ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3821/19 от 18.03.2019 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а- 3821/2019

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 18 марта 2019 года

Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Софронова В.А.,

при секретаре Аракелове Д.А.,

с участием: от административного истца – помощник прокурора Канавинского района г. Нижнего Новгорода Гучин С.В., от административного ответчика - не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению

и.о. прокурора Канавинского района г. Нижнего Новгорода к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и масовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу

о признании запрещенной к распространению информации, размещенной на Интернет-страницах

УСТАНОВИЛ:

прокурор обратился в суд с названным административным иском, в обоснование требований указал, что на Интернет-страницах осуществляется реклама табака и табачных изделий; табачная продукция предлагается к продаже дистанционным способом. Доступ к данным сайтам является свободным для неопределенного круга лиц. Распространение данных сведений нарушает права неопределенного круга лиц, публичные интересы и противоречит нормам действующего законодательства.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал полностью.

Административный ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что: «информация» - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; «доступ к информации» - возможность получения информации и ее использования; «распространение информации» - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Из части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно части 6 названной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В силу статьи 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из частей 1, 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр); в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является в частности вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено, что на Интернет-страницах размещена информация с предложением о продаже дистанционным способом табачной продукции. Доступ к данным сайтам является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурса и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.

Сведения о владельце сайтов по запросу суда не предоставлены ввиду отсутствия таких сведений. В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" указатели Интернет-страниц не включены. Вместе с тем, основания для включения этих Интернет-страниц в указанный реестр имеются.

Из статьи 1 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Из части 2 статьи 9, части 2 статьи 10 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» следует, что в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны в частности соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются, в том числе, следующие меры: установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака; предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями; установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

При этом частью 3 названной статьи установлен запрет на торговлю табачной продукцией дистанционным способом.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются в частности реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Таким образом, законодательством установлен запрет на торговлю табачной продукцией дистанционным способом, а также на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Из статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» следует, что реклама информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Размещенная на Интернет-страницах адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к соответствующему товару (табачной продукции), и в силу статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» фактически является рекламой табака, табачной продукции, табачных изделий. При этом в нарушение части 3 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" табачные изделия предлагаются к продаже дистанционным способом.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя в частности пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

Статьей 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

Наличие в свободном доступе, в том числе в сети Интернет, рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, а также информации о возможности приобретения табачных изделий дистанционным способом, при этом не исключающая возможности приобретения этих изделий несовершеннолетними, противоречит действующему законодательству, побуждает неопределенный круг лиц к приобретению табачной продукции в нарушение установленных законом требований в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. При этом распространение указанной информации создает реальную возможность для приобретения табачной продукции несовершеннолетними.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что распространяемая на Интернет-страницах информация противоречит закону, нарушает публичные интересы, права неопределенного круга лиц и потому её следует признать запрещённой к распространению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление и.о. прокурора Канавинского района г. Нижнего Новгорода удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-страницах , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию настоящего решения после его вступления в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей Интернет-страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Софронов В.А.