Адм. дело №
УИД: 05RS0№-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 сентября 2022 г.
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Ахмедханова М.М.,
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
с участием представителя административного истца - Саидовой Х.М., Караевой С.А.,
представителя административного ответчика Гаджикурбанова А.Г.,
представителя заинтересованного лица - ОАО «Даггаз» Атагаджиева Р.М.,
представителя заинтересованного лица - ООО «Газпром газораспределение Дагестан» Курбаналиева М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Эминова М.М. к Администрации ГО «» о признании незаконным бездействия Администрации городского округа «», выразившееся в длительном невыполнении мероприятий по регистрации права муниципальной собственности на бесхозные объекты газового хозяйства и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на бесхозные объекты газового хозяйства, расположенные на административной территории городского округа «»,
установил:
прокурор обратился в суд с указанным административным иском и в обоснование его указал следующее.
Прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка принятых органом местного самоуправления мер по постановке на учет бесхозяйных объектов топливно - энергетического комплекса и последующего оформления права собственности на них, в ходе которой в действиях (бездействии) должностных лиц администрации городского округа «» выявлены нарушения федерального законодательства.
Так, в 2020 году прокуратурой города проведен анализ состояния законности при постановке на учёт бесхозяйных объектов в сфере топливно-энергетического комплекса.
Согласно информации, предоставленной администрацией городского округа «», МУ «Восточное» ООО «Газпром газораспределение Дагестан», на поднадзорной территории имеется ряд бесхозяйных объектов газового хозяйства (газопроводов и другого оборудования), расположенных по адресам: от ГРПТТТ № () к с/о «Ритм»; от к с/о «Автомобилист»; от автодрома по ; от автодрома по ; в конце ; от конца к ДНТ «Педагог»; от к ; от к НПЗ; от к АБЗ, и другим адресам.
Бесхозяйное состояние ряда объектов топливно-энергетического комплекса и их эксплуатация нарушают требования федерального законодательства, создают угрозы безопасности граждан, могут стать причинами ситуаций техногенного характера.
Кроме того, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым, в случае отсутствия сведений об объекте недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учёт такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учёт в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Несоблюдение перечисленных требований законодательства при строительстве и эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, отсутствие в указанной сфере требуемого контроля со стороны администрации городского округа, допускают небезопасную для людей и окружающей среды их эксплуатацию, могут привести к ненадлежащему исполнению органами местного самоуправления полномочий, предоставленных им федеральным законодательством по организации газоснабжения городского округа, нарушают права городского округа на получение доходов от построенных за счёт бюджетных средств объектов, ущемляют интересы населения и государства.
На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа «», выразившееся в длительном невыполнении мероприятий по регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газового хозяйства; обязать администрацию городского округа «» зарегистрировать право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газового хозяйства, расположенные на административной территории городского округа «», по следующим адресам (протяженность км.): от ГРПШ № - по , к с/о «Ритм» (0,4); от к с/о «Автомобилист» (0,87); от автодрома - по (0,43); От автодрома - по (0,4); - конец (0,085); от конца к ДНТ «Педагог» (0,515); от к (0,26); от к НПЗ (0,8); от к АБЗ (0,731); от АБЗ до мельницы по (0,45); до ж. (0,135); ) (0,28); от к мкр. Пожарный городок (вдоль забора «Дагнефти») (1,33); от к (0,2); от к району стройбазы «Дагрегионснаб» (0,68); от к (1,585); до ж. (0,35); с/о «Каспий» (1,775); Подводящий г/п к складам «Денеб» (0,055); Подводящий г/п к гостинице в (1,13); Подводящий г/п к очистным сооружениям (0,8); от к с/о «Нефтяник» (0,2); от очистных сооружений к коттеджу на берегу моря (0,02); от Туббольницы до (к гостинице «42 район») (0,44); от к гостинице («Горячка») (1,8); Микрорайон «Горячка» (1,668); Подводящий г/п к ж. (0,185); Подводящий г/п к гостинице «Кассиопея» (0,367); от гостиницы «Кассиопея» к (0,522); от к б/з «Богема» (0,48); от к (0,1); от к (0,18); подводящий г/п к турбазе «Прибой» (0,07); от турбазы «Прибой» к м.к.ж.д. по (0,2); от к (0,44); Подводящий г/п к гостинице «Таунхаус» (0,21); Подводящий г/п к м.к.ж.д. по (0,063); , к гостинице «Омега» (0,562); , к приусадебной теплице (0,22); (0,36); Подводящий г/п к ) (0,162); Подводящий г/п к ) (0,113); от Головной нефтекачки к воен.отряду на берегу (0,294); Подводящий г/п к гостинице «у Бориса» («Заводской» пляж) (0,456); От ОАО «Дагнефтегаз» к ДНТ «Волна» (0,763); Загородный поселок (1,795); (1,316); (0,485); от ШП № до м.к.ж.д. по , д.ЗО (0,415); от к (0,48); от угла к (0, 195); от ШП у м.к.ж.д. д.ЗО на угол (0,105); от ШП на углу к (0,075); Отводы от к (0,045); Отводы к 3- этажным м.к.ж.д. по (0,1); (0,205); (0,22); (от до ) (0,18); (0,67); (0,511); (1,955); (от угла до угла ) (0,062); (от угла ) (0,16); (0,7); (0,1); (0,27); (0,137); г/п от до (0,25); (0,146); г/п от ШП№ к , Ч.Айтматова, Герцена (0,4); (0,2); (0,845); (0,075); (сзади торгового ряда, вдоль забора ИПУ) (0,375); (от м.к.ж. до м.к.ж.)(0,38); (0,29); (0,49); СНТ «Автомобилист» (0,824).
