ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-382/19 от 01.08.2019 Ивановского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0009-01-2019-000687/13

Дело №2а-382/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ивановка «01» августа 2019 г.

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Баженовой Е.В.

при секретаре Ермохиной Л.Н.

с участием представителя административного истца - Муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение», директора ФИО1,

представителя заинтересованного лица – помощника прокурора Ивановского района Амурской области Лисиной Инны Александровны,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Ивановка административное дело № 2а-382/2019 по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение» к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговое объединение» в лице директора ФИО1 обратилось в Ивановский районный суд Амурской области с указанным административным исковым заявлением, обосновывая его тем, что на основании материалов исполнительного производства от 11.02.2019г. № 50083/19/28009-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительного листа № ФС № 007524135, выданного Ивановским районным судом по делу № 2а-546/2018 от 24.01.2019г., решение по которому вступило в законную силу 10.01.2019 г., на Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговое объединение» (далее МБУК КДО), возложена обязанность в срок до 01 апреля 2019 года устранить нарушения требований пожарной безопасности: в здании МБУК КДО, расположенном по адресу: <...>, провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых элементов сценической коробки, установить систему эвакуационного освещения, установить систему дымоудаления в зрительном зале; в здании филиала № 1 МБУК КДО, расположенном по адресу: <...>, провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых элементов стропильной системы кровли, установить систему эвакуационного освещения, провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых элементов сценической коробки, шторы, драпировки, установить систему дымоудаления в зрительном зале; в здании филиала № 2 МБУК КДО, расположенном по адресу: <...>, провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) кровли; на первом этаже здания установить систему эвакуационного освещения. Решение суда до настоящего времени не исполнено по следующим причинам. При утверждении бюджета на 2018 год работы по проверке состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых элементов стропильной системы кровли; установке системы эвакуационного освещения; по проверке состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых элементов сценической коробки, штор, драпировки; установке системы дымоудаления в зрительном зале, в зданиях, находящихся в оперативном управлении МБУК КДО не были предусмотрены, соответственно в бюджете лимиты по указанной статье отсутствовали. При принятии бюджета на 2019 год из-за дефицита денежных средств на выполнение вышеуказанных работ лимитов нет. Вместе с тем, договоры и сметы на выполнение работ составлены, необходимо изыскать дополнительно 508 641,47 рублей. Работы по установке системы дымоудаления в двух зрительных залах в эту сумму не включены, так как заключен договор на изготовление проектно-сметной документации системы вытяжной противодымной вентиляции и удаления продуктов горения при пожаре. На сегодняшний день частично выполнены, но не оплачены следующие работы: установлена система эвакуационного освещения в здании МБУК КДО в с.Березовка, в здании филиала № 1 МБУК КДО в с.Петропавловка, и в здании филиала № 2 МБУК КДО в с.Семиозерка. 11.06.2019 года была произведена огнезащитная обработка (пропитка) сгораемых элементов стропильной системы кровли в здании филиала № 1 МБУК КДО в с.Петропавловка и в здании филиала № 2 МБУК КДО в с. Семиозерка. В настоящее время в здании филиала № 2 МБУК КДО, расположенном по адресу: <...> работы выполнены в полном объеме: проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) кровли, на первом этаже здания установлена система эвакуационного освещения. Вместе с тем в установленный срок данное решение не может быть исполнено полностью в связи с тем, что в бюджете на 2019 и плановый период 2020-2021 годов утвержденном решением Березовского сельского Совета народных депутатов 21.12.2018 № 267 отсутствуют финансовые средства. Бюджет Березовского сельсовета является дефицитным. Администрация Березовского сельсовета обращалась с письмом от 04.06.2019 г. № 290 к главе Ивановского района об оказании финансовой помощи, о выделении денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности в МБУК КДО с.Березовка, но был получен отрицательный ответ в связи с тем, что в бюджете района не предусмотрены и нет финансовых средств на вышеуказанные цели. На сегодняшний день исполнить судебное решение от 20.12.2018 г. по делу № 2а-546/2018 не представляется возможным. Необходимо выполнить остальные виды работ: в здании МБУК КДО, расположенном по адресу: <...> провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых элементов сценической коробки, установить систему дымоудаления в зрительном зале; в здании филиала № 1 МБУК КДО, расположенном по адресу: <...>, провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых элементов сценической коробки, штор, драпировки; установить систему дымоудаления в зрительном зале. Из вышеприведенного следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, и вина МБУК КДО как должника в исполнительном производстве, - отсутствует. При таких обстоятельствах взыскание с МБУК КДО исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, нельзя признать обоснованным. Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50 000 рублей является значительной суммой для МБУК КДО. Считают, что МБУК КДО должно быть освобождено от исполнительского сбора, так как просрочка исполнения судебного решения возникла по независящим от него обстоятельствам.

