Дело № 2а-380/2022
УИД 44RS 0023-01-2022-000537-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 г. п. Кадый
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Буровой Е.И.,
при секретаре Жаровой Н.В.,
с участием представителя административного истца администрации городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области по доверенности Амахина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Кадыйскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Толмачевой К.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области (далее администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Кадыйскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области (далее ОСП по Кадыйскому району УФССП России по Костромской области) Толмачевой К.Н. об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что на основании решения Макарьевского районного суда Костромской области от 25 февраля 2015 г., вступившего в законную силу 26.03.2015, по гражданскому делу № 2-74/2015 на администрацию городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать котельную, расположенную по адресу: прибором учета тепловой энергии. Определением Макарьевского районного суда от 24 июля 2020 г. администрации предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда на срок до 01.09.2021. 07.10.2021 администрация обратилась в Макарьевский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда на срок до 01.09.2022. Определением суда от 20 октября 2021 г. в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки было отказано. Администрацией планировалось до 01.09.2021 установить в котельной № 3 прибор учета тепловой энергии. Стоимость установки прибора учета тепловой энергии в 2021 г. составляла около 250 000 руб. Однако 15.05.2021 на территории городского поселения поселок Кадый прошел ураган, в Кадыйском муниципальном районе был введен режим ЧС. Вследствие урагана пострадало имущество поселения. Были снесены крыши с котельных № 1 и № 3, повреждена крыша администрации городского поселения, в центральном парке повалены деревья, на поселковом кладбище повалено более 120 деревьев, повреждены крыши домов жителей поселка. Восстановление крыш котельных обошлось в 600 126 руб. Ремонт крыши администрации - в 66 092 руб. Уборка деревьев с кладбища - в 133 200 руб. Пострадавшим от урагана жителям было выплачено 116 650 руб. Всего ущерб от урагана составил 916 068 руб. Бюджет городского поселения поселок Кадый является дефицитным и дотационным и израсходованные суммы на устранение последствий урагана являются чрезмерными и были не запланированы в бюджете городского поселения поселок Кадый. Администрацией на подготовку к отопительному сезону 2021-2022 г.г. было потрачено 936 304 руб. Средства бюджета городского поселения поселок Кадый в расходной части на коммунальное хозяйство по состоянию на 01.09.2021 были израсходованы. На основании постановления администрации Кадыйского муниципального района Костромской области от 14.09.2021 № 338 с 15.09.2021 на территории Кадыйского муниципального района начался отопительный сезон. Между администрацией и ООО «Кадый услуги сервис» 30.07.2021 заключен договор № 3 о передаче в аренду недвижимого муниципального имущества городского поселения поселок Кадый. Установка в период отопительного сезона прибора учета тепловой энергии в котельной № 3 привело бы к остановке котельной на несколько дней, что в условиях низких температур недопустимо и могло вызвать негативные последствия. Потребителями тепловой энергии поставляемой котельной № 3 являются жители многоквартирных домов, МКДОУ «Детский сад № 3», ОГБУЗ «Кадыйская районная больница» комплексный центр социального обслуживания населения, межрайонный следственный отдел СУ СК РФ. Исполнение решения суда по делу № 2-74/2015, то есть остановка котельной на несколько дней в период действия отопительного сезона и в период низких температур нарушало права и законные интересы неопределенного круга лиц, могло привести к привлечению к административной или уголовной ответственности. Администрацией все зависящие меры к исполнению решения суда принимались, при этом, так как бюджет является дефицитным, дотационным, имеется большая кредиторская задолженность, и возможность внешних заимствований отсутствует, необходимые средства для установки прибора учета тепловой энергии в сумме 599 127 руб. были выделены. В период отопительного сезона была составлена проектно-сметная документация. 18.03.2022 заключен контракт. 15.06.2022 закончена установка прибора учета тепловой энергии, что подтверждается актом о приемке выполненных работ. Копия данного акта была направлена в ОСП по Кадыйскому району УФССП России по Костромской области. Решение Макарьевского районного суда от 25 февраля 2015 г. № 2-74/2015 фактически исполнено. 27 июня 2022 г. заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кадыйскому району УФССП России по Костромской области Толмачевой К.Н. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 2825/22/44010-ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области (далее УФССП России по Костромской области).
