№ 2а-3822/2023
УИД 18RS0005-01-2023-003675-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2023 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Черновой Т.Г., при секретаре Казаковой К.И.,
с участием представителя административного истца – заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 106» Белай В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» к МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР недействительным, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» (далее – административный истец, МБДОУ «Детский сад № 106») обратилось в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ИОИН УФССП России по Удмуртской Республике, которым просило признать постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР от 12.10.2023 о взыскании исполнительного сбора недействительным, освобождении от исполнительского сбора.
В обоснование требований указано, что Устиновским районным судом г.Ижевска 14.02.2023 вынесено решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности. На МБДОУ «Детский сад №» возложена обязанность устранить нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, террористической безопасности путем оснащения МБДОУ учреждения «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, охранной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 01.09.2023 включительно.
В настоящее время решение суда исполнено частично. С 2022 года ведутся работы по установке охранной сигнализации за счет средств наказов избирателей. Установлена охранная сигнализация на первом этаже здания – защищены персональные данные сотрудников, детей и архив, работы выполнены на сумму 99999,28 рублей. В 2023 году установлена охранная сигнализация на цокольном этаже здания на сумму 99437 руб., что позволяет защитить электрощитовую и обеспечить в случае террористической опасности бесперебойную подачу электроэнергии в здании. Написано письмо депутату Городской Думы о включении в реестр наказов избирателей на 2024 год мероприятий по установке охранной сигнализации.
Выделены денежные средства на выполнение работ по проектированию системы охранной сигнализации выделены согласно приказу Управления образования Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ№. В настоящее время заканчиваются работы по проектированию охранной сигнализации в рамках заключенного договора №-П-2023 от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» по выделенной субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Между тем бюджет <адрес> на 2023 год сформирован с дефицитом – 627,3 млн рублей, сто подтверждается письмом Управления финансов Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
МБДОУ «Детский сад №» принимались все необходимые меры для исполнения решения Устиновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Оплата исполнительских сборов влечет большие затраты для МБДОУ №.
В судебном заседании представитель административного истца МБДОУ «Детский сад №» - Белай В.М. представила суду заявление об отказе от административного иска в части признания недействительным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР от ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части требования поддержала. Суду пояснила, что меры по исполнению решения суда ими предпринимаются.
Определением от 08.12.2023 судом принят отказ административного истца от исковых требований к административному ответчику МОСП по ИОИП УФССП России по УР в части признания недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 12.10.2023, производство в указанной части прекращено.
В судебное заседание представитель административного ответчика МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике, заинтересованные лица – Управление образования Администрации г.Ижевска, прокуратура Устиновского района г.Ижевска надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили.
Суд в соответствии с ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении уведомления на судебное заседание, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ст. 13 ГПК РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 105 вышеуказанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Устиновским районным судом г.Ижевска 14.02.2023 удовлетворены исковые требования прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности. На МБДОУ «Детский сад №» возложена обязанность устранить нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, террористической безопасности путем оснащения МБДОУ «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, охранной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
На основании решения суда судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника: МБДОУ «Детский сад №». Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Одновременно должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Одновременно при наличии чрезвычайных, объективно непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
В установленный в постановлении срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должником не исполнены.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР от ДД.ММ.ГГГГ с МБДОУ «Детский сад №» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Согласно материалам дела, указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ было получено МБДОУ «Детский сад №» ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в отношении должника, поскольку детский сад являлся должником по исполнительному производству, в установленный срок не исполнил требования исполнительного документа.
Вместе с тем, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (пункт 74).
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При этом, освобождение судом от уплаты исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
С целью исполнения решения суда МБДОУ «Детский сад №» были предприняты меры по изысканию финансовых средств.
Так, ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №» заключен договор № М124/5 с <данные изъяты> по установке системы охранной сигнализации. Цена договора 99999,28 руб.
ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №» заключен контракт №/МЗ/2023/106 с <данные изъяты>» по установке системы охранной сигнализации. Цена договора 79500 руб.
ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №» заключен контракт с <данные изъяты>» №М по установке системы охранной сигнализации. Цена договора 9987,28 руб.
ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №» заключен контракт с <данные изъяты>» №М по установке системы охранной сигнализации. Цена договора 9950 руб.
ДД.ММ.ГГГГ заведующей МБДОУ «Детский сад №» направлено письмо депутату Городской Думы г.Ижевска ФИО3 о включении в план мероприятий по выполнению реестра наказов избирателей выполнение работ по установке охранной сигнализации.
ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №» заключено соглашение № с Управлением образования Администрации г.Ижевска о предоставлении субсидии в размере 27500 руб. на выполнение работ по проектированию охранной сигнализации.
ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт №-П-2023 с ООО «Триумф» по выделенной субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№. Проект системы охранной сигнализации изготовлен для помещений МБДОУ «Детский сад №» по адресу: <адрес>.
Суд находит заслуживающими внимание доводы административного истца о том, что все денежные средства, находящиеся в их распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета муниципального района. Для надлежащего исполнения решения необходимо было соблюсти установленные законом процедуры направления денежных средств, для использования их по целевому назначению.
Признавая, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с МБДОУ «Детский сад №» исполнительского сбора, суд вместе с тем, принимает во внимание, что административным истцом предпринимались меры к исполнению решения суда, решение суда не исполнялось своевременно в связи с отсутствием финансирования расходов по исполнению решения суда.
Вместе с тем, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд полагает, что в действиях МБДОУ «Детский сад №» отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При этом, суд полагает необходимым учесть и то обстоятельство, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура устранения нарушений законодательства об антитеррористической безопасности, а также с учетом того, что МБДОУ «Детский сад №» в своей деятельности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической безопасности ограничено бюджетным финансированием.
Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает, что МБДОУ «Детский сад №» необходимо освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного судебным приставом-исполнителем 12.10.2023.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» к МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» к МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховном Суде Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 декабря 2023 года.
Судья Т.Г. Чернова