ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-381/2018 от 12.03.2018 Железнодорожного районного суда г. Читы (Забайкальский край)

№ 2а-381/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2018 года г. Чита

Железнодорожный районный суд г. Читы в составе председательствующего по делу судьи Буткиной Н.Е., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю о ликвидации Фонда развития боевых искусств Забайкалья и об исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

13 февраля 2018 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю обратилось с административным иском о ликвидации Фонда развития боевых искусств Забайкалья и об исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на следующее. УФНС России по Забайкальскому краю 13.08.2012 г. в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена запись о государственной регистрации Фонда развития боевых искусств Забайкалья (далее – Фонд). При осуществлении полномочий в сфере контроля деятельности некоммерческих организаций административным истцом установлено, что Фонд осуществляет деятельность с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации: отдельные положения устава Фонда не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; Фондом при осуществлении деятельности используется эмблема, описание которой не содержится в уставе; в нарушение пункта 4.1 устава общие собрания участников Фонда в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годах не проводились; предусмотренные подпунктами 4.3.1, 4.3.10 пункта 4.3 устава и исчисляемые с 15.07.2012 г. пятилетние сроки полномочий правления и председателя правления Фонда истекли 14.07.2017 г., правление и председатель правления Фонда на новый срок полномочий общим собранием не избирались (не переизбирались); предусмотренный подпунктом 4.6.1 пункта 4.6 устава и исчисляемый с 15.07.2012 г. пятилетний срок полномочий ревизора Фонда истек 14.07.2017 г.; в нарушение подпунктов 4.6.1, 4.6.2 пункта 4.6 устава ревизор Фонда на новый срок полномочий общим собранием не избирался (не переизбирался); ежегодную ревизию финансово-хозяйственной деятельности Фонда не проводил; положение о ревизионной комиссии общим собранием не утверждалось; предусмотренный пунктом 4.7 устава и исчисляемый с 15.07.2012 г. пятилетний срок полномочий попечительского совета Фонда истек 14.07.2017 г.; в нарушение пункта 4.7 устава попечительский совет Фонда на новый срок полномочий общим собранием не избирался (не переизбирался), надзор за деятельностью Фонда не осуществлял; обязательный ежегодный аудит в 2013-2016 гг. Фондом не проводился; Фонд отчеты об использовании своего имущества в проверяемом периоде не опубликовывал; в 2017 г. Фонд деятельность не осуществлял. По результатам проверки за нарушения законодательства Российской Федерации Фонду вынесено письменное предупреждение со сроком устранения нарушений до 20.03.2018 г., 15.01.2018 г. административному истцу от председателя правления Фонда ФИО1 поступило заявление об оказании содействия в ликвидации Фонда и об исключении данных о нем из ЕГРЮЛ в связи с тем, что нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в предупреждении Управления, устранить не представляется возможным, т.к. Фонд с января 2017 г. деятельность не осуществляет, имущество фонда для осуществления его целей отсутствует и вероятность получения необходимого имущества нереальна, цели Фонда не могут быть достигнуты. На основании изложенного административный истец просит суд ликвидировать Фонд и исключить сведения о нем из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 и пп. 7 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах фондов.

В силу п. 1 ст. 123.17 ГК РФ фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Из материалов дела видно, что 3 августа 2012 года начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю издано распоряжение № 353-р об осуществлении государственной регистрации Фонда развития боевых искусств Забайкалья при его создании, (л.д. 10).

На основании данного распоряжения Управлением Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю 13.08.2012 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании Фонда развития боевых искусств Забайкалья с присвоением основного государственного регистрационного номера <***> (л.д. 11-16).

Административным истцом представлена копия устава Фонда развития боевых искусств Забайкалья (л.д. 17-26).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В нарушение данных норм права в пункте 2.2 устава Фонда указано, что Фонд осуществляет иную деятельность, не запрещенную действующим законодательством Российской Федерации и направленную на достижение уставных целей Фонда. Поскольку данная формулировка предполагает открытый перечень видов деятельности, ее наличие в уставе Фонда является недопустимой.

В силу п. 3 и п. 4 ст. 123.17 ГК РФ реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда.

Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 – 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

В нарушение указанных норм права в п. 7.1 устава Фонда развития боевых искусств Забайкалья, не являющего негосударственным пенсионным фондом, предусмотрено, что реорганизация Фонда производится по решению общего собрания Фонда.

