ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3815/19 от 15.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

15 июля 2019 г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3815/19 по заявлению НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об оспаривании действий заместителя прокурора Ленинского района г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» требование заместителя прокурора Ленинского района г. Самары от 24.05.2019 г. №07-50/19 в части еженедельного предоставления в прокуратуру Ленинского района г. Самары реестра многоквартирных домов, в которых завершены работы по капитальному ремонту общего имущества и подписаны акты приёмки выполненных работ (с приложением копий актов приёмки выполненных работ) за истекшую неделю.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2019 г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3815/19 по заявлению НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об оспаривании действий заместителя прокурора Ленинского района г.о. Самара,

установил:

НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании действий заместителя прокурора Ленинского района г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что 27.05.2019 г. им получено требование заместителя прокурора Ленинского района г. Самары №07-50/19 от 24.05.2019 г. в порядке ст. 6, 22 Закона РФ «О прокуратуре РФ» до 31.05.2019 г. представить в прокуратуру Ленинского района г. Самары реестр многоквартирных домов, в которых в период с 13.05.2019 г. по 31.05.2019 г. завершены работы по капитальному ремонту общего имущества и подписаны акты приёмки выполненных работ (с приложением копий актов приёмки выполненных работ) и в дальнейшем указанную информацию за истекшую неделю предоставлять еженедельно в пятницу. Требование обосновывается осуществлением надзора за исполнением требований законодательства при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на основании приказа от 22.05.2019 г. №7. Однако предоставление сведений предусмотрено только в рамках осуществления прокурорского надзора. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. Основанием для осуществления мероприятий в рамках надзора может служить информация об имеющихся нарушениях законодательства. Предоставление сведений еженедельно вне рамок проверки, без определения окончания срока его исполнения, является нарушением законодательства со стороны прокуратуры Ленинского района г. Самары. Требование о предоставлении информации от регионального оператора еженедельно выходит за рамки полномочий прокурора, создаёт не предусмотренные законом обязанности для некоммерческой организации. Просит признать незаконным требование заместителя прокурора Ленинского района г. Самары от 24.05.2019 г. №07-50/19 в части еженедельного предоставления в прокуратуру Ленинского района г. Самары реестра многоквартирных домов, в которых завершены работы по капитальному ремонту общего имущества и подписаны акты приёмки выполненных работ (с приложением копий актов приёмки выполненных работ) за истекшую неделю.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 4.04.2019 г. №108 Буракова Н.А. заявленные требования поддержала.

Помощник прокурора Ленинского района г. Самары Рязанова М.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 36-38).

Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 24.05.2019 г. заместителем прокурора Ленинского района г. Самары в адрес НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» предъявлено требование №07-50/19 (л.д. 5), обоснованное ссылкой на ст.6, 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», о предоставлении в срок до 31.05.2019 г. реестра многоквартирных домов, в отношении которых в период с 13.05.2019 г. по 31.05.2019 г. завершены работы по капитальному ремонту общего имущества и подписаны акты приёмки выполненных работ, а также о предоставлении копий самих актов приёмки. Сверх того, сформулировано требование предоставлять всю указанную информацию, включая копии актов приёмки работ, каждую неделю по пятницам.

В соответствии с п.1, 3 ст.6 ФЗ «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.9.1, 22, 27, 30 и 33 названного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечёт за собой установленную законом ответственность.

Требование прокурора является актом должностного лица, содержащим властное волеизъявление, порождающим правовые последствия для заявителя в виде возложения на него обязанности, в связи с чем оно может быть оспорено им в порядке, предусмотренном гл.22 КАС РФ.

В силу пп.3 п.9 ст.226 КАС РФ, по делам рассматриваемой категории суд, независимо от доводов административного искового заявления, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ» при проведении прокурорского надзора за исполнением законов предметом надзора являются:

- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором РФ.

Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором РФ или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора РФ.

Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведённой проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:

- по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

- по истечении установленного законом срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Таким образом, в силу приведённых законоположений прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов действует исключительно в форме проведения проверок, основанием для которых является поступление в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов. Прокурор не вправе осуществлять свои полномочия по данному виду надзора в иной процедурной форме, нежели проведение проверки, в том числе в форме мониторинга деятельности органов, организаций и должностных лиц, контроля за их деятельностью, а также в форме превентивных действий.

