ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-381/18 от 18.09.2018 Первомайского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-381/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Первомайский Первомайского района 18 сентября 2018 года

Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,

при секретаре Бикжановой Ю.Ю.,

с участием помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Лазина Ю.А.,

представителя административного ответчика - администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области Варламова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия муниципального образования и обязании провести оценку эффективности реализации муниципальных программ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в Первомайский районный суд в интересах неопределенного круга лица с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области по не проведению оценки эффективности реализации и не размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет сведений о результатах оценки эффективности муниципальных программ: «Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2016-2020 годы»; «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2027 гг.»; «Комплексное развитие систем транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2026 годы»; «Устойчивое развитие территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2021 годы»; «Развитие культуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2019 годы». Обязать администрацию МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области подготовить отчет о реализации, провести оценку эффективности реализации и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет сведения о результатах оценки эффективности реализации вышеуказанных муниципальных программ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Первомайского района проведен мониторинг соблюдения бюджетного законодательства при реализации муниципальных программ на территории МО Ленинский сельсовет Первомайского района.

В ходе мониторинга установлено, что администрацией муниципального образования Ленинский сельсовет приняты и реализуются на территории сельского поселения муниципальные программы:

-«Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2016-2020 годы»;

-«Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2027 гг.»;

-«Комплексное развитие систем транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2026 годы»;

-«Устойчивое развитие территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2021 годы»;

-«Развитие культуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2019 годы».

Исполнителем каждой из муниципальных программ является администрация МО Ленинский сельсовет.

Постановлением администрации МО Ленинский сельсовет от 26 апреля 2016 №45 -п утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области.

Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области администрация МО Ленинский сельсовет обязана ежегодно проводить оценку эффективности реализации муниципальных программ, результаты которой в виде отчета ежегодно представляются в Совет депутатов МО Ленинский сельсовет, а впоследствии размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования.

Оценка эффективности реализации пяти муниципальных программ должна была быть проведена в срок не позднее 1 апреля 2018 года.

Вместе с тем, отчеты об исполнении указанных муниципальных программ на заседаниях представительного органа местного самоуправления не рассматривались. Оценка эффективности реализации муниципальных программ не проведена, предусмотренная Порядком информация на официальном сайте органа местного самоуправления не размещена.

Бездействие администрации муниципального образования Ленинский сельсовет может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку по результатам проведения ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ, орган местного самоуправления может принять решение об изменении объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ. При этом по результатам оценки в действующие на территории муниципального образования программы могут быть заложены денежные средства на выполнение мероприятий, затрагивающих права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Оренбургской области Лазин Ю.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика –администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области глава администрации Варламов И.А., действующий на основании решения Совета депутатов МО Ленинский сельсовет Первомайского района № <данные изъяты> от <данные изъяты> года, с административным исковым заявлением прокурора полностью согласился.

Заслушав объяснения помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Первомайского района проведен мониторинг соблюдения бюджетного законодательства при реализации муниципальных программ на территории МО Ленинский сельсовет Первомайского района.

В ходе мониторинга установлено, что администрацией муниципального образования Ленинский сельсовет приняты и реализуются на территории сельского поселения следующие муниципальные программы:

-«Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2016-2020 годы»;

-«Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2027 гг.»;

-«Комплексное развитие систем транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2026 годы»;

-«Устойчивое развитие территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2021 годы»;

-«Развитие культуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2019 годы».

Исполнителем каждой из муниципальных программ является администрация МО Ленинский сельсовет.

Положениями ст.ст. 28, 34 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетная система Российской Федерации основана в том числе на принципе эффективности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно ч. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной ( муниципальной ) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной ( муниципальной ) программы.

Постановлением администрации МО Ленинский сельсовет от 26 апреля 2016 №45 -п утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (далее –Порядок).

Указанный Порядок определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, а также контроля за ходом их исполнения (пункт 1).

Согласно пункту 2 указанного Порядка муниципальной программой является система мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, направленных на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка разработка и реализация муниципальной программы осуществляется администрацией муниципального образования Ленинский сельсовет, исходя из следующих принципов:

долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования и показателей (индикаторов) их достижения, определенных в программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период;наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и объема бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области;

установления для муниципальной программы измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);

проведения регулярной оценки эффективности реализации муниципальных программ, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.