На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст. 112, 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об исполнительном производстве», ст.ст. 19, 124, 127, 218, 219, 226, 227, ч.2 ст.358, ч. 3 ст. 363 КАС РФ, просят суд освободить Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно - досуговое объединение» от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району от 18.07.2019 г. по исполнительному производству от 11.02.2019 г. № 50083/19 28009-ИП.

В судебном заседании представитель административного истца - Муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение», директор ФИО1 пояснила, что настаивает на удовлетворении административного искового заявления и просит суд освободить МБУК КДО от обязанности по уплате исполнительского сбора, в виду того, что они принимали все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, но из-за отсутствия необходимых денежных средств исполнить своевременно решение суда не представилось возможным. Для того, чтобы исполнить решение суда в установленные сроки, они вышли на организацию ООО «Компания СТЭЛС», заключили с ними договора, последние сделали смету, освещение во всех трёх домах культуры, огнезащитную пропитку. По зданию филиала № 2 МБУК КДО, расположенного по адресу: <...>, решение суда исполнено полностью. В здании МБУК КДО, расположенном по адресу: <...> осталось сделать пропитку сценической коробки, а в здании филиала № 1 МБУК КДО, расположенном по адресу: <...> пропитать занавес, кулисы в зрительном зале и сценическую коробку. В обоих домах культуры осталось сделать вытяжку – систему дымоудаления. Все выполненные работы были сделаны в долг, так как денег в бюджете нет. В настоящее время они ищут спонсоров, чтобы оплатить выполненные работы на сумму 255 000 руб., после чего подрядчик готов приступить к выполнению оставшихся работ, так как договора заключены, сметы есть. На выполнение оставшейся части работ необходимо примерно 90 000 руб. на составление проектно-сметной документации, и в пределах 200 000 руб. на установку системы дымоудаления. Она неоднократно обращалась к главе Березовского сельсовета Ивановского района Амурской области ФИО2 с просьбой выделить денежные средства на исполнение исполнительного документа, но из-за отсутствия в бюджете денежных средств на данные мероприятия получала отказы, хотя глава Березовского сельсовета пообещал заложить в бюджет на 2020 г. необходимые денежные средства. Кроме того, они на платных услугах заработали около 100 000 руб. и хотят обратиться к начальнику финансового управления администрации Ивановского района ФИО3, по его выходу их отпуска, с просьбой разрешить им использовать данные денежные средства на оплату уже выполненных работ.

В ходе судебного заседания, представитель заинтересованного лица – помощник прокурора Ивановского района Амурской области Лисина И.А., указала, что установлено, что должником принимались все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, частично решение суда уже исполнено, в связи с чем, руководствуясь п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», не возражает против удовлетворения заявленных требований и освобождении административного истца от обязанности уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству от 11.02.2019 г. № 50083/19/28009-ИП.

В отзыве на административное исковое заявление начальник ОНД и ПР по Ивановскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Амурской области ФИО4, указал, что для устранения в зданиях: МБУК КДО, по адресу: <...> и филиала № 1 МБУК КДО, по адресу: <...> выявленных нарушений норм и требований пожарной безопасности необходимы крупные финансовые средства. В связи с дефицитом бюджета Березовского сельсовета Ивановского района Амурской области, ОНД и ПР по Ивановскому району считает возможным освободить Березовский сельсовет от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., чтобы данные средства были использованы для устранения выявленных нарушений норм и требований пожарной безопасности в зданиях клубов Березовского сельсовета.