В судебном заседании административный истец- помощник прокурора Саидова Х.М. и Караева С.А. административный иск поддержали в полном объеме и просили удовлетворить по основаниям указанным в нем.
Административный ответчик - представитель Администрации ГО «» Гаджикурбанов А.Г., исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать при этом пояснил, что было представление, в котором указано, что объекты газового хозяйства не имеют собственника, при этом находятся на территории муниципалитета и могут возникнуть ситуации, связанные с авариями, либо катастрофой. По самому представлению, именно каких-либо конкретных требований о постановке их на кадастровый учет, либо регистрации права собственности не было, а было просто требование рассмотреть и принять комплекс мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса. На указанное представление был дан ответ администрацией, в котором указывалось, что работы по инвентаризации данных газовых сетей и по выявлению правообладателей, по выявлению самих бесхозяйных сетей.
Это была комплексная работа по территории РД, потому что на территории разных муниципалитетов имеются сети, находящиеся в собственности, в том числе Даггаза, в собственности муниципалитета, в собственности честных лиц, в республиканской и федеральной собственности. Чтобы это все разграничить, была проведена огромная работа, которая продолжалась около двух лет, в рамках которой должны были выяснить конкретно какие сети бесхозяйные на территории муниципалитетов. В рамках этой работы муниципалитет проводил подготовку технической документации на эти газовые сети, так как для постановки их на кадастровый учет одного заявления муниципалитета не достаточно, нужна техническая документация с указанием протяженности этих сетей, с указанием местонахождения, диаметр газовых сетей. Чтобы на время работы обеспечить надежную безопасную эксплуатацию бесхозяйных газовых сетей в период проведения работ по постановке их на учет администрацией был заключен с ООО «Газпром газораспределение Дагестан» договор на аварийно-диспетчерское обслуживание бесхозяйных сетей газораспределения на территории муниципального образования. Данный договор в настоящее время также действует, т.е. ООО «Газпром газораспределение Дагестан» взяло на себя обязательства на период, пока не будет установлен собственник и не признано право собственности, они ведут диспетчерское обслуживание этих сетей, чтобы исключить возможность аварий, либо катастроф. На момент рассмотрения данного дела 48 объектов из тех, что указаны в иске, они по заявлению администрации приняты на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости. Правообладатель пока на данный момент администрация.
В самом иске прокуратура ссылается на ст.225 ГК РФ, в котором указано, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, то есть, даже в силу закона мы исполнить в случае принятия удовлетворения искового заявления, не сможем, потому что само законодательство устанавливает срок в один год с момента постановки на учет, как бесхозяйные сети, т.е. в регистрации им могут отказать.
Представитель заинтересованного лица - ООО «Газпром газораспределение Дагестан» Курбаналиев М.З., поддержал административное исковое заявление прокурора, поданное в порядке ст. 39 КАС РФ и просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - ОАО «Даггаз» Атагаджиева Р.М., поддержал административное исковое заявление прокурора, поданное в порядке ст. 39 КАС РФ и просил удовлетворить.
Привлеченное в качестве заинтересованного лица - Министерство по земельным и имущественным отношениям РД, на основании определения суда, будучи надлежаще извещенно о времени и месте проведения судебного заседания посредством судебного извещения, в суд своего представителя не направило, с ходатайством об отложении дела не обращалось.
Представитель заинтересованного лица - ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала», будучи надлежаще извещенным о времени и месте проведения судебного заседания посредством судебного извещения, в суд своего представителя не направило, с ходатайством об отложении дела не обращалось.
В соответствии с п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения сторон, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с подп. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения (в том числе электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, предназначенные для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов) являются объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
В силу ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.
Бесхозяйное состояние ряда объектов газового хозяйства свидетельствовало о допущенных администрацией городского округа нарушениях требований, регламентирующих строительство и ввод в эксплуатацию указанных объектов топливно-энергетического комплекса.
