ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3830/2022 от 04.08.2022 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**/**/**** года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания Ду-Цзин-Хуа А.Г.,

с участием помощника прокурора Иркутского района Князева Д.С.,

представителя истца ФИО10,

представителей административного ответчика ....ной территориальной избирательной комиссии ФИО4, ФИО5,

представителя административного ответчика избирательного объединения Иркутского районного местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО6,

представителя заинтересованного лица Иркутского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО7,

заинтересованных лиц ФИО19, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иркутского регионального отделения Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, избирательному объединению Иркутское районное местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о признании незаконным и отмене решения Иркутской районной избирательной комиссии о заверении списка кандидатов

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Иркутское региональное отделение Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России обратилась в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, в котором просит: признать незаконным и отменить решение Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** «О заверении списка кандидатов по пятимандатному и десятимандатному избирательным округам, выдвинутых Иркутским районным местным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосовая **/**/****.

В обоснование заявленных административных требований Иркутское региональное отделение Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России указала, что решением Думы Ушаковского муниципального образования от **/**/**** были назначены выборы депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва на **/**/****.

Решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** был заверен список кандидатов по десятимандатному и пятимандатному избирательным округам, выдвинутых Иркутским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосования **/**/****.

Решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** был заверен список кандидатов по пятимандатному и десятимандатному избирательным округам, выдвинутых Иркутским районным местным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосования **/**/****.

Административный истец полагает, что Решение Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** принято с нарушением норм действующего избирательного законодательства и подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральным Законом № 67-ФЗ) избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.

Частью 1.1 указанной статьи предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

Частью 14.1 статьи 35 Федерального Закона № 67-ФЗ указанно, что в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 Федерального Закона № 67-ФЗ, представляет в организующую выборы избирательную комиссию в том числе

- список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат.

Законом Иркутской области от 11.11.2011 № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области № 116-03) предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

Частью 1 статьи 52 Закона Иркутской области № 116-03 предусмотрено, что при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе по одномандатным (многомандатным) избирательным округам избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатов по всем или некоторым одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Выдвижение кандидатов производится списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат.

Частью 5 указанной выше статьи предусмотрено, что уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию муниципального образования наряду с иными документами список кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, предусмотренный частью 6 статьи ст. 52 Закона Иркутской области № 116-03.

В части 6 статьи 52 Закона Иркутской области № 116-03 предусмотрены обязательные требования к списку кандидатов выдвинутых избирательным объединением по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

Список кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, представляется в избирательную комиссию муниципального образования на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой избирательной комиссией. Указанный список должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на го уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Аналогичные обязательные требования к списку кандидатов выдвинутых избирательным объединением по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам предусмотрены в пункте 14.4 статьи 35 Федерального Закона № 67-ФЗ.

Список кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам избирательным объединением Иркутское районное местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», заверен подписью первого секретаря Комитета Иркутского районного местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», однако в соответствии с уставом КПРФ первый секретарь местного отделения не наделен полномочиями по заверению списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по многомандатным избирательным округам.

Заверение списка кандидатов - это признание и подтверждение факта выдвижения избирательным объединением кандидатов, указанных в списке и полномочия по заверению списка должны быть прописаны в уставе.

Список кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам избирательным объединением Иркутское районное местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» и представленный в избирательную комиссию, заверен подписью лица, не уполномоченного на то уставом избирательного объединения, что является нарушением части 6 статьи 52 Закона № 116-03. что в свою очередь является основанием для отказа избирательному объединению в заверении списка кандидатов.

Также, решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссией от **/**/**** был утвержден перечень документов, представляемых уполномоченным представителем избирательного объединения в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию для заверения списка кандидатов по одномандатному и или (многомандатным) избирательным округам.

В пункте **/**/**** Приложения к названному решению, указано, что уполномоченный представитель избирательного объединения, помимо иных документов, должен представить в избирательную комиссию «Решение уполномоченного органа избирательного объединения о делегировании лицу полномочий заверить список кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам в случае, если в уставе политической партии такое лицо не определено (ч. 6 ст. 52 Закона области)».

Уполномоченным Иркутского районного местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» такой документ в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию предоставлен не был.

Не предоставление избирательным объединением в избирательную комиссию списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам отвечающего требованиям части 6 статьи 52 Закона Иркутской области, является основанием для отказа в заверении списка кандидатов.

Кроме того, административный истец обратился с дополнениями к административному иску, указав, что в соответствии с частью 14.1 статьи 35 Федерального Закона № 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 Федерального Закона № 67-ФЗ. представляет в организующую выборы избирательную комиссию в том числе – нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.

