ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3808/20 от 21.08.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2020 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Орловой Т.А., с участием помощника прокурора Никитиной Е.В., при секретаре судебного заседания Химюк А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3808/2020 по административному исковому заявлению Алексеева Вадима Александровича к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Алексеев В.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.

В обоснование заявленных требований указал, что Решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области от 04.08.2020 № 40/02 было отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Алексеева В.А. Основаниями принятия оспариваемого решения послужила установленная административным ответчиком недействительность всех подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения административного истца. Основанием для признания всех подписей недействительными явилось несоответствие установленной законом форме подписного листа, а именно неверное указание наименования представительного органа местного самоуправления, в который избирается кандидат. В подписных листах было указано: "Выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара". Следовало указать: "Выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области". Также имелись иные основания для признания недействительными отдельных подписей, однако по этим основаниям было признано недействительными менее 4 подписей, поданных в поддержку выдвижения административного истца, в связи с чем это не имеет правового значения для регистрации кандидата. Просил суд признать незаконным и отменить Решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самары Самарской области № 40/02 от 04.08.2020 г. об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Алексеева В.А. Обязать территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Самары Самарской области принять решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № 14.

В судебном заседании административный истец Алексеев В.А., требования, заявленные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснил, что не считает, что пропустил срок для обжалования решения, поскольку обжаловал его в Избирательную комиссию Самарской области, после чего, получив отказ в удовлетворении жалобы, обратился в суд.

Представитель административного ответчика – заместитель председателя территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о. Самары Самарской области, действующий на основании доверенности, Назарцев Е.И. в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявленные требования.

Представитель Избирательной комиссии Самарской области – Поцелуева Л.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, до начала судебного заседания предоставила письменные возражения против удовлетворения административных исковых требований, просила рассматривать в ее отсутствие.

Представитель Самарского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представил.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, помощника прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии со статьей 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии со статьей 2 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Главой 24 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации регламентируется производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, в отношении которого вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом такое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения и данный срок восстановлению не подлежит (части 4 и 7 статьи 240 КАС Российской Федерации, пункт 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме").

На основании части 6 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации немедленному исполнению подлежит решение суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса. К немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в г. Самаре, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.

В силу пункта 13 статьи 20 данного Федерального закона решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37, пунктом 2 статьи 38 Федерального закона, частью 5 статьи 36, частью 4 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области (далее - Закон Самарской области), решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самара Самарской области с полномочиями избирательной комиссии Октябрьского внутригородского района городского округа Самары Самарской области (далее - ИКМО) от 27.06.2020 № 20/08 для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 14 необходимо 20 подписей избирателей; максимальное количество подписей избирателей, которое может быть представлено в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата, составляет 23 подписи.

10 июля 2020г. Избирательным объединениям Самарское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» были предоставлены документы на выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором по одномандатному избирательному округу №14 значится Алексеев Вадим Александрович. В перечень документов входило заявление Алексеева В,А. О согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.

14.07.20г. Алексеевым В.А. в комиссию были предоставлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о.Самара Самарской области, выдвинутого избирательным объединением Самарское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» по одномандатному избирательному округу №14.

26.07.2020 Алексеев В.А. представил в окружную избирательную комиссию необходимые для его регистрации документы, в том числе 5 подписных листов, в которых содержится 24 подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения данного кандидата в депутаты.

31.07.20г. с участием Алексеева В.А. Рабочая группа по приему и проверке документов, утвержденная решением Комиссии №33/03 от 23.07.20г. провела проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата.

В результате проверки подписных листов окружной избирательной комиссией недостоверными и (или) недействительными были признаны все 23 подписи избирателей, представленные Алексеевым В.А., на основании подпунктов «и» и пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона в связи с несоответствием формы подписных листов требованиям Федерального закона.

Копия итогового протокола направлена Алексееву В.А. по электронной почте 01.08.20г.

04.08.2020 г. окружной избирательной комиссией было принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Алексеева В.А. на основании пункта 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных им для регистрации.

05.08.2020 Алексеевым В.А. в Избирательную комиссию Самарской области была подана жалоба, содержащая требования, аналогичные заявленным им в административном исковом заявлении. Указанная жалоба рассмотрена на заседании Рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений), поступающих в Избирательную комиссию Самарской области по вопросам нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, состоявшемся 13.08.2020 г. Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 13.08.2020 № 148/930-6 в удовлетворении жалобы Алексеева В.А. было отказано в полном объеме.

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону.

Согласно пункту 8.1 Федерального закона на основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом, организующая выборы комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся, в данном случае, указания представительного органа муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.

Во исполнение вышеуказанных требований Федерального закона ИКМО приняла решение от 26.06.2020 № 20/18 «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва 13 сентября 2020 года».

Данное решение опубликовано на сайте официального сетевого издания Избирательной комиссии Самарской области «Вестник Избирательной комиссии Самарской области».

Согласно утвержденному ИКМО в рамках компетенции и в соответствии с требованиями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона образцу заполнения подписного листа, в форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва 13 сентября 2020 года должно быть указано следующее наименование представительного органа муниципального образования: «Совет депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области».

Между тем, в подписных листах, представленных Алексеевым В.А., в наименовании представительного органа указано: «Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара», что не соответствует утвержденному решением ИКМО образцу заполнения в данной части подписного листа, а, следовательно, и самой форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону, признаются недействительными. Неточное указание в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что сведения, утвержденные в соответствии с положениями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона организующей выборы избирательной комиссии в образце заполнения подписного листа, являются неотъемлемым элементом формы подписного листа, определенной приложением 8 к Федеральному закону. Несоответствие подписного листа данному образцу прямо указывает на несоответствие такого подписного листа форме подписного листа в целом

При таких обстоятельствах довод административного истца о том, что соблюдение образца заполнения подписного листа является необязательным и его несоблюдение не влечет признание подписей недействительными, является ошибочным, основанном на неверном толковании норм Федерального закона.

Для признания подписей недействительными, исходя из положений подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, существенное значение имеет соответствие подписного листа образцу заполнения подписного листа, утвержденному согласно пункту 8.1 статьи 37 Федерального закона, а не Уставу муниципального образования.

Наименование представительного органа в образце заполнения подписного листа, утвержденного ТИК, соответствует Закону Самарской области от 30.03.2015 № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области».

При таких обстоятельствах у Территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва имелись основания для признания представленных Алексеевым В.А. подписей избирателей недействительными и принятии решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Алексеева В.А. по причине отсутствия достаточного для регистрации кандидата в депутаты количества подписей избирателей в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

Кроме того, установлено, что обжалуемое решение принято 04.08.20г., с административным исковым заявлением Алексеев В.А. обратился 18.08.20г., т.е. по прошествии 10 дней, что свидетельствует о пропуске установленного законом срока для обжалования, как указано выше, пропущенный срок восстановлению не подлежит. Довод истца о том, что он сначала обжаловал решение в Избирательную комиссию Самарской области, и лишь получив отказ в удовлетворении жалобы, обратился в суд, не может являться уважительной причиной пропуска срока, поскольку истец вправе самостоятельно выбирать способ защиты права и не был лишен возможности своевременно обратиться с данным административным исковым заявлением. Пропуск срока для обжалования является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области.

Заявленные требования кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №14 Алексеева В.А. к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области о признании незаконным решения от 04.08.2020 № 40/02, возложении обязанности зарегистрировать Алексеева В.А. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №14, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Алексеева Вадима Александровича к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21.08.2020 года.

Судья: /подпись/ Орлова Т.А.

Копия верна

Судья

Секретарь