Приведённые обстоятельства требовали принятия со стороны администрации городского округа неотложных мер по устранению имеющихся нарушений, в том числе путём обращения бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса в собственность городского округа.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города главе городского округа «» ДД.ММ.ГГГГ за исх. № внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Однако администрация городского округа «», как орган местного самоуправления, мер к признанию их бесхозяйными с последующей постановкой на учёт и регистрацией права собственности не приняло, хотя представителем административного ответчика Гаджикурбановым А.Г. на процессе заявлено, что на момент рассмотрения данного дела 48 объектов из тех, что указаны в иске, они по заявлению администрации приняли на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости. Правообладателем данных бесхозяйных объектов недвижимости на данный момент пока является администрация.
Проведенной прокуратурой города проверкой в феврале 2022 года и информация главы администрации городского округа «» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ завершены лишь кадастровые работы по бесхозяйным объектам газового хозяйства, что свидетельствует о длительном бездействии должностных лиц администрации городского округа «».
Указанные обстоятельства требуют принятия со стороны администрации городского округа неотложных мер по устранению имеющихся нарушений, в том числе путём учёта бесхозяйного имущества, обращения бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса в собственность городского округа.
Каких-либо действенных мер по обеспечению безопасности объектов газового хозяйства со стороны администрации городского округа с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не последовало. Дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжёлых последствий: разрушение объектов газового хозяйства и как следствие возникновение чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба имуществу, здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные затраты на ликвидацию указанных последствий. Проведение мероприятий по обеспечению готовности объектов газового хозяйства к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий в отношении указанных объектов, не имеющих законного собственника или владельца, невозможно.
Кроме того, уклонение ответчика от учёта бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на него законом обязанностей по газоснабжению населения, влечёт ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние газовых сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей на получение услуг надлежащего качества,
не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ненадлежащее исполнение администрацией города обязанностей по осуществлению полномочий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории городского округа может повлечь не только нарушение условий жизни большого количества людей, но и создаёт в настоящее время реальную угрозу их жизни и здоровью.
Исходя из изложенного, суд считает, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа «», выразившееся в длительном невыполнении мероприятий по регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газового хозяйства.
Обязать администрацию городского округа «» зарегистрировать право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газового хозяйства, расположенные на административной территории городского округа «», по следующим адресам (протяженность км.): от ГРПШ № - по , к с/о «Ритм» (0,4); от к с/о «Автомобилист» (0,87); от автодрома - по (0,43); От автодрома - по (0,4); - конец (0,085); от конца к ДНТ «Педагог» (0,515); от к (0,26); от к НПЗ (0,8); от к АБЗ (0,731); от АБЗ до мельницы по (0,45); до ж. (0,135); ) (0,28); от к мкр. Пожарный городок (вдоль забора «Дагнефти») (1,33); от к (0,2); от к району стройбазы «Дагрегионснаб» (0,68); от к (1,585); до ж. (0,35); с/о «Каспий» (1,775); Подводящий г/п к складам «Денеб» (0,055); Подводящий г/п к гостинице в (1,13); Подводящий г/п к очистным сооружениям (0,8); от к с/о «Нефтяник» (0,2); от очистных сооружений к коттеджу на берегу моря (0,02); от Туббольницы до (к гостинице «42 район») (0,44); от к гостинице («Горячка») (1,8); Микрорайон «Горячка» (1,668); Подводящий г/п к ж. (0,185); Подводящий г/п к гостинице «Кассиопея» (0,367); от гостиницы «Кассиопея» к (0,522); от к б/з «Богема» (0,48); от к (0,1); от к (0,18); подводящий г/п к турбазе «Прибой» (0,07); от турбазы «Прибой» к м.к.ж.д. по (0,2); от к (0,44); Подводящий г/п к гостинице «Таунхаус» (0,21); Подводящий г/п к м.к.ж.д. по (0,063); , к гостинице «Омега» (0,562); , к приусадебной теплице (0,22); (0,36); Подводящий г/п к ) (0,162); Подводящий г/п к ) (0,113); от Головной нефтекачки к воен.отряду на берегу (0,294); Подводящий г/п к гостинице «у Бориса» («Заводской» пляж) (0,456); От ОАО «Дагнефтегаз» к ДНТ «Волна» (0,763); Загородный поселок (1,795); (1,316); (0,485); от ШП № до м.к.ж.д. по , д.ЗО (0,415); от к (0,48); от угла к (0, 195); от ШП у м.к.ж.д. д.ЗО на угол (0,105); от ШП на углу к (0,075); Отводы от к (0,045); Отводы к 3- этажным м.к.ж.д. по (0,1); (0,205); (0,22); (от до ) (0,18); (0,67); (0,511); (1,955); (от угла до угла ) (0,062); (от угла ) (0,16); (0,7); (0,1); (0,27); (0,137); г/п от до (0,25); (0,146); г/п от ШП№ к , Ч.Айтматова, Герцена (0,4); (0,2); (0,845); (0,075); (сзади торгового ряда, вдоль забора ИПУ) (0,375); (от м.к.ж. до м.к.ж.)(0,38); (0,29); (0,49); СНТ «Автомобилист» (0,824) в сроки и в порядке, установленные законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд РД.
Судья М.М. Ахмедханов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.