Дело, с учетом мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, рассмотрено судом, в силу ч.2 ст.150 КАС РФ, в отсутствии надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания: представителя административного ответчика - ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области, в поступившем письменном заявлении начальник отдела ФИО5 просила рассмотреть заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора без их участия; и заинтересованных лиц: ОНД и ПР по Ивановскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области, судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области ФИО6, просивших о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, изучив материалы настоящего административного дела, материалы административного дела № 2а-546/2018г., материалы исполнительного производства №50083/19/28009-ИП, выслушав пояснения административного истца и представителя прокуратуры Ивановского района, принимая во внимание мнение заинтересованного лица – ОНД и ПР по Ивановскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области, приходит к следующим выводам.

В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 ст.30 указанного Закона установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве»).

Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст.105 указанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Как следует из материалов дела, решением Ивановского районного суда Амурской области от 20 декабря 2018 года по административному делу № 2а-546/2018 г. (по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ивановского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Культурно-досуговое объединение» о признании бездействия, выразившегося в несоблюдении требования пожарной безопасности, - незаконным, и обязании устранить допущенное нарушение, бездействие Муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение», выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в зданиях, расположенных по адресу: Амурская область, Ивановский район: <...>; <...>; <...>, - признано незаконным. На Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговое объединение» возложена обязанность в срок до 01 апреля 2019 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности: в здании МБУК КДО, расположенном по адресу: <...>, провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых элементов сценической коробки, установить систему эвакуационного освещения, установить систему дымоудаления в зрительном зале; в здании филиала № 1 МБУК КДО, расположенном по адресу: <...>, провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых элементов стропильной системы кровли, установить систему эвакуационного освещения, провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых элементов сценической коробки, шторы, драпировки, установить систему дымоудаления в зрительном зале; в здании филиала № 2 МБУК КДО, расположенном по адресу: <...>, провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) кровли; на первом этаже здания установить систему эвакуационного освещения.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось и 10 января 2019 г. вступило в законную силу.

Исполнительный лист № 2а-546/2018 (серия ФС № 007524135) от 20.12.2018 года был выдан в отношении должника МБУК «Культурно – досуговое объединение» – 24.01.2019 года и направлен на имя прокурора Ивановского района – 28.01.2019 года.

30 января 2019 года прокуратурой Ивановского района исполнительный лист № 2а-546/2018 от 20.12.2018 года был направлен на принудительное исполнение в адрес ОСП по Ивановскому району, куда поступил 07.02.2019 г. (вх.№ 50013/19/280009).

11 февраля 2019 года на основании данного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области ФИО7 возбуждено исполнительное производство № 50083/19/28009-ИП.

Из указанного постановления следует, что должнику – МБУК «Культурно-досуговое объединение» установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Требованием судебного пристава – исполнителя от 13.02.2019 года, должник – МБУК «Культурно-досуговое объединение» уведомлен о необходимости в срок до 01.04.2019 года исполнить решение суда, и не позднее 02.04.2019 г. предоставить в отдел судебных приставов по Ивановскому району документы, подтверждающие исполнение решения суда.

Определением Ивановского районного суда Амурской области от 28 марта 2019 года МБУК «Культурно-досуговое объединение» предоставлена отсрочка исполнения решения Ивановского районного суда Амурской области от 20 декабря 2018 года по административному делу № 2а-546/2018 г. до 01.07.2019 года.

Определением Ивановского районного суда Амурской области от 28 июня 2019 года должнику - МБУК «Культурно-досуговое объединение», было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Ивановского районного суда Амурской области от 20 декабря 2018 года по административному делу № 2а-546/2018 г. до 30 июля 2020 года.

18 июля 2019 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области ФИО6 вынесено постановление о взыскании с должника - МБУК «Культурно-досуговое объединение», исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

В соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2).

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как установлено судом, решением Ивановского районного суда Амурской области от 20.12.2018 года по административному делу № 2а-546/2018 г. на МБУК КДО возложена обязанность в срок до 01 апреля 2019 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях МБУК КДО в с.Березовка, с.Петропавловка, с.Семиозерка (входящих в состав сельского поселения Березовский сельсовет Ивановского муниципального района).

Согласно постановлению главы Березовского сельсовета ФИО2 № 47 от 03.08.2011г. «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение», на основании п.14 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования Березовский сельсовет, в целях обеспечения деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение», создано муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговое объединение» со статусом юридического лица, директором назначена ФИО1, общее руководство и контроль за работой учреждения глава оставил за собой.

