ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3815/18 от 08.11.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2018 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3815/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Прокуратуре Иркутской области о признании ответа Прокуратуры Иркутской области об отказе в личной реабилитации незаконным, обязании выдать справку о признании пострадавшим от политических репрессий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в порядке главы 22 КАС РФ, к Прокуратуре Иркутской области, в котором просил признать ответ Прокуратуры Иркутской области г. от 10.05.2018г. об отказе личной реабилитации в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании лицом, пострадавшим от политических репрессий и подлежащим реабилитации – незаконным; обязать Прокуратуру Иркутской области на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдать справку о признании пострадавшим от политических репрессий и подлежащим реабилитации.

В обоснование своего административного искового заявления ФИО1 указал, что Прокуратурой Иркутской области рассмотрено обращение по вопросу личной реабилитации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с осуждением А.Н. и ФИО1 отказано в личной реабилитации, в связи с тем, что отец ФИО2 осужден не по политическим мотивам за контрреволюционное преступление, а за общеуголовные преступления. Из материалов архивно-следственного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГА.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. арестован сотрудниками НКВД АРМССР по обвинению, за поддержание связи с бандитами в 1930 г. и снабжением их боеприпасами. ДД.ММ.ГГГГ постановлением тройки НКВД АРМ ССР ФИО2, приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение. На момент задержания отца, семья состояла из: жена - А.Г., сын - О., дочь- Э.. В связи с примененными с 1938 г. мерами политических репрессий в административном порядке по классовому признаку в виде раскулачивания, малолетний ФИО1 с матерью и сестрой был выселен из дома в холодный сарай. В связи с репрессией в отношении отца ФИО2, дом, в котором проживала семья, скот, надворные постройки, сельскохозяйственный инвентарь были изъяты и переданы сельскому совету. Кроме того, мать - А.Г., на основании приказа НКВД «Об операции по репрессированию жен и детей изменников Родины» ограничена в правах и привлечена к принудительному труду. Мать, значилась в списке лиц индивидуально обложенных сельскохозяйственным налогом и твердым заданием и подверглась общественному осуждению и нападкам со стороны местных властей. Матери наклеили ярлык - врага народа, власти также требовали от односельчан объявления семье врага народа байкота, запретили выезжать за Пределы села. В связи с применением тяжелого принудительного труда, мать надсадилась подорвав свое здоровье и безвременно, скоропостижно скончалась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. Таким образом, в малолетнем возрасте, ввиду совершенной политической репрессии истец ФИО1 являлся круглой сиротой, так как остался без попечение родителей. Административный истец считает, что факт репрессии и дальнейшей реабилитации, в отношении отца А.Н. является установленным и доказанным. Следовательно, обстоятельства реабилитации его отца не должны вызывать сомнений, поскольку данные обстоятельства подтверждаются содержаниями ответов компетентных органов Республики Армения, в том числе: Информационного центра Полиции. Генеральной прокуратуры. Национального архива, Службы национальной безопасности, Министерства Юстиции. В результате ареста и осуждения отца, ФИО2 подвергся необоснованной репрессии, уголовному преследованию, мерам процессуального принуждения со стороны органов государственной власти. Кроме того, раскулачивание в период с 1937 по 1939 г.