ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3828/2021 от 22.12.2021 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-3828/2021

22RS0011-02-2021-002961-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Копыловой Е.М.,

при секретаре Редькиной М.Н..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рубцовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации к ФИО1, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 10 УФСИН России по Алтайскому краю, начальнику Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 10 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2, заместителю начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 10 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО3 о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Рубцовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым, уточненным административным исковым заявлением к ФИО1, ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по АК. В обоснование требований указал, что ФИО1 отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК - 10 УФСИН России по Алтайскому краю за совершение ряда особо тяжких преступлений. Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №242-ФЗ) определяет цели, принципы и виды государственной геномной регистрации в Российской Федерации, а также устанавливает основные требования к проведению государственной геномной регистрации, хранению и использованию геномной информации. В соответствии со ст.6 Федерального закона №242-ФЗ в Российской Федерации предусмотрено проведение добровольной государственной геномной регистрации и обязательной государственной геномной регистрации. В силу ч.1 ст.7 Федерального закона №242-ФЗ обязательной государственной геномной регистрации подлежат: лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий. Согласно ст.9 Федерального закона № 242-ФЗ обязательная государственная геномная регистрация лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 Федерального закона № 242-ФЗ, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.Статья 13 Федерального закона № 242-ФЗ закрепляет, что получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется от лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 242-ФЗ учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 № 828 утверждено Положение о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы (далее Постановление № 828), которое вступило в действие 27.10.2011. В соответствии с п.3 Постановления № 828 основанием для проведения обязательной государственной геномной регистрации является вступивший в законную силу приговор суда, на основании которого физическое лицо признано виновным в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и направлено для отбывания наказания в учреждение, исполняющее уголовные наказания. Руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, обеспечивает: определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации; получение биологического материала (п.6 Постановления №828). ФИО1 осужден по <данные изъяты> УК РФ к *** лишения свободы, то есть является лицом, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в связи с чем подлежит геномной регистрации на основании п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона № 242-ФЗ. Обязанность по прохождению государственной геномной регистрации ответчиками не исполнена. ФИО1 категорически отказывается от прохождения государственной геномной регистрации, что подтверждается информацией ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю. ФКУ ИК-10 УФСИН России по АК не принимает мер к получению биологического материала ФИО1 для проведения государственной геномной регистрации. Обращение прокурора в суд с данным иском обусловлено тем, что непрохождение ответчиком государственной геномной регистрации, уменьшает шансы на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также выявление и установление лиц, их совершивших; розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации; установление личности человека, чей труп не опознан иными способами; установление родственных отношений разыскиваемых (устанавливаемых) лиц. Административный истец просил обязать ФИО1 в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу пройти государственную геномную регистрацию, обязать ФКУ ИК – 10 УФСИН России по Алтайскому краю в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу получить биологический материал ФИО1 для проведения государственной геномной регистрации.

Помощник Рубцовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях уточненные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, так как согласно акту осужденный ФИО1 отказался от участия в судебном заседании путем видеоконференц-связи, извещен надлежаще.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК – 10 УФСИН России по Алтайскому краю действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что с доводами, заявленными в административном исковом заявлении не согласна в части понуждения ИК-10 получить биологический материал ФИО1 для проведения государственной геномной регистрации. За период отбывания наказания в ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по АК осужденному ФИО1 сотрудниками администрации неоднократно разъяснялась его обязанность прохождения обязательной геномной регистрации и предлагалось произвести сдачу биологического материала, однако осужденный категорически отказывался от порождения обязательной геномной регистрации, о чем в учреждении составлялись соответствующие акты, что являлось причиной по которой, сотрудниками учреждения не произведен до сих пор отбор биологического материала. Какие-либо сроки отбора биологического материала не установлены. Просила в удовлетворении исковых требований в части понуждения ИК-10 получить биологический материал ФИО1 для проведения государственной геномной регистрации отказать, в части обязания ФИО1 пройти обязательную геномною регистрацию удовлетворить.

Административные ответчики начальник ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по АК ФИО2, заместитель начальника ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по АК ФИО3 в судебном заседании отсутствовали, надлежаще извещены.

С учетом положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы административного дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.1.ст.1 Федерального закона 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», государственная геномная регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации.

Согласно ст.2 Федерального закона 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» в Российской Федерации государственная геномная регистрация проводится в целях идентификации личности человека.

В соответствии со ст.3 Федерального закона 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», государственная геномная регистрация проводится с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности. Проведение государственной геномной регистрации не должно представлять опасность для жизни и здоровья человека, унижать его честь и достоинство. В ст.6 указано, что в соответствии с настоящим Федеральным законом в Российской Федерации проводятся добровольная государственная геномная регистрация и обязательная государственная геномная регистрация.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 и пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, подлежат обязательной государственной геномной регистрации. Обязательная государственная геномная регистрация указанных лиц проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.

