Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Адамовка 14 мая 2019 года
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Абдулова М.К.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой И.И.,
с участием административного истца помощника прокурора Адамовского района Сейткалиевой Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-382/2019 по административному иску прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Адамовского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, указав, что в ходе проверки соблюдения администрацией муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области законодательства о газоснабжении и муниципальной собственности установлено, что на территории МО Обильновский сельсовет находится объект повышенной опасности – внутрипоселковый газопровод низкого давления протяженностью 3323,30 м. Администрация МО Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области как заказчик строительства газопровода и правообладатель обязана иметь договор на техническое обслуживание газопроводов, находящихся на территории сельского поселения в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций. Однако право собственности на вышеуказанный газопровод административным ответчиком не оформлено и в реестре муниципального имущества МО Обильновский сельсовет не числится. Вместе с тем, организация газоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления.
В связи с указанными обстоятельствами просит признать незаконным бездействие администрации МО Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области по непринятию мер по постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – внутрипоселкового газопровода низкого давления протяженностью 3323,30 м, расположенного на территории п. Обильный Адамовского района и обязать административного ответчика в срок до 31.12.2019 года поставить на кадастровый учет, принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности вышеуказанный внутрипоселковый газопровод.
Определением от 29.04.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Газпромгазораспределение Оренбург».
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Адамовского района Сейткалиева Р.К. административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области в судебном заседании участия не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, также в письменном заявлении указал, что возражений относительно доводов и оснований административного иска не имеет.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица АО «Газпромгазораспределение Оренбург» в судебном заседании участия не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, также в заявлении указал, что поддерживает административные исковые требования. Однако считает, что данный газопровод бесхозяйным не является, поскольку имеется акт ввода газопровода в эксплуатацию, на основании которого возможна регистрация права и постановка данного объекта на кадастровый учет.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица АО «Газпромгазораспределение Оренбург».
Выслушав административного истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя данное право, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в ч. 1 ст. 4 и ст. 218 устанавливает, что заинтересованные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях предусмотренных законодательством.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами
В соответствии с п. 1 ст. 255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Пункт 8 и п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В силу п. 9.2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" одним из условий предоставления финансовой поддержки из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение граждан из ветхих, непригодных для проживания жилых домов, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры является наличие зарегистрированных прав собственности на все объекты электроэнергетики и (или) объекты коммунальной инфраструктуры, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, являются недвижимым имуществом, используются для производства и транспортировки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов), и находятся на территориях муниципальных образований, в которых предполагается реализация региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, либо наличия утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации графиков регистрации прав государственной или муниципальной собственности на указанные объекты с учетом необходимости завершения государственной регистрации таких прав не позднее 1 января 2016 года, включая сроки осуществления необходимых действий по государственной регистрации прав на указанные объекты, являющиеся бесхозяйным имуществом, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры после 1 января 2013 года.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории муниципального образования Обильновский сельсовет имеется объект недвижимого имущества – внутрипоселковый газопровод низкого давления протяженностью 3323,30 м.
Из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 22.11.2011 года следует, что заказчиком строительства на территории п.Обильный внутрипоселкового газопровода низкого давления протяженностью 3323,30 м, являлась администрация муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области.
Вместе с тем, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет данного объекта недвижимости, а также о государственной регистрации права собственности на него, администрация муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области в Управление Росреестра по Оренбургской области не обращалась, в реестре муниципальной собственности муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, данный объект недвижимости не состоит.
Каких-либо доказательств, опровергающих факт отсутствия регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на указанный внутрипоселковый газопровод низкого давления, административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, со стороны административного ответчика имеет место бездействие, которое выразилось в непринятии мер по постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – внутрипоселкового газопровода низкого давления. Данное бездействие ставит под угрозу нарушения прав жителей муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района и иных лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации, а также на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, определенных статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Кроме того, несовершение действий по государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект не позволяет надлежащим образом осуществлять его содержание.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Адамовского района Оренбургской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административный иск прокурора Адамовского района Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – внутрипоселкового газопровода низкого давления протяженностью 3323,30 м, расположенного на территории п. Обильный Адамовского района.
Обязать администрацию муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области в срок до 31.12.2019 года поставить на кадастровый учет, принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности внутрипоселковый газопровод низкого давления протяженностью 3323,30 м, расположенный на территории п. Обильный Адамовского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 16 мая 2019 года.
Председательствующий: М.К. Абдулов