Также, решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссией от **/**/**** № 85/602 был утвержден перечень документов, представляемых уполномоченным представителем избирательного объединения в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию для заверения списка кандидатов по одномандатному и или (многомандатным) избирательным округам.

В пункте **/**/**** Приложения к названному решению, указано, что уполномоченный представитель избирательного объединения, помимо иных документов, представляет в избирательную комиссию: «Нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании (п. 4 ч. 5 ст. 52 Закона области)».

Уполномоченным представителем избирательного объединения Иркутского районного местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в избирательную комиссию на ряду с иными документами были представлены:

нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;

копия постановления Иркутского областного отделения КПРФ «Об утверждении списка местных отделений областного отделения КПРФ, не имеющих права юридического лица, но обладающих правом в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах и референдумах» от 27.02.2022г., с приложением, содержащий список местных отделений Иркутского областного отделения КПРФ.

В соответствии с пунктом 5.1 устава КПРФ местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создаётся на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учётом особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации.

Из буквального толкования положений устава КПРФ следует, что документом подтверждающим создание местного отделения КПРФ является решение (постановление) учредительного собрании или конференции членов КПРФ местного отделения.

Поскольку положениями Федерального Закона № 67-ФЗ и Закона Иркутской области № 116-03 предусмотрена обязанность, в случае если избирательное объединение не является юридическим лицом предоставлять решение о его создании, то в данном случае Уполномоченный представитель избирательного объединения Иркутское районное местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» обязан был, на ряду с иными документами представить решение (постановление) учредительного собрании или конференции членов КПРФ о создании Иркутского районного местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Между тем, в представленных документах уполномоченным представителем избирательного объединения данный документ в избирательную комиссию представлен не был.

При наличии указанных обостоятельств, избирательная комиссия не вправе была принимать решение от **/**/**** «О заверении списка кандидатов по пятимандатному и десятимандатному избирательным округам, выдвинутых .... местным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосовая **/**/****.

Определением Иркутского районного суда Иркутской области от **/**/**** к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Иркутское районное местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в качестве заинтересованных лиц привлечены Иркутское областное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО19

В судебном заседании представитель административного истца Иркутского регионального отделения Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России ФИО10, административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно указал, что обжалуемое решение избирательной комиссии нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку нарушается принцип равенства на участие в выборах и референдумах, установленного Конституцией РФ, Федеральным законом № 67-ФЗ. Решение о заверении списка кандидатов, выдвинутых административным ответчиком и не выполнившего в равной степени обязательные для всех избирательных объединений требования закона, создает для ответчика преимущественные условия для участия в избирательной компании.

Представитель административного ответчика Иркутской районной территориальной избирательной комиссии ФИО4, исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения. По существу заявленных требований в материалы дела представила письменные возражения. Дополнительно пояснила, что доводы иска несостоятельны. Представленный список кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам Иркутским районным местным отделением Политической партии КПРФ, заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения. На момент принятия документов территориальной избирательной комиссией политической партией было представлено решение «О делегировании лицу полномочий заверять список кандидатов по многомандатным избирательным округам», а также решение о создании Иркутского районного местного отделения Политической партии «КОММУСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», оснований для отказа в заверении списка кандидатов не имелось. В полномочия ТИК не входит проверка предоставленных решений на соответствие уставу политической партии.

Представитель административного ответчика Иркутской районной территориальной избирательной комиссии ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения.

Представитель административного ответчика Иркутского районного местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО6 в судебном заседании административные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Иркутского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО7 в судебном заседание административные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, по существу требований в материалы дела представила письменные возражения.

Заинтересованные лица ФИО20, ФИО19 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованные лица ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений относительной заявленных исковых требований суду не представили.

В соответствии со статьей 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом заключения помощника прокурора Иркутского района Князева Д.С., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов в суд может обратиться избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с частью 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по многомандатным избирательным округам может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 10, .... от **/**/****-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» решением председателя Думы Ушаковского муниципального образования от **/**/**** назначены выборы депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва.

Решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** заверен список кандидатов по пятимандатному и десятимандатному избирательным округам, выдвинутых .... местным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосования **/**/****. Указанным решением по пятимандатному избирательному округу зарегистрирован один кандидат - ФИО11, по десятимандатномым избирательным округам девять кандидатов - ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО19

Кроме того, решением Избирательной районной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** заверен список кандидатов по десятимандатному и пятимандатному избирательным округам, выдвинутых Иркутским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосования **/**/****.