Согласно п.2 ч.1 ст.13 названного Федерального закона получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется от лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, - учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы.

Во исполнение указанного Федерального закона Положением о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. N 828 (далее Положение), установлен порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации. Согласно которому в проведении обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, в пределах своих полномочий участвуют учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы (п.2 Положения).

Учреждения, исполняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях получения геномной информации (п. 5 Положения).

Руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, обеспечивает: определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации; получение биологического материала; направление обращения о проведении обязательной геномной регистрации и биологического материала в соответствующее экспертное подразделение согласно схеме закрепления экспертных подразделений территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации за учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, которая утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации (п. 6 Положения).

Таким образом, исходя из содержания указанных норм, непосредственно на администрацию исправительного учреждения законом возложена обязанность по проведению обязательной государственной геномной регистрации лиц, в том числе по получению биологического материала осужденных и последующему направлению его на исследование в целях получения геномной информации.

Согласно ст.17 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314 Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а так же предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно – исполнительной системы.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю за совершение, в том числе, особо тяжких преступлений.

Согласно сведениям ГУ МВД РФ по Алтайскому краю от 15.07.2021 биологический материал ФИО1 ранее не направлялся для постановки в федеральную базу данных геномной информации.

В личном деле ФИО1 также информация о прохождении им геномной регистрации отсутствует.

Согласно представленным материалам, сотрудниками ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по АК ФИО1 неоднократно предлагалось сдать биологический материал для прохождения обязательной государственной геномной регистрации, от прохождения которой он неоднократно отказался.

Федеральным законом № 242-ФЗ от 03.12.2008 «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» возложена обязанность получения биологического материала от осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и направлении его на исследование в целях получения геномной информации, именно на учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы.

Законом для реализации установленных обязанностей учреждения наделяются соответствующими правами.

Так, в статье 14 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 устанавливается исчерпывающий перечень прав учреждений, исполняющих наказания. В перечне прав учреждений, исполняющих наказания, предоставляются в том числе права:

осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;

требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;

применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;

применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, и другие.

Права и обязанности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, реализуются сотрудниками этих учреждений в пределах их должностной компетенции.

Федеральным законом «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» № 242-ФЗ предусмотрена обязанность учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, проводить государственную геномную регистрацию лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение определенной категории преступлений, основанием для проведения которой является вступивший в законную силу приговор суда, на основании которого физическое лицо признанно виновным в совершении преступления и направлено для отбывания наказания в учреждение, исполняющее уголовные наказания, в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы». С учетом изложенного, обязанность по проведению государственной геномной регистрации осужденных является безусловной.

Как указано представителем административного ответчика ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по АК с 28.10.2020, то есть более 1 года, в течение которого государственная геномная регистрация ФИО1 не проведена.

Довод представителя административного ответчика о том, что сроки отбора биологического материала у осужденного не установлены, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку доказательств того, что административным ответчиком ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю были совершены все предусмотренные законом действия и применены все возможные меры для исполнения возложенной на него обязанности по проведению обязательной государственной геномной регистрации в отношении ФИО1, суду не предоставлено, как не представлено и доказательств того, что имели место уважительные причины для неисполнения данной обязанности. Представленные суду акты, рапорты и докладные записки, подтверждающие отказ осужденного от отбора у него биоматериала, не могут расцениваться как исполнение административным ответчиком ФКУ ИК -10 УФСИН России по Алтайскому краю указанной обязанности и не являются уважительными причинами ее неисполнения.

Таким образом, учитывая безусловно возложенную обязанность на учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, по получению биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, указанных в п.1 ч.1 ст. 7 ФЗ № 242-ФЗ, с последующим направлением его на исследование в целях получения геномной информации, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению, в части возложения обязанности на ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю получить биологический материал ФИО1 для проведения государственной геномной регистрации.

Оснований для возложения на ФИО1 обязанности пройти государственную геномную регистрацию суд не усматривает, поскольку из буквального толкования закона следует, что осужденные не обязаны пройти государственную геномную регистрацию, а подлежат государственной геномной регистрации, обязанность проведения которой законом возложена на учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, сотрудники которых имеют право в целях исполнения данной обязанности требовать от указанных осужденных исполнения их законных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Рубцовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 10 УФСИН России по Алтайскому краю получить биологический материал ФИО1, для проведения обязательной государственной геномной регистрации.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Копылова

Мотивированный текст решения изготовлен 13.01.2022.