2а-382/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года г. Спасск-Рязанский
Спасский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Линевой Ю.А.,
при секретаре Суворовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению территориальной избирательной комиссии Спасского района Рязанской области об отмене регистрации кандидата в депутаты в Совет депутатов муниципального образования - Гавриловского сельского поселения Спасского муниципального района Рязанской области по многомандатному избирательному округу №1 ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Территориальная избирательная комиссия Спасского района Рязанской области обратилась в суд с иском к ФИО1 об отмене его регистрации кандидата в депутаты в Совет депутатов МО - Гавриловского сельского поселения Спасского муниципального района Рязанской области по многомандатному избирательному округу №1, в обоснование исковых требований указав, что ТИК Спасского района Рязанской области своим решением № 73/392 от 02.08.2018, зарегистрировала кандидатом в депутаты Совета депутатов Гавриловского сельского поселения по многомандатному избирательному округу № 1 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес места жительства - Рязанская область, г. Рязань.
В своем заявлении о выдвижении кандидат указал, что не будет финансировать свою избирательную кампанию.
20 августа 2018 года в адрес ТИК Спасского района поступило заявление от председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка №645 ФИО3, в котором она просила проверить законность выпуска агитационного печатного материала кандидатом в депутаты Совета депутатов Гавриловского сельского поселения по многомандатному избирательному округу №1 ФИО1 Согласно информации, изложенной в данном агитационном печатном материале, данный материал напечатан в количестве 100 экземпляров у ИП ФИО4, оплачен из избирательного фонда кандидата ФИО1, дата печати 30.07.2018.
Выпуск агитационного печатного издания (100 экземпляров) не был оплачен из средств избирательного фонда кандидата ФИО1, что следует из его заявления о выдвижении кандидата, в котором он указал, что не будет финансировать свою избирательную кампанию, то есть не будет создавать избирательный фонд.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закона) применяемые термины и понятия означают: 1) агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.
На основании ст. 48 Закона граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признается распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться, в том числе посредством выпуска и распространения печатных и других агитационных материалов.
Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, в установленном законом порядке.
Согласно ст. 54 Закона кандидаты вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда.
Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные настоящей статьей, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований Закона.
В соответствии со ст. 58 Закона Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Избирательный фонд кандидатом ФИО1 создан не был. Таким образом, на изготовление агитационного печатного материала он потратил собственные денежные средства, которые составили сумму более 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Данное обстоятельство влечет за собой отмену регистрации кандидата ФИО1, так как кандидат использовал в целях достижения определенного результата на выборах денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом (подпункт "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Регистрируя кандидата ФИО1 кандидатом в депутаты Совета депутатов Гавриловского сельского поселения по многомандатному избирательному округу №1 территориальная избирательная комиссия Спасского района Рязанской области не имела информации о том, что кандидат будет выпускать агитационный печатный материал, оплаченный денежными средствами помимо средств собственного избирательного фонда.
В соответствии с пп. б п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в связи с установлением факта использования в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда.
На основании изложенного, административный истец просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов Гавриловского сельского поселения Спасского муниципального района Рязанской области по многомандатному избирательному округу №1, выдвинутого в порядке самовыдвижения, ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить, при этом пояснил, что поскольку избирательный фонд кандидатом ФИО1 не создавался, он не имел права расходовать денежные средства на свою агитацию. При этом расчет 5% от предельного расходования денежных средств помимо средств избирательного фонда они рассчитывают от нулевого баланса избирательного фонда ФИО1
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против заявленных административных истцом требований, просил суд в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании в заключении помощник прокурора Спасского района Рязанской области Паринский М.А. полагал, что достаточных правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов (подпункт "б").
Пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Согласно пункту 5 статьи 58 этого же закона избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц.
Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов (пункт 10 статьи 58 Федерального закона).
В соответствии с ч.3 ст.55 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 63-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области» предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата составляет 2 миллиона рублей.
В силу пункта 11 статьи 58 Федерального закона все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Порядок создания избирательных фондов кандидатами в депутаты определяется статьей 55 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 63-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области».
Согласно ст.58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Аналогичные положения содержит часть 1 статьи 55 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 63-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области».
В соответствии со ст.79 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 63-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области» ответственность за нарушение законодательства о выборах депутатов представительного органа муниципального образования устанавливается федеральными законами.
Судом установлено, что Решением депутатов муниципального образования – Гавриловское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области №13/9 от 18.06.2018 назначены выборы депутатов Совета депутатов МО - Гавриловское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области на 09.09.2018.
