ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-380/2021 от 22.09.2021 Погарского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-380/2021

УИД 32RS0022-01-2021-000821-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Погар 22 сентября 2021 года

Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Белозора С.Ф.,

при секретаре Беликовой В.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Погарского района Брянской области Хаюзко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Погарского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском в порядке статьи 39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Погарского района Брянской области проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии террористической деятельности, о незаконном обороте оружия, боеприпасов, в ходе которой выявлен факт размещения в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> информации, обладающей признаками запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а именно в открытом доступе находится материал террористического характера, алгоритм действий по самостоятельному изготовлению холодного оружия – охотничьего ножа, применение которого создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства. Предоставление возможности доступа к информации, содержащей сведения с поэтапным описанием процесса изготовления и принципа действия холодного оружия – охотничьего ножа, которое может использоваться в террористической деятельности, за что законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации, пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствуют.

Ссылаясь на требования Федерального закона № 149 –ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009 года, административный истец просил суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Направить копию судебного решения по настоящему делу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области для включения такой информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца помощник прокурора Погарского района Брянской области Хаюзко Т.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав помощника прокурора Погарского района Брянской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечение защиты информации регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст.1).

Согласно статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму отнесены, в частности, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные признаки к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов содержащих нецензурную брань.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредствам использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о распространении на сайтах в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории РФ выявлен факт размещения на странице сайта URL - адресом: <данные изъяты> в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование размещена информация о способах изготовления оружия, в том числе холодного оружия – охотничьего ножа.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов; производство оружия - исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей; холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 №5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» закреплено определение холодного оружия - изготовленные промышленным или самодельным способом предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя холодное клинковое оружие (кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штык-ножи; сабли; шашки; мечи и т.п.), иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и т.п.), а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т.п.).

Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определен Постановлением Правительства РФ №1314 от 15.10.1997 «Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях». Данные правила регулируют оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия, включающих его производство, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку транспортирование, изъятие, уничтожение, ввоз на территории РФ и вывоз из РФ.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах но регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нем на территории Российской Федерации» установлено, что производство и оборот оружия и патронов осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензии на производство (исследование, разработку, испытание, изготовление, а также художественную отделку и ремонт оружия, изготовление патронов и их составных частей). Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 №5, под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Анализ содержания вышеуказанных положений позволяет сделать вывод о том, что информация, которая размещена на сайте, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан и безопасности государства. Предоставление возможности доступа к информации о способах изготовления оружия, в том числе холодного оружия – охотничьего ножа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернет, фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о способах изготовления оружия, нарушает публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве, а также вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости изготовления оружия, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. В связи с чем, распространение приведенной информации, размещенной на странице сайта <данные изъяты> на территории РФ запрещено.

Статьей 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр) (ч.1). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2). Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи является вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5).

В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228, с последующими изменениями и дополнениями, указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу: eais.rkn.gov.ru.

При исследовании материалов дела установлено, что указатель страниц Интернет сайта, расположенного по адресу: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 и ч.1 ст. 39 КАС РФ.

Оценивая избранный прокурором способ защиты права, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, на что ссылается административный истец, не только не исключается, но и возможна путем рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения административного иска, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение их к распространению.

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства суд находит обоснованными требованиями прокурора Погарского района Брянской области о признании информации, размещенной на странице сайта <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 179-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Погарского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области для включения указателя страницы сайта <данные изъяты> в сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.Ф. Белозор

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2021 года.