ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3822/17 от 27.09.2017 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-3822/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 27 сентября 2017 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Гончаренко Г.Н.

при секретаре судебного заседания Путинцевой Н.С.

рассмотрев по адресу г. Омск ул. Труда, 29 А, в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилось в Ленинский районный суд г. Омска с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в рамках исполнительного производства № Х-ИП, возбужденного 05.07.2017 года на основании исполнительного листа № ВС Х от 26.06.2017 г. по делу № 2-4331/2016, выданного Советским районным судом г. Омска, 18.01.2016 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Горбуновой М.С. вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В виду невозможности исполнить решение суда в 5-дневный срок, а также в связи с финансовыми трудностями, просит суд освободить Администрацию г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № Х-ИП.

Представитель административного истца БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по доверенности Лебедева Е.Ю. в судебное заседание не явилась о дне и времени слушания дела извещена надлежаще, направила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивала на удовлетворении заявленных требованиях.

Представитель административного ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд постановление об окончании исполнительного производства Х-ИП от 22.08.2017 г.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 27.09.2016 г. решением Советского районного суда г. Омска по делу № 2-4331/2016 исковые требования Лебедкиной О.В. удовлетворены частично, решением признано право на присвоение семьи Лебедкиной О.В. статуса многодетной семьи и предоставление мер социальной поддержки для многодетной семьи с 11.09.2014 г. по 15.10.2015 г. предусмотренные областным законодательством, обязав Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг произвести соответствующие выплаты.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

05.07.2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области на основании исполнительного листа от 26.06.2017 г. № ВС Х по делу № 2-4331/2016, выданного Советским районным судом г. Омска в отношении БУ Омской области «МФЦ» было возбуждено исполнительное производство № Х-ИП.

Из постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления было предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.

В связи с неисполнением в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области 14.08.2017 года было вынесено постановление о взыскании с БУ Омской области «МФЦ» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д.7).

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации – 50 000 рублей. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с пунктами «е» и «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенных конституционных положений социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации, как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Следовательно, органы обоих уровней государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Согласно п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.Пунктом 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ.

В силу подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Таким образом, вопросы социальной защищенности многодетных семей отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, однако реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств самого субъекта Российской Федерации, в данном случае – адрес.

Бюджетное учреждение адрес "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной Омской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства труда и социального развития Омской области в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", обеспечения реализации прав на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством.

Учреждение является многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, уполномоченным на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государстве иных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти адрес, органами местного самоуправления адрес, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, находящимися на территории адрес, организациями, привлекаемыми к реализации функций многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно подпункту 16, 18 пункта 2.3.2. раздела II Цели, предмет и виды деятельности Учреждения Устава бюджетного учреждения адрес "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", Учреждение осуществляет регистрацию многодетных семей, а также осуществляет выплаты пособий гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Согласно ст. 55 Кодекса право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного (удочеренного), принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со средним доходом на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума для населения адрес в расчете на душу населения.

Административный регламент предоставления государственной услуги «Регистрация многодетной семьи (учет в составе многодетной семьи) для получения мер социальной поддержки» утвержденного приказом №17-п от 29.01.2014г. Минтруда и социального развития Омской области Подраздел 10. содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:1) отсутствие обстоятельств, являющихся основаниями для получения мер социальной поддержки в соответствии с адрес о социальной защите отдельных категорий граждан; 2) представления лицами, обратившимися за регистрацией многодетной семьи (лицом, обратившимся за учетом в составе многодетной семьи), документов, содержащих недостоверные сведения, имеющие значение для регистрации многодетной семьи (учета в составе многодетной семьи)( п. 25).

Законодательством Омской области предусмотрен ряд мер социальной поддержки многодетных семей, к которым относятся:

- право на ежемесячную денежную выплату, предоставляемую многодетным семьям независимо от получения ежемесячных денежных выплат членами многодетной семьи по иным основаниям;

- право на ежемесячное пособие;

При этом п. 3 ст. 55 Кодекса установлена продолжительность выплаты пособия на ребенка - составляет два года с месяца обращения за указанным пособием, по истечении которых выплата указанного пособия прекращается. Гражданам, имеющим право на пособие на ребенка, оно назначается вновь и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении этого пособия со всеми необходимыми документами.

- право бесплатного проезда граждан, указанных в пункте 1 настоящего постановления, всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в пределах территории Омской области ( п.п.19 п.1 Постановление Омской области от 25.12.2009г. №224-п)

При этом в соответствии с п.п. 3 и 4 "Порядка предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории адрес", данная мера предоставляется в форме электронной транспортной карты - именной электронная микропроцессорная карта, которая является материальным носителем персональных данных держателя электронной транспортной карты, данных о его принадлежности к определенной категории граждан, которой в соответствии с областным законодательством предоставляется мера социальной поддержки. Электронная транспортная карта используется в целях реализации права на меры социальной поддержки только гражданином, которому она выдана (пункт 14 Порядка).

Решением Советского районного суда г. Омска от 27.09.2016 года на БУ Омской области «МФЦ» возложена обязанность признать право на присвоение семьи Лебедкиной О.В. статуса многодетной семьи и предоставление мер социальной поддержки для многодетной семьи с 11.09.2014 г. по 15.10.2015 г. предусмотренные областным законодательством, обязав Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг произвести соответствующие выплаты.

Согласно ответа поступившего из БУ Омской области «МФЦ» от 21.07.2017 г., требования содержащиеся в исполнительном листе № ФС Х от 26.06.2017 г., выданном Советским районным судом г. Омска по делу №2-4331/2016 от 04.11.2016 г. о признании права на присвоение семье Лебедкиной О.В. статуса многодетной семьи и предоставлении мер социальной поддержки для многодетной семьи с 11.09.2014 г. по 15.10.2015 г. выполнены в полном объеме.

Также семье Лебедкиной О.В., восстановлена регистрация многодетной семьи и произведены следующие выплаты:

- ежемесячная денежная выплата многодетным семьям в размере 4030 рублей;

-денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50% жилых помещений, коммунальных услуг, услуг по вывозу бытовых и других отходов, в размере 27029,23 рублей.

Как установлено в судебном заседании, решение суда исполнено в полном объеме 21.07.2017 года, при этом судебным приставом – исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области 22.08.2017 г. вынесено постановление об окончании исполнительного производства, исходя из изложенного, оснований для взыскания исполнительского сбора с БУ Омской области «МФЦ» не имелось.

При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что БУ Омской области «МФЦ» представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения в установленный срок требований судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области.

Таким образом, принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении БУ Омской области «МФЦ» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № Х-ИП, суд исходит из того, что у БУ Омской области «МФЦ» отсутствовала объективная возможность для исполнения решения суда в пятидневный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Освободить Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № Х-ИП, возбужденному 05.07.2017 года на основании исполнительного листа № ВС Х по делу № 2-4331/2016, выданного Советским районным судом г. Омска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.

Председательствующий Г.Н. Гончаренко

Решение в окончательной форме изготовлено 02 октября 2017 года