Постановлением Избирательной комиссии Рязанской области №210/2177-5 от 15.12.2015 сформирована территориальная избирательная комиссия Спасского района.
Постановлением Избирательной комиссии Рязанской области N 41/263 от 04.09.2008 полномочия Избирательной комиссии МО - Гавриловское сельское поселение по выборам в Совет депутатов МО - Гавриловского сельского поселения Спасского муниципального района Рязанской области по многомандатному избирательному округу №1 возложены на территориальную избирательную комиссию Спасского района, что подтверждено представленными решениями.
19 июля 2018 года в территориальную избирательную комиссию Спасского района поступило заявление ФИО1 о его регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Гавриловского сельского поселения по многомандатному избирательному округу №1.
Решением территориальной избирательной комиссии Спасского района Рязанской области №73/392 от 02.08.2018 ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Гавриловского сельского поселения по многомандатному избирательному округу №1.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя административного истца ФИО2, заявлением ФИО1 от 19.07.2018 о регистрации в качестве кандидата, решением территориальной избирательной комиссии Спасского района Рязанской области №73/392 от 02.08.2018 и не оспаривалось административным ответчиком ФИО1
Из материалов дела следует, что при подаче заявления о регистрации в качестве кандидата в депутаты, ФИО1 уведомил территориальную избирательную комиссию Спасского района, что не будет финансировать свою избирательную кампанию, что подтверждается его подписью в заявлении и не оспаривалось им в судебном заседании.
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что 30.07.2018 по заказу кандидата в депутаты ФИО1 ИП ФИО5 было изготовлено печатное издание в количестве 100 экземпляров стоимостью 300 рублей, что подтверждается сведениями, представленными в территориальную избирательную комиссию Спасского района ИП ФИО5, печатным изданием и не оспорено в судебном заседании административным ответчиком.
При этом, в печатном издании указано, что тираж в 100 экземпляров оплачен из средств избирательного фонда кандидата в депутаты ФИО1
Выдвигая требования об отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО1, административный истец ссылался на то обстоятельство, что избирательный фонд ФИО1 не создавался, финансирование своей избирательной кампании не производилось, в связи с чем, на изготовление агитационного печатного материала ФИО1 потратил собственные денежные средства, которые составили сумму более 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно подпункта "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.
Таким образом, закон допускает использование кандидатом, помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств при условии, что это составит не более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Между тем, административным истцом бесспорных доказательств факта использования ФИО1 в целях достижения определенного результата на выборах в депутаты Совета депутатов Гавриловского сельского поселения денежных средств помимо средств избирательного фонда с превышением 5% от предельного размера расходования избирательного фонда, установленного законом в размере 2 миллиона рублей, не представлено.
Доводы административного истца о том, что регистрация ФИО1 кандидатом в депутаты подлежит отмене, поскольку им избирательный фонд не создавался и составляет нулевой баланс, в связи с чем, затраченные им денежные средства превысили 5% от предельного расходования денежных средств помимо средств избирательного фонда, несостоятельны, так как указанное обстоятельство не предусмотрено в качестве основания для отмены регистрации кандидата в депутаты по п.п. «б» п.7 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Ссылка административного истца на то обстоятельство, что в случае не создания кандидатом избирательного фонда, он имеет право затратить свои личные денежные средства не более 5% от пяти тысяч рублей, основаны не неправильном толковании норм избирательного права и противоречат установленным судом фактическим обстоятельствам дела, поскольку отмена регистрации кандидата в депутаты возможна лишь в случае расходования денежных средств более 5% помимо собственного избирательного фонда, тогда как судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании сторонами, что избирательный фонд ФИО1 не создавался.
При таких обстоятельствах, в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения доводы административного истца о нарушении ФИО1 п.п. "б" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые могли бы повлечь отмену его регистрации кандидата, в связи с чем, с учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца об отмене регистрации кандидата в депутаты Гавриловского сельского поселения Спасского района Рязанской области по многомандатному избирательному округу №1 ФИО1.
Административным истцом процессуальный срок, установленный для обращения в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты, не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.46, 157, 175-180, 227, 293, 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований территориальной избирательной комиссии Спасского района Рязанской области об отмене регистрации кандидата в депутаты в Совет депутатов муниципального образования - Гавриловского сельского поселения Спасского муниципального района Рязанской области по многомандатному избирательному округу № 1 ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд Рязанской области в течение пяти дней со дня вынесения решения.
Судья Ю.А. Линева