В соответствии со ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках надзора за исполнением законов прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- иметь доступ к документам и материалам указанных в ст.21 закона органов и лиц, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены п.2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 ст.6 того же закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, указанных в п.1 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ», обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Таким образом, закон наделяет прокурора полномочиями требовать от организаций, в частности, от истца предоставления документов, статистических и иных сведений, но лишь в связи с проведением проверки и, как следствие, в определённом объёме и в ограниченном временном периоде.

Заявитель оспаривает требование заместителя прокурора Ленинского района г. Самары от 24.05.2019 г. №07-50/19 в части еженедельного предоставления в прокуратуру Ленинского района г. Самары реестра многоквартирных домов, в которых завершены работы по капитальному ремонту общего имущества и подписаны акты приёмки выполненных работ (с приложением копий актов приёмки выполненных работ) за истекшую неделю.

Сопоставляя содержание этого прокурорского требования с предметом прокурорского надзора за исполнением законов, определённого в ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ», и полномочиями прокурора при осуществлении этого вида надзора, описанными в ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ», суд приходит к выводу о выходе прокурорского требования за пределы предмета надзора и прокурорских полномочий.

Возлагая на заявителя обязанность предоставлять информацию и документы еженедельно, прокурор вышел за рамки единственно допускаемой для него законом процедурной формы осуществления общего надзора – прокурорской проверки. Данное требование, по существу, нацелено на регулярный мониторинг прокурором деятельности истца, что не вписывается в рамки прокурорской проверки исполнения законов. Последняя, как было указано выше, проводится исключительно на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Следует отметить, что данное обстоятельство, по существу, признаёт сам ответчик в своём отзыве, указывая, что его требование направлено на «осуществление систематического контроля за законностью в указанной сфере».

Однако прокуратура в РФ не наделена полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью органов, организаций и должностных лиц, тем более, контроля систематического характера. Её функцией является прокурорский надзор, осуществляемый в указанной выше процедурной форме.

Контроль за деятельностью регионального оператора, каковым является истец, т.е. специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляется, в силу ст.186 ЖК РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (Государственная жилищная инспекция Самарской области) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством РФ.

Только эти органы вправе осуществлять контроль деятельности истца, в том числе требовать предоставления от него регулярной отчётности, не обусловленной поступлением информации о допущенных нарушениях закона. Контрольные полномочия этих органов могут осуществляться не только в форме проведения проверок и не ограничены временными рамками.

Требуя от заявителя предоставлять ему еженедельную отчётность в целях «осуществление систематического контроля», прокурор подменяет собой указанные выше государственные контролирующие органы, что прямо запрещено ему п.2 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Оспариваемое требование возлагает на заявителя не предусмотренную загоном обязанность предоставлять регулярную отчётность о своей деятельности в не предусмотренной законом форме. Еженедельный характер отчётности делает её подготовку и составление весьма обременительными.

Ссылка на «социальную значимость» прокурорского надзора за исполнением закона при организации и проведении капитального ремонта не может быть оправданием нарушения закона со стороны самого надзорного органа.

Таким образом, оспариваемое требование издано ответчиком с нарушением п.1, 2 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ», с превышением полномочий, предусмотренных п.1 ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ», нарушает законные интересы заявителя, возлагая на него не предусмотренную законом и обременительную обязанность под стразом административной ответственности, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В данном случае, исходя из существа дела, для устранения нарушения законных интересов заявителя достаточно самого факта признания судом прокурорского требования не соответствующим закону.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» требование заместителя прокурора Ленинского района г. Самары от 24.05.2019 г. №07-50/19 в части еженедельного предоставления в прокуратуру Ленинского района г. Самары реестра многоквартирных домов, в которых завершены работы по капитальному ремонту общего имущества и подписаны акты приёмки выполненных работ (с приложением копий актов приёмки выполненных работ) за истекшую неделю.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2019 г.

Судья (подпись) В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь