ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3808/2023 от 05.05.2023 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2а-3808/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Владикавказ 05 мая 2023 года

Советский районный суд города Владикавказа РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Кадохова А.В.,

при секретаре судебного заседания Кумаллаговой К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по

административному исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссару <адрес> о возложении обязанности зачислить в запас, выдать военный билет,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Военному комиссару <адрес> о возложении обязанности зачислить в запас, выдать военный билет, мотивируя свои требования тем, что 24.12.2021г. призывной комиссией <адрес>, вынесено решение, оформленное протоколом , о зачислении в запас и признании ФИО1, не прошедшим военную службу по призыву в связи с предоставлением отсрочек от призыва по достижении возраста 27 лет, ввиду того, что призывной комиссией <адрес>ФИО1 неоднократно представлялись отсрочки от призыва на военную службу: с ... до ... и с ... до ..., по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от ...-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Однако по сегодняшний день административным ответчиком решение призывной комиссии <адрес> не исполнено, военный билет ФИО1 не выдан. Данные действия административного ответчика грубо нарушают конституционные права и свободы ФИО1, лишают его реализации права на трудоустройство. Обращения ФИО1 в устном порядке к военному комиссару <адрес> оставлены без внимания. ...ФИО1 пришел в военный комиссариат <адрес> чтобы выяснить, когда будет готов его военный билет. Там ему сообщили, что выдать военный билет не могут, так как комиссия вышестоящего военного комиссариата решила, что решение призывной комиссии от ... было принято с нарушениями и ему положена справка уклониста. С момента вынесения призывной комиссией <адрес>... военному комиссару <адрес> было известно о принятом решении, так как военный комиссар <адрес>, являясь заместителем председателя призывной комиссии, присутствовал на заседании. Более того, решение от было принято единогласно. Между тем, по настоящее время ни военным комиссаром <адрес>, ни военным комиссаром РСО-Алания никаких действий по оспариванию принятого решения не предпринято.

В качестве правового обоснования административного иска приведены ссылки на п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от ...-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», п. 36 Постановления Правительства Российской Федерации от ... «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации».

На основании изложенного административный истец просил суд: обязать военного комиссара <адрес> зачислить ФИО1, ... г.р., в запас и выдать ему военный билет.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежаще, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебное заседание административный ответчик Военный комиссар <адрес> не явился, извещен надлежаще, правовую позицию относительно административного иска не представил, о рассмотрении административного дела в свое отсутствие не ходатайствовал.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть указанный административный иск в отсутствие неявившихся сторон по имеющимся материалам.

Исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся доказательства, суд находит административные исковые требования ФИО1, законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из совокупного смысла ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Применительно к рассматриваемому случаю, обязанность доказывания законности оспариваемого бездействия, как и обязанность подтверждать факты, приведенные в обоснование своих возражений, возлагается на административного ответчика (ч. 2 ст. 62 КАС РФ).

При этом административный истец, не обязан доказывать незаконность оспариваемого им бездействия административного ответчиков, но обязан: указать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречит данное бездействие; подтвердить сведения о том, что оспариваемым бездействием нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения; подтвердить иные факты, приведенные в обоснование своих требований.

Административный истец обратился в суд за защитой своего права, полагая его нарушенным отказом административного ответчика в зачислении административного истца в запас и выдаче ему военного билета.

Судом установлено и следует из материалов дела, что призывной комиссией <адрес>, в состав которой входил в том числе и административный ответчик, вынесено единогласное решение, оформленное протоколом от 24.12.2021г., о зачислении в запас ФИО1, категории годности Бпп3, не проходившего военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва (в порядке пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от ... № 53-ФЗ) по достижению им возраста 27 лет по основаниям, предусмотренным абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от ... № 53-ФЗ (далее - Закон «О воинской обязанности и военной службе»).

В соответствии с п. 1.1 ст. 28 Закона «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ... утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

В п. 34 Положения указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2, пп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ..., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.

Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

В соответствии с п. 35 Положения председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

Административный истец утверждает, что отказ в выдаче ему военного билета сотрудники военкомата мотивируют тем, что комиссия вышестоящего военного комиссариата решила, что решение призывной комиссии от ... было принято с нарушениями и ему положена справка уклониста.

Вместе с тем административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об отмене решения призывной комиссии <адрес> от ... и подтверждающих принятие комиссией вышестоящего военного комиссариата в отношении административного истца нового решения, в порядке предусмотренном п. 34 Положения.

Таким образом, доказательства того, что решение призывной комиссии <адрес> от ... кем-либо отменено или оспорено в материалах дела не имеется.

Согласно п. 36 Положения в соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения документов воинского учета.

Доказательства того, что в соответствии с решением призывной комиссии <адрес> от ... административный истец зачислен в запас и ему выдан военный билет установленного образца, административным ответчиком также суду не представлены.

При этом общеизвестным и не требующим доказывания обстоятельством является то, что отсутствие военного билета препятствует реализации трудовых прав граждан, лишая их возможности трудоустройства в определенные организации и структуры.

При таком положении, с учетом того, что доводы административного истца административным ответчиком не оспорены и не опровергнуты, каких-либо доказательств обратного вопреки требованиям ч. 2 ст. 62 КАС РФ не представлено, а возражения по существу административного иска от административного ответчика в адрес суда не поступали, суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика, выражающееся в непринятии им мер к надлежащему и своевременному исполнению решения призывной комиссии <адрес> от ..., противоречит Закону и нарушает права и охраняемые Законом интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск ФИО1 к Военному комиссару <адрес> о возложении обязанности зачислить в запас, выдать военный билет - удовлетворить.

Возложить на военного комиссара <адрес> обязанность зачислить ФИО1, ... года рождения, в запас.

Возложить на военного комиссара <адрес> обязанность выдать ФИО1, ... года рождения, военный билет.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания, через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия (изготовления) в окончательной форме.

Судья Кадохов А.В.