С административным исковым заявлением Иркутское региональное отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России обратилось **/**/****, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции Иркутского районного суда Иркутской области. Таким образом, в суд обратилось избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу в предусмотренный положениями части 4 статьи 240 КАС РФ срок.

В качестве доводов несогласия с принятым Иркутской районной территориальной избирательной комиссией решением от **/**/****, административный истец указал, что список кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам избирательным объединениям Иркутское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» заверен подписью первого секретаря Комитета Иркутского районного местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», однако в соответствии с уставом КПРФ первый секретарь местного отделения не наделен полномочиями по заверению списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по многомандатным избирательным округам. Кроме того, уполномоченным Иркутского районного местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в Иркутскую районную избирательную комиссию не было представлено решение уполномоченного органа избирательного объединения о делегировании лицу полномочий заверить список кандидатов по одномандатному и (или) многомандатным избирательным округам, в случае если в Уставе политической партии такое лицо не определено.

Оценивая указанные доводы административного истца, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статье 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный Закон № 67-ФЗ) избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.

Частью 1.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по многомандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому многомандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по многомандатным избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

В соответствии с частью 14.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по многомандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:

а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Законом Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» предусмотрено, что заверение списка кандидатов по многомандатным избирательным округам осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы (ст. 32 Закона № 116-ОЗ).

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 52 Закона № 116-ОЗ организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в п. 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подп. «а», «в» - «ж» п. 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 52 Закона № 116-ОЗ в списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, в отношении каждого кандидата указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат.

Список кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, представляется в избирательную комиссию муниципального образования на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой избирательной комиссией. Указанный список должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее Федеральный закон № 95-ФЗ).

В соответствии с пунктами «е», «и» части 2 статьи 21 Федерального закона № 95-ФЗ устав политической партии должен содержать положения о порядке избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов, а также положения о порядке выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Согласно пункту 3.1 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.

В соответствии с пунктом 5.7 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет.

Комитет имеет право самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью местного отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения, высшего или центральных органов КПРФ, а также Конференций местного отделения КПРФ, и не урегулированные решениями указанных органов (пункт 5.8 Устава).

Пунктом 5.14 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» установлено, что руководство деятельностью Комитета и его Бюро осуществляется первым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом. Первый Комитет подписывает решения комитета и его Бюро, а также иные документы местного отделения КПРФ.

Как следует из материалов административного дела, постановлением I Пленума Комитета от 27 февраля 2021 года утвержден список местных отделений Иркутского областного отделения КПРФ, не имеющих права юридического лица, но обладающих правом в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах и референдумах, куда включено Иркутское районное местное отделение КПРФ.

Установлено, что **/**/**** от уполномоченного представителя избирательного объединения Иркутского районного местного отделения КПРФ ФИО8 Иркутской районной территориальной избирательной комиссией приняты документы, в том числе: список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатному (многомандатным) избирательным округам, на бумажном носителе; постановление о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; решение уполномоченного органа политической партии о делегировании лицу полномочий заверить список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

Представленный в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, заверен представителем избирательного объединения «Иркутское районное местное отделение КПРФ» ФИО6

Из представленной в материалы административного дела справки первого секретаря Комитета Иркутского областного отделения КПРФ ФИО9 от **/**/**** следует, что ФИО6 является членом политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ~~~ Комитета Иркутского районного местного отделения КПРФ.

Постановлением ~~~ Иркутского районного местного отделения КПРФ ФИО6 от **/**/**** полномочия по заверению списков кандидатов по многомандатным и одномандатным избирательным округам делегированы ФИО6

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что представленный в Иркутскую районную территориальную избирательную компанию список кандидатов, выдвинутых Иркутским районным местным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосования заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения. Решение о делегировании лицу полномочий заверить список кандидатов в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию на момент принятия оспариваемого решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии было представлено.

Указания административного истца в части того, что решение о делегировании полномочий по заверению списка кандидатов не содержит указания о том, что данные полномочия делегированы ФИО6 для заверения списка кандидатов при проведении выборов кандидатов Думы Ушаковского муниципального образования **/**/****, не свидетельствуют об отсутствии данных полномочий у ФИО6 и основанием к отказу в заверении списка кандидатов являться не могли. В связи с чем доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении, поступившем в Иркутский районный суд ....**/**/****, суд признает несостоятельными.

