ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3826/2022 от 26.04.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-002680-72 Дело № 2а-3826/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Вешняковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 26 апреля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Коморникова Вадима Сергеевича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания,

установил:

Коморников В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании действий незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания, указывая в его обоснование, что ответчиком в нарушение установленного порядка и предусмотренных законом требований незаконно были изъяты и переданы на склад хранения вещей электронные письма, адресованные истцу. Находя требования ответчика незаконными, просит взыскать в свою пользу компенсацию в размере 100 000 руб.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН по Республике Коми.

Административный истец, будучи извещенный о времени и месте рассмотрения дела, личного участия в судебном заседании не принимал, в судебном заседании 06.04.2022 просил рассмотреть дело без его участия.

Административные ответчики, извещенные надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ и установленные по результатам их оценки обстоятельства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми является колонией строгого режима.

Согласно установленным обстоятельствам до ** ** ** осужденным в исправительном учреждении предоставлялась возможность осуществления переписки посредством отправления электронных писем. С ** ** ** административному истцу возможность пользоваться данной услугой приостановлена.

По результатам оценки представленных доказательств установлено, что в связи с указанными ограничениями поступившие на имя административного истца «электронные письма» на основании представленных в материалы дела копий квитанций переданы на склад и приобщены к личным вещам осужденного.

Указанные обстоятельства явились поводом обращения административного истца в суд с настоящим иском.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).

Согласно положениям статей 73, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.

В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Данные письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения (часть 1).

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с генеральной прокуратурой РФ (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 54 Правил внутреннего распорядка, утвержденных Приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения из количества. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.

Письма отпускаются в почтовые ящики или передаются администрации исправительного учреждения в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре (пункт 55). Отправление почтовых карточек, телеграмм производится путем заполнения осужденными бланков установленной формы, получаемых у администрации исправительного учреждения (пункт 56).

Пунктом 17 Правил внутреннего распорядка определено, что осужденным запрещается нарушать порядок переписки, установленный Правилами и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 58 получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, не более семи рабочих дней.

Распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года, целью которой является обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, гуманизация условий отбывания наказания и мер пресечения; исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

До утверждения названной Концепции Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р ранее была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2020 года.

Указанием врио начальника УФСИН по Республике Коми от 28.01.2018 № исх-15-3619 во исполнение реализации положений Концепции до 2020 года было поручено обеспечить в учреждениях УФСИН по Республике Коми предоставление осужденным услуги «электронное письмо» предоставлять осужденным, содержащимся в обычных и облегченных условиях отбывания наказания исправительных колоний общего, строгого и особого видов режима, и в колониях-поселениях, в целях стимулирования их правопослушного поведения.

В связи с установлением случае предоставления услуги «электронное письмо» осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания, 26.04.2021 начальником УФСИН по Республике Коми № исх-12/ТО/15-9620 в адрес начальников исправительных учреждений УФСИН по Республике Коми направлено указание о прекращении с 01.05.2021 практики предоставления осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях отбывания наказания, услуги «электронное письмо» с обязательным разъяснением осужденным порядка предоставления данной услуги, с рекомендациями изменения поведения в лучшую сторону, для возможности перевода из строгих условий в обычные условия отбывания наказания, где появится возможность в полном объеме пользоваться телекоммуникационными услугами.

Согласно представленным доказательствам, 30.04.2021 в рамках осуществления воспитательной работы с осужденным Коморниковым В.С. проведена беседа с разъяснением порядка предоставления услуги «электронное письмо». В ходе беседы до осужденного доведена информация о том, что услуга «электронное письмо» для осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, предоставляться с 01.05.2021 не будет.

Оценивая правомерность ограничения административному истцу предоставления услуги «электронное письмо» в рамках реализации им предусмотренного статьей 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ права на переписку, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, руководствуясь тем, что нарушений требований законодательства в части гарантированных законом прав при отбывании Коморниковым В.С. не допущено.

Гарантируя лицам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях, право на осуществление переписки, закон, закрепляя возможность направления ими писем, почтовых карточек и телеграмм, возможность реализации данного права путем отправления электронных писем прямо не устанавливает. Порядок получения и отправления электронных писем осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, уголовно-исполнительным законодательством и организационно-распорядительными документами Минюста России и ФСИН России не регламентирован. Соответствующих норм, обязывающих исправительное учреждение обеспечивать ведение осужденными электронной переписки, действующее законодательство не содержит. Указанные вопросы находятся в компетенции ФСИН России и ее территориальных органов.

Такая возможность предоставлена осужденным, исходя из условий ее предоставления, как мера воспитательного воздействия, с тем, чтобы способствовать их исправлению.

Отбывая наказание в строгих условиях отбывания наказания, истец ограничен в пользовании услугой отправки электронных писем.

В силу установленного порядка ограничение на получение и отправление электронных писем осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания, принято в целях стимулирования их правопослушного поведения, носит временный характер и направлено на обеспечение их стремления к переводу из строгих условий наказания в обычные условия, где в качестве поощрительной меры осужденным предоставляется возможность пользоваться в полном объеме телекоммуникационными услугами, имеющимися в учреждении, что согласуется с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства, одним из принципов которого выступает исправление осужденных.

Суду не представлено доказательств ограничения прав истца, гарантированных ему статьей 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, учитывая, что в силу установленного порядка предоставление услуги «электронных писем» не является безусловным, как дополнительная услуга названная услуга по сути является мерой стимулирующего характера с целью исправления осужденных, с учетом их поведения при отбытии наказания.

Принимая решение по делу, суд исходит из того, что право истца на осуществление переписки путем направления писем, почтовых карточек и телеграмм, что прямо регламентировано в статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, при отбытии им наказания установленным способом не ограничено, доказательств обратного суду не представлено и судом не установлено.

Доводы истца с указанием о нарушении его прав и законных интересов в результате прекращения переписки своего подтверждения не нашли.

Ограничение на отправление и получение электронных писем осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания, вопреки утверждениям административного истца, не может свидетельствовать о дискриминационном характере данного ограничения, поскольку на законодательном уровне, о чем указано выше, порядок получения и отправления электронных писем не регламентирован, не является обязательным и не носит безусловный характер. Предоставление указанной услуги является мерой поощрения.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 09.06.2005 № 248-0, статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В своих актах Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20.03.2008 №162-О-О и от 23.03.2010 №369-О-О). Установленный нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ специальный порядок ведения переписки осужденными к лишению свободы является неотъемлемой частью данного комплекса ограничений.

В этой связи, при совокупности фактических обстоятельств и требований законодательства, на основании изложенных выводов суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем считает необходимым исковые требования Коморникова В.С. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в результате необеспечения его прав на отправку и получение электронных писем, оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Коморникова Вадима Сергеевича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания, в результате необеспечения прав на отправку и получение электронных писем, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий Н.Н. Прилепова

Мотивированное решение составлено 04 мая 2022 года