Частью 1 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Статьей 31 БК РФ устанавливается принцип самостоятельности бюджетов, который подразумевает, в том числе право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов…

В соответствии со ст.11 БК РФ местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Согласно ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В силу ч.5 ст.242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлены: обращение № 71 от 30.01.2019 г., № 89 от 22.07.2019 г. директора МБУК КДО ФИО1 на имя главы Березовского сельсовета ФИО2 о выделении денежных средств для устранения выявленных нарушений и исполнения решения суда, на которые были даны ответы за исх. № 94 от 06.02.2019 г. и № 370 от 23.07.2019 г. соответственно о том, что в связи с недостаточностью финансовых средств в бюджете на 2019 г., финансирование данных видов работ не предусмотрено; обращение главы администрации Березовского сельсовета ФИО2 № 290 от 04.06.2019 г. на имя главы администрации Ивановского района ФИО8 о выделении денежных средств в размере 850 000 руб. для устранения нарушений требований пожарной безопасности в МБУК КДО с.Березовка, в связи с отсутствием средств в бюджете., на которое был дан ответ о том, что в бюджете района не предусмотрены и нет финансовых средств на вышеуказанные цели.

В силу прямого предписания в законе, вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст.401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Ограниченность бюджетного финансирования и обязанность использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленные законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Несмотря на отсутствие необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, в доказательство принятия необходимых мер для исполнения судебного акта, административным истцом помимо вышеприведенных обращений представлены: локальные сметные расчеты № 1,2 от 25.01.2019 г., б/н; договоры подряда с ООО «Компания СТЭЛС»: № 001/19ОГ на выполнение монтажных работ от 25.01.2019 г., предметом которого является выполнение огнезащитной обработки сгораемых элементов кровли на зданиях филиала № 1 ДК с.Петропавловка, и филиала № 2 ДК с.Семиозерка; № 006/19П на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации от 25.01.2019 г., предметом которого является выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации систем вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре для помещения зрительного зала здания МБУК КДО с.Березовка и помещения зрительного зала здания филиала № 1 ДК с.Петропавловка; № 004/19 на выполнение монтажных работ от 25.01.2019 г., предметом которого является выполнение монтажа систем аварийного освещения на здании МБУК КДО с.Березовка, здании филиала № 1 ДК с.Петропавловка, здании филиала № 2 ДК с.Семиозерка; счета на оплату № 83, 84, 85 от 04.03.2019 г. соответственно: аванс за выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации системы вытяжной противодымовой вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре согласно договора подряда № 006/19П от 25.01.2019 г. на сумму 29 700 руб., за выполнение монтажа систем аварийного освещения согласно договора подряда № 004/19 от 25.01.2019 г. на сумму 29 060,60 руб., за выполнение огнезащитной обработки сгораемых элементов кровли согласно договора подряда № 001/19ОГ от 25.01.2019 г. на сумму 45 420,45 руб.; акт № 237 от 20 марта 2019 г. выполненных работ: монтажа систем аварийного освещения согласно договора подряда №004/19 от 25.01.2019 г.

Указанные документы, пояснения представителя должника, исполнение решения суда в части МБУК КДО расположенном в с.Семиозерка, Ивановского района по ул. Кирова, 32/2, а также установленные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины должника - МБУК «Культурно-досуговое объединение» в неисполнении решения суда в срок для добровольного исполнения, так как в данном случае административным истцом предприняты и предпринимаются все возможные меры для исполнения решения суда.

Учитывая изложенное, принцип справедливости, соразмерности, степень вины заявителя в неисполнении решения суда в срок, состояние бюджета администрации Березовского сельсовета, отсутствие в действиях административного истца виновного неисполнения в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора, суд находит подлежащим удовлетворению требование административного истца – МБУК «Культурно-досуговое объединение» об освобождении от взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области ФИО6 о взыскании исполнительского сбора № 28009/19/457917 от 18.07.2019 года в размере 50000 рублей по исполнительному производству №50082/19/28009–ИП, возбужденному в отношении МБУК «Культурно-досуговое объединение».

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу положения пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Таким образом, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании установленного и руководствуясь ст.ст.175 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение» к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, - удовлетворить.

Освободить Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговое объединение» от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области ФИО6 № 28009/19/457917 от 18.07.2019 года в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 50083/19/28009-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В.Баженова

В окончательной форме решение принято 05 августа 2019 г.