Кроме того, Иркутским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России в суд представлены дополнения к административному исковому заявлению, в которых административный истец дополнительно указывает о не предоставлении Иркутским местным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» документа о создании местного отделения КПРФ.

Согласно подтверждению о приеме документов от **/**/****, выданному Иркутской районной территориальной избирательной комиссией представителю Иркутского районного местного отделения политической партии КПРФ, в качестве документов, представленных и подтверждающих создание данного местного отделения, указаны:

нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, так же решение о его создании (на 1 л. в 1 экз.);

постановление «Об утверждении списка местных отделений Иркутского областного отделения КПРФ, не имеющих права юридического в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах и референдумах» (на 3 л. в 1 экз.).

В ходе судебного заседания по ходатайству представителя административного ответчика ФИО4 приобщена в материалы дела выписка из протокола II Пленум Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от **/**/****. Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании пояснила, что указанная выписка была представлена политической партией вместе со всем пакетом документов. Указанный факт подтверждается подтверждением в получении документов, составленной ИРТИК и представленным в материалы дела (п. 12).

Предоставление указанной выписки из протокола II Пленум Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» подтвердил в судебном заседании представитель избирательного объединения Иркутского районного местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО6

Учитывая пояснения представителя политической партии ФИО6 о предоставлении указанной выписки, а также представителя избирательной комиссии ФИО4, подтвердившей получение указанного документа Иркутской районной территориальной избирательной комиссией, сопоставляя представленные документы с количеством документов, указанных в подтверждении и их наименованием, суд приходит к выводу, о том, что указанная выписка избирательным объединением была представлена в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию **/**/**** совместно со всем пакетом документов.

Доводы представителя административного истца ФИО10 о том, что спорная выписка из протокола не была представлена политическим объединением при регистрации, что подтверждает тем, что выписка отсутствовала при представлении в материалы административного дела письменных возражений административным ответчиком, суд находит несостоятельными. Из материалов дела следует, что административным ответчиком представлены письменные возражения и документы согласно доводам первоначального иска, указание об отсутствии решения о создании местного отделения КПРФ заявлены административным истцом в дополнениях к административному исковому заявлению, то есть уже после представления ответчиком письменных возражений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 95-ФЗ политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

Пунктом 1 статьи 15 Закона № 95-ФЗ предусмотрено, что политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Устава Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. Структурные подразделения партии действуют на основании единого Устава КПРФ.

В силу пункта 5.1 Устава местное отделение КПРФ создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию представлены: постановление Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от **/**/****, которым утвержден список местных отделений Иркутского областного отделения КПРФ, не имеющих права юридического лица, но обладающих правом в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах и референдумах, куда включено Иркутское районное местное отделение КПРФ; выписка из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от **/**/****, свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Иркутское областное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от **/**/****.

Довод административного истца о том, что Иркутским районным местным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на ряду с указанными выше документами должно было представить решение (постановление) учредительного собрания или конференции членов КПРФ о создании Иркутского районного местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», не может служить основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии. Проверка принятых органами политической партии решений о создании своих структурных подразделений (региональных, местных) на предмет соответствия таких решений Уставу политической партии не входит в компетенцию избирательных комиссий при решении вопроса о регистрации кандидатов в депутаты, выдвигающихся политическими избирательными объединениями.

Доказательств того, что постановление Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от **/**/**** «Об утверждении списка местных отделений ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КПРФ, не имеющих прав юридического лица, но обладающих правом в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах м референдумах» с приложением списка, в котором в том числе указано Иркутское районное местное отделение КПРФ, решение Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» от **/**/**** отменены в соответствии с Уставом КПРФ или признаны в установленном законом порядке незаконными, стороной административного истца в ходе судебного разбирательства по данному делу не представлено.

Таким образом, в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию уполномоченным представителем представлены документы, подтверждающие, что Иркутское районное местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» является структурным подразделением КПРФ и создано решением уполномоченного органа в соответствии с уставом КПРФ.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным и отмене решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 23 июля 2022 года № 95/870 «О заверении списка кандидатов по пятимандатному и десятимандатному избирательным округам, выдвинутых Иркутским районным местным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении выборов депутатов Думы Ушаковского муниципального образования пятого созыва в единый день голосовая **/**/****, не имеется, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

на основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, главой 24 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Иркутского регионального отделения Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, избирательному объединению Иркутское районное местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о признании незаконным и отмене решения Иркутской районной избирательной комиссии о заверении списка кандидатов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Иркутский районный суд Иркутской области в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Д.И. Столповская

В окончательной форме решение суда принято **/**/****.