ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3813/2021 от 03.09.2021 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2021 года Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Багровой А.А.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

а-3813/2021 по административному иску Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> к Учреждению Центр социально-правовой защиты «Наш двор это наш дом» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> обратилось в суд с административным иском к Учреждению Центр социально-правовой защиты «Наш двор это наш дом» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером внесена запись о создании Учреждения Центра социально-правовой защиты «Наш двор это наш дом».

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года административный ответчик не предоставляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и его месте нахождения, что является нарушением требований ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и дает основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной организации.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного ответчика вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства.

До настоящего времени данные нарушения организацией не устранены.

Указанные нарушения являются основанием для признания Учреждения Центр социально-правовой защиты «Наш двор это наш дом» прекратившим свою деятельность и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, административный истец просит ликвидировать Упреждение Центр социально-правовой защиты «Наш двор это наш дом» и исключить из ЕГРЮЛ запись о данной организации.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явился, письменно просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, предоставил письменный отзыв на иск, из которого следует, что административный ответчик возражает против удовлетворения иска, по тем основаниям, что Учреждение Центр было зарегистрировано мэрией г.о. <адрес>ДД.ММ.ГГГГ для практической реализации социальной политики ООО «Корпорация «Импульс» по оказанию социально-правовой защиты жизненных интересов граждан, проживающих в месте дислокации учредителя и активно функционирует по настоящее время, регулярно сдавая необходимые виды отчётности в налоговую инспекцию по месту учета. Деятельность учреждения осуществляется без начисления заработной платы его участникам строго в рамках утвержденного устава. Никаких отчетов в УМЮ РФ по <адрес> предоставлять не обязаны. На основании вышеизложенного просил в удовлетворении административного иска отказать.

В соответствии с п. 4 стр. 263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических ли за основным государственным регистрационным номером 1036301050280 внесена запись о создании Учреждения Центра социально-правовой защиты «Наш двор это наш дом».

Судом установлено, что административный ответчик с 2019 года не исполняет обязанности, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного ответчика Учреждения Центр социально-правовой защиты «Наш двор это наш дом», в порядке статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с непредставлением в Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> отчетности, предусмотренной действующим законодательством, вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства, с указанием срока устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Данное предупреждение административным ответчиком получено, что подтверждается материалами дела.

Однако до настоящего времени данные нарушения административным ответчиком не устранены.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 77 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 25, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Между тем в нарушение требований, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ, Московская коллегия адвокатов "ФИО1" с ДД.ММ.ГГГГ года не представляла в ГУ Министерства юстиции РФ по <адрес> указанную информацию и не размещала в сети Интернет и средствах массовой информации сообщение о продолжении своей деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об общественных объединениях ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем 3 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация ликвидируется по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.

В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, как в судебном, так и во внесудебном порядке, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Из материалов дела следует, что Учреждению Центр «социально-правовой защиты «Наш двор это наш дом» предоставлялась возможность устранения допущенных нарушений законодательства – административным истцом направилось предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ Г. , однако, данных, свидетельствующих об уважительности причин не предоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что Учреждение н данный момент осуществляет свою деятельность, регулярно сдавая необходимые виды отчётности в налоговую инспекцию по месту учета, никаких отчетов в УМЮ РФ по <адрес> предоставлять не обязаны.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с п. 3 Порядка отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет.

Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет.

Кроме того требования Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" обязывают некоммерческие организации ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в нарушение указанных норм с 2018 года Учреждение Центр социально-правовой защиты «Наш двор это наш дом» не предоставляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Таким образом, в нарушение требований, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, административным истцом не размещены на информационных ресурсах Главного управления Минюста РФ по <адрес> и иных сайтах в сети Интернет отчеты и сообщения о своей деятельности.

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении со стороны Главного управления Минюста РФ по <адрес> прав и свобод организации, создания препятствия к осуществлению прав и свобод, либо возложении какой-либо обязанности судом не установлено, административным истцом на наличие таких обстоятельств не указано.

Таким образом, суд считает установленным, что своими действиями административный ответчик нарушил установленные законом обязательные требования, предъявляемые к некоммерческим организациям, что в силу ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о признании Учреждения Центр социально-правовой защиты «Наш двор это наш дом» прекратившим деятельность и исключении его из ЕГРЮЛ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 262-265 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> - удовлетворить.

Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Учреждение Центр социально-правовой защиты 2Наш двор это наш дом», зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ года за основным государственным регистрационным номером

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: А.А. Багрова