ

Каким же тогда образом промышленные стоки поступают на районные очистные сооружения согласно Описанию в Разделе Тома , канализационные сети промышленных предприятий не входят в состав Схемы водоотведения городского округа Дзержинск, расположены за границей сетей, находящихся в муниципальной собственности и не соотносятся эти два противоречивых вывода в одном проектном документе.

Инженерные сооружения, участвующие в водоотведении сточных вод <адрес> годятся в пользовании ОАО «Дзержинский Водоканал», в том числе на основании концессионного соглашения с Администрацией города Дзержинска.

Эксплуатация РОС осуществляется также ОАО «Дзержинский Водоканал» на основании разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

ОАО «Дзержинский Водоканал» является единственным предприятием, реализующим за счет привлеченных средств, инвестиционную программу, включая мероприятия по снижению сбросов загрязняющих веществ, по охране окружающей среды, которая разработана исходя из необходимости очистки не только хозяйственно-бытовых стоков, а приоритетно стоков промышленных предприятий.

Таким образом, Схема водоотведения предусматривает техническую возможность централизованных сетей, находящихся в муниципальной собственности, по очистке промышленных стоков, а мероприятия по реализации инвестиционной программы ОАО Дзержинский Водоканал направлены на снижение негативного воздействия от таких стоков.

Кроме этого, П. Раздела Тома предусмотрено, что Генеральным планом сраняется существующая схема канализации с отведением бытовых и производственных стоков на существующие районные очистные сооружения. На период до ДД.ММ.ГГГГ. в городском округе <адрес> не предусматривается создание новых централизованных систем водоотведения (cтр.).

Таким образом, создание обжалуемым нормативным актом новых централизованных систем водоотведения противоречит п. Главы Генерального плана городского округа город Дзержинск, утв. Постановлением Городской Думы города Дзержинск Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ.

Рисунок Тома (стр.) с обозначением мест расположения централизованных систем

Принадлежащие Истцу канализационные сети имеют непосредственное технологическое присоединение к напорному хозфекальному коллектору <данные изъяты> находящемуся в собственности городского округа Дзержинск и переданному в пользовании ОАО Дзержинский Водоканал по концессионному соглашению, что подтверждается Письмом администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. Именно через это соединение хозяйственно-бытовые стоки от промплощадки поступают на РОС.

Непосредственное технологическое присоединение к городской сети водоотведения подтверждается Техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным Дзержинским отделением Волго-Вятского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

Наличие сетей промышленной канализации в <адрес> в пользовании |ОАО ДВК на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ установлено Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу (спор между ОАО ДВК и АО ИПОП по взысканию платы за негативное воздействие).

Указанный стальной напорный хозфекальный коллектор <данные изъяты> берет ачало из главной <адрес> также находящейся в пользование ОАО ДВК и в которую отводятся стоки иных абонентов ОАО ДВК, включая жилищный фонд.

КНС 101, стальной напорный хозфекальный коллектор <данные изъяты> оединенный с принимающими устройствами Районных очистных сооружений (РОС), также находящихся в пользование ОАО ДВК - образуют единую сеть водоотведения, т.е. технологически связанных между собой инженерных сооружений, находящихся в пользовании ОАО ДВК.

Указанное положение вещей не отражено на Рисунке Тома , а отраженное схематичное направление стоков, противоречит действительному существующему положению.

Технологическая связь между сетями, принадлежащими истцу и централизованной истемой водоотведения, находящейся в собственности муниципалитета свидетельствует о наличии единственной технологической зоны водоотведения в городском округе город Дзержинск.

Указанные обстоятельства являются следствием отсутствия надлежащего технического обследования системы водоотведения от промышленных предприятий и прямым нарушением прав истца, поскольку вносит неопределенность статуса последнего в процессе водоотведения и влечет для него возникновение спорных ситуаций с третьими лицами относительно фактического осуществляемого им этапа по водоотведению.

Кроме этого, несоответствие технологических соединений и описание в Схеме канализационных сетей, участвующих в процессе водоотведения в городском округе Дзержинск их- фактическому положению вносит неопределенность и для иных участников процесса водоотведения, расположенных на территории промплощадок <адрес>, а также для самих потенциальных абонентов.

