ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3807/2020КОПИ от 15.09.2020 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Административное дело № 2а-3807/2020 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 15 сентября 2020 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,

при секретаре Ступень М.В.,

рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю к Красноярскому региональному общественному фонду поддержки экономических, социальных и культурных программ «СОГЛАСИЕ» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю обратилось в суд с административным иском к Красноярскому региональному общественному фонду поддержки экономических, социальных и культурных программ «СОГЛАСИЕ» в котором просила признать административного ответчика прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Требования мотивировало тем, что 15.05.2003 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации Красноярскому региональному общественному фонду поддержки экономических, социальных и культурных программ «СОГЛАСИЕ» основной государственный регистрационный номер 2412030157, место нахождения - г. Красноярск, ул. <адрес>. В результате анализа материалов учетного дела учреждения, административный истец полагает, что учреждение прекратило свою деятельность, так как в нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и абз. 8 ч. 1 ст. 29 ФЗ № 82-ФЗ административным ответчиком в установленный срок, до 15 апреля года, следующего за отчетным, а равно на момент составления данного административного искового заявления не представлены в Управление отчетные сведения о деятельности за 2017-2018 годы.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Красноярского регионального общественного фонда поддержки экономических, социальных и культурных программ «СОГЛАСИЕ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом по адресу местонахождения, согласно выписки из ЕГРЮЛ, корреспонденция возвращена по истечению срока хранения, о причинах неявки представитель ответчика суд не уведомил, об отложении процесса не просил.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В силу ст. 150 КАС РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о судебном заседании надлежащим образом, явка которых обязательной не признана.

Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 3 постановления от 27 декабря 2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19, раздел III Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Конституции Российской Федерации гарантирует, что каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (статья 30, часть 1).

Вместе с тем, закрепляя право каждого на объединение (часть 1 статьи 30), Конституция Российской Федерации одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе, в организационно-правовой форме фондов, к которым относятся, в том числе, общественные и благотворительные фонды (подпункт 7 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно части 1 статьи 5 указанного Федерального закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Одной из организационно-правовых форм общественных объединений, закрепленных в статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года 82-ФЗ «Об общественных объединениях», является общественный фонд.

Таким образом, общественный фонд, являясь, как юридическое лицо, некоммерческой организацией, представляет собой одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

В этой связи, создание, деятельность, реорганизация (или) ликвидация общественных фондов, регулируются специальным нормативным правовым актом - Федеральным законом от 19 мая 1995 года 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а не Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на что ссылается административный истец.

Данный вывод также следует из положений пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому особенности создания, регистрации, деятельности, структуры органов управления, порядка управления имуществом фондов отдельных видов, особенности управления ими, а также особенности осуществления учредителями своих прав в отношении таких фондов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.

Согласно Уставу КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ» данный Фонд является не имеющим членства некоммерческим общественным объединением, созданным для достижения целей, указанных в настоящем уставе (пункт 1.1).

Пунктом 2.2 Устава предусмотрено, что Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данным Уставом.

Учитывая изложенное, вопросы ликвидации КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ» подлежат разрешению в соответствии со специальным законом - Федеральным законом от 19 мая 1995 года 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно абз. 3, абз. 4, абз. 8 ч. 1 ст. 29 82-ФЗ общественное объединение обязано:

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти…

В силу ч. 4 ст. 29 указанного закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (ч. 5 ст. 29 ФЗ- № 82-ФЗ).

Кроме того, в силу пункту 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение... Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация обязана ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, предоставлять в территориальные органы Минюста России вышеназванные сведения по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2010 года № 72.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

В ходе судебного разбирательства установлено, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.08.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц 15.05.2003 внесены сведения о регистрации Красноярского регионального общественного фонда поддержки экономических, социальных и культурных программ «СОГЛАСИЕ» (ОГРН <***>), место нахождение организации: <...>.

Согласно представленной Управлением информации административным ответчиком в Управление отчетные сведения о деятельности за 2017- 2018 год не предоставлены.

Доказательств обратного административный ответчик суду не представил.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд находит, что требования Управления о признании организации прекратившей свою деятельность в силу ч. 4, ч. 5 ст. 29 ФЗ № 82-ФЗ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Красноярский региональный общественный фонд поддержки экономических, социальных и культурных программ «СОГЛАСИЕ» прекратившим деятельность.

Настоящее решение является основанием для исключения сведений о Красноярском региональном общественном фонде поддержки экономических, социальных и культурных программ «СОГЛАСИЕ» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в апелляционном порядке через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Е.Н. Зернова

Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2020 года.

Копия верна

Судья Е.Н. Зернова