г. являлась политической мерой, применявшейся в административном порядке местными органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам на основании Постановления ЦК ВКПб от 30 января 1930 г. «О мерах по ликвидации кулачества как класса». Принимая во внимание, что ограничение по политическим мотивам прав и свобод граждан, заключалось в конфискации имущества, лишении избирательных прав по социальному признаку является основанием для признания таких лиц жертвами политических репрессий. Полагает, что он не обосновано лишен права на реабилитацию, так как до настоящего времени не имеет статуса пострадавшего вследствие политической репрессии, ввиду формального отношения лиц уполномоченных органов. Кроме того, ФИО2 неграмотный, беспартийный, рядовой колхозник, плотник, местными органами власти признан, особо опасным элементом и контрреволюционным врагом представляющим угрозу для государства и политического строя исходя из своего классового происхождения, отнесен к первой категории - контрреволюционному кулацкому активу, вследствие чего, подлежал физическому уничтожению, в результате приговорен к высшей мере наказания - расстрелу, а имущество, конфискованное у семьи, изъято в пользу государства. О политическом (классовом) мотиве репрессии усматривается из процессуального документа, в материалах архивного дела в протоколе (приговор) №87 от 19 марта 1938 года, в частности зафиксировано ФИО2 - «из кулаков». Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Армянской ССР от 6 июля 1964 года постановление тройки НКВД Армянской ССР от 19.03.1938 г. в отношении А.Н. отменено, уголовное дело в отношении его прекращено за отсутствием состава преступления и он реабилитирован. При этом, документы о реабилитации или признания лиц пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах - бывших союзных республиках ССР или бывшими государственными органами СССР в соответствии с указанным Законом, имеют такую же силу на территории Российской Федерации и независимо от того, где указанные реабилитированные лица были репрессированы и проживают в настоящее время. Из ответа Службы национальной безопасности Республика Армения от ДД.ММ.ГГГГ следует, поскольку заявитель является гражданином Российской Федерации, то для получения справки о реабилитации ему рекомендовано обратиться в соответствующие компетентные органы Российской Федерации. Ранее, истец ФИО1 обращался в Правительство Иркутской области с вопросом содействия в получения документа о личной реабилитации. Правительством Иркутской области осуществлены соответствующие запросы в компетентные органы. Из ответа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (исх. 02-53-2912/18-11 от ДД.ММ.ГГГГ) следует, министерство в рамках своих полномочий осуществляет организацию предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 г. №120-оз «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области». Выдача справок о реабилитации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» органами внутренних дел либо органами прокуратуры. В связи с этим министерством направлен запрос в прокуратуру Иркутской области для рассмотрения вопроса личной реабилитации. Согласно ответа прокуратуры Иркутской области (от 10.05.2018 г.) ФИО1 не обоснованно отказано в выдаче документа о личной реабилитации, ввиду отсутствия оснований. Полагает, его отец ФИО2, 19.03.1938 г. подвергался репрессии по классовому, социальному признаку, а не за совершение краж, поддержание связи с бандитами и снабжения их боеприпасами, т.е. по обвинению за совершение общеуголовных преступлений. Уголовное преследование ФИО2 по всем инкриминируемым ранее отцу преступлениям было прекращено по реабилитирующему основанию. В соответствии с п. 9 Постановлением Пленума Верховного суда РФ №17 от 29.11.2011 г. основанием для возникновения у лица права на реабилитацию является постановленный в отношении его оправдательный приговор или вынесенное постановление (определение) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 133 УПК РФ. Таким образом, ответ прокуратуры (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) не является мотивированным, так как фактические обстоятельства дела установлены не верно. Прокуратура по существу уклоняется от выполнения законных требований заявителя. Оспариваемый ответ существенно ущемляет права и свободы истца, последний не соответствует положениям Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