В судебное заседание представитель административного истца по доверенности Амахин Е.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что в связи с плохой наполняемостью бюджета собственными доходами, на 01.07.2022 у администрации образовалась просроченная кредиторская задолженность в сумме 990 299 руб.
Административный ответчик – заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Кадыйскому району УФССП России по Костромской области Толмачева К.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела без ее участия. В разрешении заявленных требований полагалась на усмотрение суда.
Административный ответчик - УФССП России по Костромской области, о дате и месте рассмотрения дела извещенное судом надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки суд не уведомило.
Заинтересованное лицо прокурор Кадыйского района Костромской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства № 4518/18/44010-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, решением Макарьевского районного суда от 25 февраля 2015 г. по гражданскому делу № 2-74/2015, вступившим в законную силу 26.03.2015, на администрацию городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать котельную, расположенную по адресу: прибором учета тепловой энергии.
На основании исполнительного листа, выданного Макарьевским районным судом, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кадыйскому району Смирновой Н.В. от 02.04.2015 возбуждено исполнительное производство № 955/15/44010-ИП.
30.07.2015 администрацией городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области получено требование судебного пристава-исполнителя ОСП по Кадыйскому району Смирновой Н.В. следующего содержания: выполнить решение Макарьевского районного суда от 25.02.2015, оборудовать котельную, расположенную по адресу: прибором учета тепловой энергии до 12.08.2015.
Впоследствии судебными приставами-исполнителями в адрес администрации неоднократно направлялись требования с указанием новых сроков исполнения решения суда.
Макарьевским районным судом администрации неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда от 25 февраля 2015 г.
29.09.2015 судебным приставом-исполнителем МОСП п ОВИП УФССП России по Костромской области Прачик О.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Согласно акту о приемке выполненных работ, 15.06.2022 закончена установка прибора учета тепловой энергии.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Кадыйскому району УФССП России по Костромской области Толмачевой К.Н. от 17.06.2022 исполнительное производство № 4518/18/44010-ИП окончено в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
27 июня 2022 г. заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кадыйскому району УФССП России по Костромской области Толмачевой К.Н. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 2825/22/44010-ИП, по делу № 4518/18/44010-ИП, вступившему в законную силу 29.09.2015, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в отношении должника администрации городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что в обоснование своих доводов должник – администрация городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области указала, что ею предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения возложенных на нее обязательств по оборудованию котельной прибором учета тепловой энергии.
Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы администрация городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области заслуживающими внимания.
Как установлено судом, исполнение требований исполнительного документа – оборудовать котельную № 3 прибором учета тепловой энергии требовало значительных денежных затрат (в результате администрацией на указанные цели было израсходовано 599 127 руб.), в 2021 г. на территории городского поселения поселок Кадый прошел ураган, в связи с чем в Кадыйском муниципальном районе был введен режим ЧС. Ущерб от урагана составил 916 068 руб. Бюджет городского поселения поселок Кадый является дефицитным и дотационным и израсходованные суммы на устранение последствий урагана являлись чрезмерными и были не запланированы в бюджете городского поселения поселок Кадый. Администрацией на подготовку к отопительному сезону 2021-2022 г.г. было потрачено 936 304 руб. Средства бюджета городского поселения поселок Кадый в расходной части на коммунальное хозяйство по состоянию на 01.09.2021 были израсходованы. Затем с 15.09.2021 на территории Кадыйского муниципального района начался отопительный сезон, в период которого установить прибор учета тепловой энергии было невозможно, так как это привело бы к остановке котельной на несколько дней, что нарушило права и законные интересы неопределенного круга лиц. Кроме того, у администрации имеется большая кредиторская задолженность, возможность внешних заимствований отсутствует. На 01.07.2022 у администрации образовалась просроченная кредиторская задолженность в сумме 990 299 руб.
Между тем в период отопительного сезона администрацией была составлена проектно-сметная документация. 18.03.2022 заключен контракт, а 15.06.2022 закончена установка прибора учета тепловой энергии, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны должника в отношении исполнения решения суда.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда об обязании оборудовать котельную № 3, расположенную по адресу: , прибором учета тепловой энергии было невозможно вследствие объективных обстоятельств, и, следовательно, к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
С учетом вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Освободить администрацию городского поселения поселок Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 29.09.2015, принятого к исполнению в рамках исполнительного производства № 4518/18/44010-ИП.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Бурова
Мотивированное решение суда изготовлено 29.07.2022
Судья Е.И. Бурова