Пунктом 1 статьи 123.19 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся в том числе: досрочное прекращение полномочий других органов фонда; утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда; принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда; принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда; одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение в том числе следующих вопросов: определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

В нарушение данных норм права в пункте 4.2 устава Фонда, предусматривающем исключительную компетенцию общего собрания Фонда, являющегося высшим руководящим органом Фонда, названные исключительные полномочия не поименованы.

Согласно п. 2 ст. 123.19 ГК РФ высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

В нарушение данного положения закона в подпункте 4.3.10 устава Фонда предусмотрено, что правление фонда избирает председателя правления.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вышеназванные положения устава Фонда развития боевых искусств Забайкалья не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Из дела видно, что Фонд в печати использует символику (эмблему) (л.д. 34), описание которой в уставе Фонда отсутствует.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Согласно п. 4.1 устава Фонда высшим руководящим органом Фонда является общее собрание участников Фонда, которое собирается правлением Фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В силу подпунктов 4.3.1, 4.3.10 пункта 4.3 устава правление Фонда является постоянно действующим выборным коллегиальным руководящим органом, избираемым общим собранием сроком на 5 лет в количестве не менее 3 человек в период между общими собраниями осуществляющее текущее руководство деятельностью Фонда. Правление Фонда избирает председателя правления Фонда из числа своих членов сроком на 5 лет.

Подпунктами 4.6.1, 4.6.2 пункта 4.6 устава предусмотрено, что ревизионная комиссия (ревизор) избирается общим собранием на срок 5 лет и осуществляет ежегодную ревизию финансово-хозяйственной деятельности Фонда на основе Положения о ревизионной комиссии, утвержденного Общим собранием.

В соответствии с пунктом 4.7 устава попечительский совет Фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах избирается общим собранием сроком на 5 лет для надзора за деятельностью Фонда и действует в соответствии с настоящим уставом.

Проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю проверкой установлено, что в нарушение данных положений устава общие собрания участников Фонда в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годах не проводились. Правление Фонда в количестве трех человек, председатель правления Фонда, ревизор Фонда и попечительский совет Фонда в количестве трех человек избраны на заседании общего собрания учредителей 14.07.2012 г. По истечение срока полномочий данные органы управления Фондом на новые сроки полномочий общим собранием не избирались (не переизбирались), правление текущее руководство деятельностью Фонда и полномочия, определенные уставом Фонда, не осуществляло, ревизор Фонда ежегодную ревизию финансово-хозяйственной деятельности Фонда не проводил, попечительский совет надзор за деятельностью Фонда не осуществлял. Кроме того, положение о ревизионной комиссии общим собранием не утверждалось (л.д. 36-44).

Согласно п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» фондом проводится обязательный аудит. Обязательный аудит проводится ежегодно.

Проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю проверкой установлено, что в нарушение данного требования закона обязательный ежегодный аудит в 2013-2016 годах Фондом не проводился (л.д. 36-44).

В силу п. 2 ст. 123.18 ГК РФ фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

В ходе проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю проверки установлено, что в нарушение данных требований закона Фонд отчеты об использовании своего имущества в проверяемом периоде не опубликовывал, в 2017 году Фонд деятельность не осуществлял (л.д. 36-44).

В соответствии с пп.3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Поскольку материалами дела подтверждено осуществление Фондом развития боевых искусств Забайкалья деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями требований действующего законодательства и положений устава данной некоммерческой организации, устранить которые невозможно законным способом, суд приходит к выводу о том, что заявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Приходя к данному выводу, суд учитывает поданное административному истцу заявление председателя правления Фонда развития боевых искусств Забайкалья ФИО1 от 12.01.2018 г., в котором содержится просьба об оказании содействия в ликвидации Фонда и исключении записи о нем из ЕГРЮЛ (л.д. 51), а также поданное в суд заявление данного лица об отсутствии возражений против ликвидации Фонда от 19.02.2018 г. (л.д. 63).

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 264, 293, 294, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Фонд развития боевых искусств Забайкалья (сокращенное наименование – Фонд РБИ, ОГРН <***>, дата регистрации в ЕГРЮЛ – 13.08.2012 г., место нахождения: <...>).

Исключить сведения о Фонде развития боевых искусств Забайкалья из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Н.Е. Буткина