В судебном заседании ФИО1 отсутствует, судебная корреспонденция, направленная в адрес административного истца возвращена с отметкой «по истечению срока хранения». Со слов его представителя, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен, не явился по причине возраста.

Его представитель ФИО3 поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Прокуратуры Иркутской области ФИО4 не признала заявленные требования, поддержав доводы письменных возражений.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно абзацу 3 преамбулы Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. № 1761-1 (далее Закон о реабилитации) целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Согласно ст. 2 Закона о реабилитации настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется: на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года; на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам); на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.

Как следует из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру Иркутской области с заявлением о выдаче заключения, для признания ФИО1 пострадавшим от политических репрессий.

Из оспариваемого административным истцом ответа прокуратуры Иркутской области от 10.05.2018г. на обращение ФИО1 следует, что ранее прокуратурой рассматривалось обращение ФИО1, поступившее из ГУ МВД России по Иркутской области, по вопросу личной реабилитации, по результатам которого ему направлен мотивированный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за об отсутствии оснований для признания пострадавшим от политических репрессий. ДД.ММ.ГГГГ данный ответ вернулся в прокуратуру области в связи с истечением срока хранения в почтовом отделении. Проведенной проверкой установлено, что согласно сведениям ИЦ полиции Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГА.Н., ДД.ММ.ГГГГ.р., постановлением тройки НКВД АРМ ССР от ДД.ММ.ГГГГ был расстрелян по обвинению в поддерживании связи с бандитами в 1930г. и снабжении их боеприпасами. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда АССР от 06.07.1964г. постановление тройки отменено, уголовное дело в отношении ФИО2 прекращено за отсутствием состава преступления и он реабилитирован. Из вышеизложенного следует, что ФИО2 был осужден не по политическим мотивам за контрреволюционное преступление, а за общие уголовные преступления. Таким образом, принимая во внимание положения ст.ст. 1, 1.1,4 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для признания ФИО1 повергшимся политической репрессии и подлежащим реабилитации не имеется. Кроме-того, разъяснено, что ст.8 вышеуказанного Закона, на которую ссылается ФИО1, ставя вопрос о выдаче ему заключения, определяет порядок реабилитации лиц, указанных в п.п. «а,б,г,д,е» ст. 3, и ст.5 данного Закона, к которым ФИО1 не относится, в связи с чем, заключение прокуратурой области по результатам рассмотрения обращения ФИО1 не составлялось.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно статье 1 Закона о реабилитации политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 указанного Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были, в том числе, подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение (пункт «в» статьи 3 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»).

В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», органы прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации в соответствии с пп. «а», «б», «г», «д», «е», статьи 3 и статьей 5 настоящего Закона. Порядок указанной работы и распределение обязанностей определяются Генеральным прокурором Российской Федерации.

По материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных для публикации в местной печати.

Согласно статье 8.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в статье 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры - в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел - в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Согласно сведениям ИЦ полиции Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГА.Н., ДД.ММ.ГГГГ.р., постановлением тройки НКВД АРМ ССР от ДД.ММ.ГГГГ был расстрелян по обвинению в поддерживании связи с бандитами в 1930г. и снабжении их боеприпасами. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда АССР от 06.07.1964г. постановление тройки отменено, уголовное дело в отношении ФИО2 прекращено за отсутствием состава преступления и он реабилитирован.

Согласно выписки из протокола заседания тройки НКВД Армянской ССР от 19.03.1938г. заслушано дело ОУР УРКМ НКВД АРМССР по обвинению А.Н.ДД.ММ.ГГГГ г.р., ж.<адрес>, из кулаков. Обвиняется в том, что, являясь вором-скотокрадом с 1925 г. систематически занимался кражами и угоном скота. В 1930 г. поддерживал связь с бандитами и снабжал их боеприпасами. После 1930 г. вновь продолжал заниматься кражами, за что имеет 3 привода и 5 судимостей. Приговорен к расстрелу, принадлежащее имущество конфисковано.

Таким образом, из существа обвинения ФИО2 следует, что он был осужден не за политические преступления.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у Прокуратуры Иркутской области имелись основания для отказа в выдачи заключения о реабилитации, отказ соответствует закону.

Доводы административного истца о том, что его отец был подвергнут осуждению по политическим мотивам не нашли своего подтверждения, основаны на неверном толковании норм права.

При этом указание в протоколе социального положения ФИО2 – «из кулаков» не свидетельствует о политических мотивах его осуждения.

Доводы административного истца, о том, что в оспариваемом письме не разъяснен порядок его оспаривания и способы защиты прав административного истца не имеет правового значения, поскольку не влечет признание оспариваемого отказа незаконным.

Не указание порядка обжалования ответа прокуратуры не препятствовало административному истцу обратиться в суд за защитой своего права.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания оспариваемого отказа незаконным нет.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на прокуратуру Иркутской области обязанности выдать справку на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о признании пострадавшим от политических репрессий и подлежащим реабилитации.

При таких обстоятельствах, заявленные ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что оспариваемый ответ датирован 10.05.2018г., административное исковое заявление подано в суд 09.08.2018, установленный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд, административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к Прокуратуре Иркутской области о признании ответа Прокуратуры Иркутской области г. от 10.05.2018г. об отказе личной реабилитации в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании лицом, пострадавшим от политических репрессий и подлежащим реабилитации – незаконным; обязании Прокуратуры Иркутской области на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдать справку о признании пострадавшим от политических репрессий и подлежащим реабилитации – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 13.11.2018г. Н.Н. Исакова