ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-382/19 от 21.05.2019 Борзинского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-382/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2019 года г. Борзя

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Слепцова И.В., единолично

при секретаре судебного заседания Тюкавкиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю к Фонду по реконструкции православной церкви в селе Кондуй о ликвидации организации,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю обратилось в суд с иском к Фонду по реконструкции православной церкви в селе Кондуй, ссылаясь на то, что 13.02.2014 г. УФНС России по Забайкальскому краю на основании решения Управления Минюста России по Забайкальскому краю от 06.02.2014 г. (распоряжение №45-р) в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Фонда по реконструкции православной церкви в с. Кондуй за основным государственным регистрационным номером .

Регистрационные действия в проверенном периоде в отношении Фонда не осуществлялись.

Учредителями Фонда по реконструкции православной церкви в с. Кондуй являются: Совет муниципального района «Борзинский район», администрация сельского поселения «Кондуйское» муниципального района «Борзинский район».

Лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Фонда по реконструкции православной церкви в с. Кондуй -Еркович Б.Я..

В соответствии с распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю от 18.09.2018 г. №443-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица» проведена плановая документарная поверка соответствия деятельности Фонда по реконструкции православной церкви в с.Кондуй, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, за период с 14.02.2014 г. по 30.09.2018 г.

В ходе проведения проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю установлено, что Фондом неоднократно и грубо нарушены нормы законодательства Российской Федерации.

По результатам проверки сделан следующий вывод: в проверенном периоде деятельность Фонда по реконструкции православной церкви в селе Кондуй осуществлялась с нарушением пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ, пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 3 части 1, части 2 статьи 5 Федерального закона Федерального закона №307-ФЗ, подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ. Отдельные положения Устава Фонда не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Допущенные Фондом в проверенном периоде нарушения не могут быть устранены законным способом, в частности: невозможно провести заседания общего собрания в 2014 году, в 2015 году в первом полугодии 2016 года, в 2017 году, первом полугодии 2018 года; провести обязательный ежегодный аудит в 2014, 2015, 2016, 2017 годах; опубликовать отчеты об использовании имущества Фонда в установленном законом порядке (опубликование отчета за 2014 год в 2015 году, за 2015 год в 2016 году, за 2016 год в 2017 году).

Просит суд ликвидировать Фонд по реконструкции православной церкви в селе Кондуй, возложить обязанности по осуществлению ликвидации Фонда по реконструкции православной церкви в селе Кондуй на его учредителей (участников).

Определением суда от 24 апреля 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Совет муниципального района «Борзинский район» и Администрация сельского поселения «Кондуйское».

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю не явился, представителем Моисеевой А.В. предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на удовлетворении исковых требований настаивает.

В судебное заседание представитель административного ответчика Фонда по реконструкции православной церкви в селе Кондуй по доверенности Шкитова Т.В. не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.

В судебное заседание Совет муниципального района «Борзинский район» и Администрация сельского поселения «Кондуйское», уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей не направили.

Согласно ч. 4 ст. 263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям.

В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» вышеуказанного закона Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Судом установлено, что Фонд по реконструкции православной церкви в с.Кондуй зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, председателем правления фонда является Еркович Б.Я., Фонд действует на основании Устава.

В соответствии с распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю от 18.09.2018 г. №443-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица» проведена плановая документарная поверка соответствия деятельности Фонда по реконструкции православной церкви в с.Кондуй, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, за период с 14.02.2014 г. по 30.09.2018 г.

В ходе проверки установлено, что Фондом по реконструкции православной церкви в селе Кондуй неоднократно и грубо нарушены нормы законодательства Российской Федерации, а именно общее собрание учредителей в 2014 г., 2015 г., в первом полугодии 2016 г., в 2017 году, первом полугодии 2018 г. не проводились, в нарушение пункта 5.1 Устава Положение о попечительском совете не утверждалось, не проводился ежегодный аудит, отчеты об использовании своего имущества Фондом в проверяемом периоде не публиковались, устав Фонда содержит открытый перечень видов деятельности, а также предусмотрена реорганизация фонда, что является недопустимым. Кроме того, в уставе отсутствуют сведения об учредителях фонда.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих данное обстоятельство, напротив, представителем Шкитовой Т.В. заявлено согласие с заявленными требованиями.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю о ликвидации организации, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Согласно Уставу Фонда по реконструкции православной церкви в селе Кондуй учредителями Фонда являются Совет муниципального района «Борзинский район» и Администрация сельского поселения «Кондуйское».

Таким образом, в силу приведенных норм закона, суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность по осуществлению ликвидации Фонда по реконструкции православной церкви в селе Кондуй на его учредителей - Совет муниципального района «Борзинский район» и Администрацию сельского поселения «Кондуйское».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Фонд по реконструкции православной церкви в селе Кондуй, возложив обязанности по осуществлению ликвидации Фонда по реконструкции православной церкви в селе Кондуй на его учредителей - Совет муниципального района «Борзинский район» и Администрацию сельского поселения «Кондуйское».

Решение может быть обжаловано Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В.Слепцов