Более подробно несоответствие Схемы водоотведения городского округа <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной обжалуемым Постановлением Администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается Техническим отчетом от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «Компания Межрегионэнергосервис».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.

Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В соответствии с п. 11 ст.213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В настоящее время <данные изъяты> рассматривается дело по иску ОАО Дзержинский Водоканал к Административному истцу, основанием которых является оспариваемая Схема водоотведения, т.е. существующая неопределенность в статусах участников правоотношений по водоотведению уже является предметом судебного разбирательства и будет подлежать применению в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.

Поэтому определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, истец считает, что необходимо руководствоваться статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 38 Постановления от 25 декабря 2018 года №50, потому как признание оспариваемого нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истцапредусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства РФ.

АО «Индустриальный парк Ока Полимер» с учетом уточнений просит признать недействительным с даты принятия приложение к Постановлению администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения городского округа г. Дзержинск Нижегородской области на период до ДД.ММ.ГГГГ года» в части: раздел Тома «Схема водоотведения», раздел тома «Схема водоотведения», рисунок 4 тома 2 «схема водоотведения» в части сетей, принадлежащих АО «Индустриальный парк Ока Полимер».

В судебном заседании представитель административного истца АО «Индустриальный парк Ока Полимер»– ФИО3 поддержала заявленные требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, в полном объеме, указав на противоречие оспариваемого приложения к Постановлению администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения городского округа г. Дзержинск Нижегородской области на период до ДД.ММ.ГГГГ», а также его не соответствие нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу Правилам , доказательством не соответствия является технический отчет от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный ООО «Компания Межрегионэнергосервис».

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Дзержинска – ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях, указывая на следующие обстоятельства: административный истец указывает на нарушения п. 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ допущенные администрацией г. Дзержинска при принятии оспариваемого нормативно правового акта, а именно не соответствие его нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу Правилам , доказательством не соответствия является технический отчет от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный ООО «Компания Межрегионэнергосервис». В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона № 416-ФЗ, результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.

Согласно пункту 30 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей, утвержденных приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр (далее - Приказ № 437/пр, Требования), по итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Главой V Требований установлен порядок согласования результатов технического обследования с органами местного самоуправления, согласно которому, после подписания акта организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, направляет его в двух экземплярах в орган местного самоуправления.

Согласование акта осуществляется путем его подписания уполномоченным представителем органа местного самоуправления, принимавшего участие в проведении технического обследования в соответствии с Требованиями, либо уполномоченным представителем органа местного самоуправления соответствующего поселения, городского округа.

Таким образом, Федеральным законом № 416-ФЗ и Требованиями установлено, что один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования) проводится обязательное техническое обследование, результаты которого направляются в орган местного самоуправления для согласования.Следовательно, обязанность по проведению технического обследования и направления его в администрацию г. Дзержинска прямо возложена в рассматриваемом случаи на административного истца.Из перечисленного следует, что оспариваемое постановление не является произвольным, а изданное в строгом соответствии с нормами действующего законодательства регулирующего правоотношения в данной сфере.Доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым постановлением в материалы дела не предоставлено.

Поскольку предусмотренные статьей 215 КАС РФ основания отсутствуют, а также в связи с тем, что административный истец не доказал что его права и законные интересы нарушаются, административный ответчик просил суд в удовлетворении требований АО «Индустриальный парк Ока Полимер» отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Дзержинский водоканал» ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями был не согласен, выразил позицию, отраженную в письменных возражениях: ОАО «Дзержинский Водоканал» считает данное постановление вынесено законно, обоснованно, в соответствии с компетенцией администрации города Дзержинска на основании следующего:

Единственным доводом Истца является то, что АО «ИП «Ока-Полимер» не может осуществлять полный цикл водоотведения, поскольку в его собственности отсутствуют очистные сооружения. По этой же причине, они не могут быть гарантирующей организацией по водоотведению на данной централизованной системе.

Однако, сам административный истец утверждает, что АО «ИП «Ока-Полимер» является транзитной организацией сточных вод.

В соответствии с постановлением администрации города Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ. на централизованной системе АО «ИП «Ока-Полимер» назначена гарантирующая организация - ООО «Экспресс».

Между ООО «Экспресс» и АО «ИП «Ока-Полимер» заключен договор транспортировки сточных вод от ДД.ММ.ГГГГг.