Муниципальная программа утверждается постановлением администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (пункт 4 Порядка).

Так, постановлением администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 28 декабря 2016 года № 148-п утверждена программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2027 гг.

Постановлением администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 24 июня 2016 года № 74-п утверждена Муниципальная программа «Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2016-2020 годы».

Постановлением администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 20 февраля 2017 года № 14-п утверждена программа комплексного развития систем транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2026 годы.

Постановлением администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 20 июня 2017 года № 54 утверждена Муниципальная программа «Устойчивое развитие территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2021 годы».

Постановлением администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 24 мая 2017 года № 45 утверждена Муниципальная программа «Развитие культуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2019 годы».

Согласно п. 14 Порядка ответственный исполнитель ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным готовит годовой отчет о реализации муниципальной программы и представляет его в Совет депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет для оценки эффективности реализации муниципальной программы.

В соответствии с п. 15 Порядка годовой отчет содержит: конкретные результаты, достигнутые за отчетный период; перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы; данные об использовании бюджетных ассигнований; информацию об изменениях, внесенных в муниципальную программу; оценку эффективности муниципальной программы; иную информацию.

Исходя из п. 16 Порядка годовой отчет подлежит размещению в формационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования Первомайский район.

Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что ответственный исполнитель помимо прочего проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых участниками муниципальной программы; подготавливает годовой отчет об полнении муниципальной программы, и представляет его в Совет депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет.

Таким образом, оценка эффективности реализации трех муниципальных программ должна быть проведена в срок не позднее 1 апреля 2018 года.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводом прокурора Первомайского района Оренбургской области, что из вышеприведенных норм закона и положений муниципального нормативного правового акта следует, что администрация МО Ленинский сельсовет обязана ежегодно проводить оценку эффективности реализации муниципальных программ, результаты которой в виде отчета ежегодно представляются в Совет депутатов МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, а впоследствии размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривается административным ответчиком, отчеты об исполнении указанных муниципальных программ на заседаниях представительного органа местного самоуправления – Совета депутатов МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области не рассматривались, оценка эффективности реализации муниципальных программ не проведена, предусмотренная Порядком информация на официальном сайте органа местного самоуправления не размещена, что также подтверждено представленным скриншотом официального сайта муниципального образования Первомайский район.

Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в не проведении оценки эффективности трех реализуемых на территории муниципального образования муниципальных программ а именно : «Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2016-2020 годы»; «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2027 гг.»; «Комплексное развитие систем транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2026 годы»; «Устойчивое развитие территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2021 годы»;«Развитие культуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2019 годы», может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку по результатам проведения ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ, орган местного самоуправления может принять решение об изменении объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ. При этом по результатам оценки в действующие на территории муниципального образования программы могут быть заложены денежные средства на выполнение мероприятий, затрагивающих права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах требования прокурора Первомайского района Оренбургской области подлежат удовлетворению.

Согласно п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Срок, о котором просит прокурор, и с которым согласился представитель административного ответчика, по мнению суда, является обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных на подготовку отчета о реализации, проведение оценки эффективности реализации и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет сведений о результатах оценки эффективности реализации указанных муниципальных программ.

На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области по не проведению оценки эффективности реализации и не размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет сведений о результатах оценки эффективности муниципальных программ: «Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2016-2020 годы»; «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2027 гг.»; «Комплексное развитие систем транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2026 годы»; «Устойчивое развитие территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2021 годы»; «Развитие культуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2019 годы».

Обязать администрацию МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области подготовить отчет о реализации, провести оценку эффективности реализации и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет сведения о результатах оценки эффективности реализации муниципальных программ: «Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2016-2020 годы»; «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2027 гг.»; «Комплексное развитие систем транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2026 годы»; «Устойчивое развитие территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2021 годы»;«Развитие культуры на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 2017-2019 годы» в течение двух месяцев со дня вступления решения с уда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд.

Судья Д.Р.Стройкина

Решение в окончательной форме принято сентября 21 сентября 2018 года.

Судья Д.Р.Стройкина