Решением РСТ Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. АО «ИП «Ока-Полимер» установлен тариф на транспортировку сточных вод.

Таким образом, постановление администрации г. Дзержинска не только не нарушает права Истца, но и действует в его экономических интересах по йолучению прибыли.

2. Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении актуализированной Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период до ДД.ММ.ГГГГ» соответствует требования законодательства и не нарушает иные правовый акты РФ, в силу следующего:

Схема водоотведения формируется на основании технического обследования объектов централизованной системы водоотведения.

В соответствии с п. 6 Приказа Министерства строительства и ЖКХ РФ от 05.08.2014г. № 437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследовании централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей» и в соответствии с п. 3 ст.37 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» техническое обследование объектов централизованных систем водоотведения проводится организациями, осуществляющими водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.

При этом о проведении такого технического обследования и его ходе организация, осуществляющая водоотведение информирует органы местного самоуправления.

Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления (п. 4 ст. 37 ФЗ № 416-ФЗ).

В соответствии с п. 7 Приказа Министерства строительства и ЖКХ РФ от 05.08.2014г. № 437/пр в случае, если на момент проведения технического обследования в отношении централизованной системы водоотведения органом местного самоуправления городского округа принято решение об определении гарантирующей организации, техническое обследование такой системы проводится гарантирующей организацией самостоятельно или с привлечением специализированной организации.

Таким образом, на АО «ИП «Ока-Полимер» возлагается обязанность по проведению технического обследования объектов централизованной системы водоотведения. Данное техническое обследование позволяет актуализировать (корректировать) схему водоотведения в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ № 782 от 05.09.2013г. «О схемах водоснабжения и водоотведения».

Тем не менее, со стороны АО «ИП «Ока-Полимер» не представлены документы, подтверждающие проведение такого технического обследования, а в самом постановлении централизованные системы водоотведения промпредприятий не входят в состав проекта Схемы водоотведения городского округа г. Дзержинск Нижегородской области на период до ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, довод Истца о несоответствии раздела . тома «Схема водоотведения» не подтверждается документально, поскольку в схеме водоотведения дано полное описание результатов технического обследования, которые были предоставлены в адрес администрации городского округа, проверены и согласованы администрацией - результаты приведены в следующих разделах Схемы: Обязательное техническое обследование системы водоотведение проведено только ОАО «ДВК» (Акт технического обследования согласован администрацией от ДД.ММ.ГГГГ.) в границах сетей водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования, в границах которых ОАО «ДВК» осуществляет свою деятельность в сфере водоотведения. Другие собственники и владельцы сетей водоотведения, в границах которых осуществляют свою деятельность в сфере водоотведения, не предоставили в администрацию информацию о проведенных обязательных технических обследованиях и их результатах (статья 37 Федерального закона «О водоснабжении водоотведении»). В том числе не предоставлена информацию о проведенных обязательных технических обследованиях и их результатах от АО «ИП «Ока-Полимер», не смотря на то, что данная организация ведет деятельность в сферах водоснабжения и водоотведения и предоставляет такие услуги.

- Административный истец - АО «ИП «Ока-Полимер» является индустриальным парком и в соответствии с постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. №794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» АО «ИП «Ока-Полимер» обязано осуществлять деятельность по обеспечению объектов индустриального (промышленного) парка водоснабжением, водоотведением, теплоснабжением, газоснабжением, электроснабжением и связью в целях обеспечения промышленного производства резидентов индустриального (промышленного) парка.

Во исполнения данного постановления АО «ИП «Ока-Полимер» выдает ТУ на подключение к системе водоотведения, принимает приборы учета, а ранее заключало договора водоотведения со своими абонентами и имел соответствующий тариф, а в настоящий момент осуществляет сбор информации об оказанных услугах по водоотведению.

- кроме того, АО «ИП «Ока-Полимер» является организацией, осуществляющей эксплуатацию отдельных систем водоотведения, что согласно п.15 ст. 2 ФЗ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соответствует понятию организации, осуществляющей водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства). В собственности АО «ИП «Ока-Полимер» находится имущество, являющееся комплексом водопроводно - канализационного хозяйства.

Сети водоотведения принадлежать на праве собственности АО «ИП «Ока-Полимер» и к его сетям присоединено 40 абонентов.

До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 Закона № 416-ФЗ, договоры водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей водоотведение, к канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (п. 7 ст. 7 указанного Закона). Аналогичное положение содержится в пункте 7 Правил № 644.

Организация, осуществляющая водоотведение (организация водопроводно- канализационного хозяйства) представляет собой юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Взаимоотношения между АО «ИП «Ока-Полимер» и ОАО «Дзержинский Водоканал» уже были исследованы в судах различных инстанций, согласно которым АО ИП «Ока-Полимер» является организацией ВКХ:, (взыскание задолженности за услуги поводоотведению); (о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области); (взыскание за услуги транспортировки сточных вод).

Заинтересованное лица ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова», АО «Сибур Нефтехим», ООО «Химсервис», ООО «Инженерные сети-оргстекло», АО «ДПО Пластик» в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Принимая во внимание, что иных данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в административном деле лиц, прокурора, полагавшего иск удовлетворить,исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Порядок рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов установлен положениями главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч.7-9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет юридически значимые обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.35, 38 Постановления Пленума от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период до ДД.ММ.ГГГГ”, которое было принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», Уставом городского округа <адрес> была утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период до ДД.ММ.ГГГГ согласно приложению.

В соответствии со Схемой водоотведения в Дзержинске существует семь централизованных систем водоотведения, из которых три расположены в границах сетей, находящихся в собственности муниципального образования.

Согласно Постановлению Администрации г. Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ АО «Индустриальный парк Ока Полимер» и АО «ДПО «Пластик» были назначены гарантирующими организациями в сфере водоснабжения и водоотведения в границах сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности АО «Индустриальный парк Ока Полимер», АО «ДПО «Пластик» соответственно.

Решением Арбитражного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

постановлено: «требования акционерного общества "Индустриальный парк "Ока-Полимер" (ОГРН , ), г.Дзержинск Нижегородской области, удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ "О внес изменений в постановление администрации города Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ" в части определения АО "Индустриальный парк "Ока-Полимер» гарантирующей организацией в сфере водоотведения - в границах водоотведения, находящихся в собственности "Индустриальный парк полимер».

Взыскать с администрации города Дзержинска Нижегородской области в пользу акционерного общества "Индустриальный парк "Ока-Полимер" (ОГРН , ), г.Дзержинск Нижегородской области, 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу». На дату выдачи копии решения не вступило в законную силу.

Согласно п. 6 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены)^ централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая зодопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (илй)иканализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При этом п. 2 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закрепляет, что водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Таким образом, законодательство закрепляет ряд критериев, при наличии которых уполномоченные органы вправе наделять организацию статусом актирующей в сфере водоотведения.

Указанными критериями являются:

-осуществление организацией деятельности по водоотведению, которая представляет собой последовательный и полный комплекс действий по приему, транспортировке и очистке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

-эксплуатация организацией канализационных сетей;

-присоединение к сетям этой организации наибольшего количества абонентов относительно всех иных организаций, осуществляющих водоотведение.

Согласно п. 28 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (далее — Правила №782) утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.

Статья 2 Правил №782 предусматривает, что при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются в том числе: сведения техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследован централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; сведен об инвестиционных программах, реализуемых организация осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, о мероприятиях содержащихся в планах по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, о мероприятиях содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, утвержденных установленном порядке (в случае наличия таких инвестиционных программ планов, действующих на момент разработки схем водоснабжения водоотведения).

Постановлением администрации городского округа города Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации городского округа города Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Заявитель определен гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в границах сетей, находящихся в собственности АО "ИП "Ока-Полимер".

Согласно схемы водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Постановлением Администрации г. Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении актуализированной Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа города Дзержинск Нижегородской области на период до ДД.ММ.ГГГГ", (далее - Схема), в городском округе г. Дзержинск установлены следующие организации, эксплуатирующие канализационные сети:

- ОАО "ДВК";

- ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова";

- ООО "ХимСервис";

- АО "Нижегородский водоканал";

- АО "Сибур-Нефтехим";

- АО "ДПО «Пластик";

- АО "Индустриальный парк "Ока-Полимер".

Схемой подробно описан весь технологический процесс очистки сточных вод на районных очистных сооружениях (далее - РОС), предусматривающий раздельную механическую очистку производственных и бытовых сточных вод на сооружениях механической очистки и совместную очистку - на сооружениях биологической очистки и доочистки.

Схемой установлено, что производственные сточные воды одной группы предприятий поступают на РОС по самотечному коллектору в приемную камеру 2/К2 и далее на насосную станцию, эти сточные воды насосами перекачиваются в приемную камеру 1/К2. Производственные сточные воды другой группы предприятий по коллекторам этих предприятий поступают на РОС сразу в приемную камеру 1/К2.

Инженерные сооружения, участвующие в водоотведении сточных стоков города Дзержинск находятся в пользовании ОАО "Дзержинский Водоканал", в том числе на основании концессионного соглашения с Администрацией.

Эксплуатация РОС осуществляется также ОАО "Дзержинский Водоканал" на основании разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Указанные обстоятельства не отрицаются Администрацией и представителями ОАО "ДВК", которые подтверждают наличие перетока стоков из канализационных сетей, принадлежащих Заявителю в канализационные сети, находящиеся в пользовании ОАО "ДВК".

При таких обстоятельствах, АО "Индустриальный парк "Ока-Полимер" из всей цепочки водоотведения может осуществлять лишь транспортировку стоков организаций, которые их сбрасывают в городскую сеть г.Дзержинска, через опосредованное присоединение к сетям истца.

Указанные обстоятельства не отражены на Схеме водоотведения, что является следствием отсутствия надлежащего технического обследования системы водоотведения от промышленных предприятий АО "Индустриальный парк "Ока-Полимер".

Технологическая связь между сетями, принадлежащими АО "Индустриальный парк "Ока-Полимер" и централизованной системой водоотведения, находящейся в собственности муниципалитета свидетельствует о наличии единственной технологической зоны водоотведения в городском округе <адрес>.

Отсутствие единой технологической цепочки процесса водоотведения, путем определения локальных канализационных сетей, принадлежащих промышленным предприятиям – централизованным сетям, а именно АО «Индустриальный парк Ока Полимер» противоречит Правилам и требованиям, предъявляемым к утверждению Схем.

Таким образом, выделение канализационных сетей в отдельную централизованную систему водоотведения (канализации) возможно только в том случае, когда данные канализационные сети в своей совокупности и технологической связи могут быть использованы для осуществления деятельности по водоотведению, а именно по выполнению всего комплекса действий по приему, транспортировке и очистке сточных вод.

Канализационные сети, принадлежащие какому-либо лицу, но не обеспечивающие полный цикл водоотведения, не могут быть выделены в отдельную централизованную систему водоотведения в связи с несоответствием требованиям закона в нарушение норм Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения".

Оценивая представленные доказательства, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт- приложение к Постановлению администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения городского округа <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ» в части: раздел Тома «Схема водоотведения», раздел тома «Схема водоотведения», рисунок тома «схема водоотведения» в части сетей, принадлежащих АО «Индустриальный парк Ока Полимер» противоречит федеральному закону, имеющим большую юридическую силу.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 38 Постановления от 25 декабря 2018 года №50, поскольку признание оспариваемого нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истцапредусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает необходимым признать недействительным приложение к Постановлению администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения городского округа <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ» в части: раздел Тома «Схема водоотведения», раздел тома «Схема водоотведения», рисунок тома «схема водоотведения» в части сетей, принадлежащих АО «Индустриальный парк Ока Полимер» с даты принятия.

В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

В данном случае из материалов дела усматривается, что оспариваемые положения Постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ применялись в отношении неопределенного круга лиц, и в том числе истца, в защиту прав которых были поданы иски, поэтому спорный акт не перестал затрагивать права истца.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление АО «Индустриальный парк Ока Полимер» к администрации г.Дзержинска Нижегородской области о признании недействительным акта органов местного самоуправления- удовлетворить.

Признать недействительным приложение к Постановлению администрации города Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения городского округа <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ» в части: раздел Тома «Схема водоотведения», раздел тома «Схема водоотведения», рисунок тома «схема водоотведения» в части сетей, принадлежащих АО «Индустриальный парк Ока Полимер» со дня его принятия.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете «Дзержинские ведомости».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Судья: п/п И.Б.Буцина
Копия верна

Судья: