ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3835/2021 от 15.11.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 15 ноября 2021 года

Дело № 2а- 3835/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 08 ноября 2021 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при помощнике – Стеньке М.П., с участием представителя истца – Третьяковой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Савчука Владимира Григорьевича к Администрации города Ялта, с участием заинтересованных лиц, - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании незаконным решения,

у с т а н о в и л :

Савчук В.Г. обратился в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным постановления № 1628-п от 11 июня 2021 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 11 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с кад. номером №<номер>, в порядке завершения оформления прав.

Исковые требования мотивированы тем, что он является собственником нежилого здания магазина общей площадью 7,6 кв. метров по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 11 кв. метров. Решением Ялтинского городского Совета от 27.12.2011 года ему было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,0011 га, для обслуживания торгового павильона. 28.03.2017 года истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений о передаче ему земельного участка в аренду, в порядке завершения оформления прав, однако постановлением Администрации города Ялта от 13.07.2020 года ему было отказано. Решением Ялтинского городского суда от 18.11.2020 года постановление Администрации города Ялта об отказе в передаче в аренду земельного участка было отменено, возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления. Вместе с тем, постановлением Администрации города Ялта от 11.06.2021 года ему было вновь отказано в предоставлении земельного участка в аренду по тем основаниям, что он предназначен для размещения объектов местного значения – канализации ливневой, канализации магистральной. Считает постановление незаконным, поскольку спорный земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд не принималось, а само по себе утверждение генерального плана муниципального образования не влечет изменение правового режима земельных участков, при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Представители ответчиков, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

Учитывая, что все участники процесса надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили, в соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и заинтересованных лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании договора купли – продажи здания магазина от 24.12.2010 года Савчук В.Г. является собственником нежилого здания площадью 7,6 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>.

28.03.2017 года Савчук В.Г. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 11 кв. метров по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав, с видом разрешенного использования – для обслуживания магазина.

20.01.2020 года истец дополнил свое заявление, и просил исключить из ранее поданного заявления слова «в порядке завершения оформления прав».

В ходе рассмотрения заявления истца, 18.11.2019 года Департаментом муниципального контроля Администрации города Ялта был составлен Акт, согласно которому выходом на место установлено, что на земельном участке площадью 11 кв. метров расположен капитальный торговый павильон, состоящий из бетонного фундамента, на котором возведен металлический каркас, обшитый алюминиевыми элементами.

Постановлением Администрации города Ялта № 2243-п от 13 июля 2020 года Савчуку В.Г. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 11 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ от 28.12.2009 года.

Решением Ялтинского городского суда от 18 ноября 2020 года постановление Администрации города Ялта № 2243-п от 13.07.2020 года было признано незаконным, на Администрацию города Ялта возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Савчука В.Г.

При повторном рассмотрении заявления истца, Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта было подготовлено заключение от 12.05.2021 года, в котором указано, что земельный участок располагается в территориальной зоне ТЗ-03/2-70, в которой вид разрешенного использования «Магазины» предусмотрен в качестве условно разрешенных.

При этом согласно Генеральному плану, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах реконструируемого объекта местного значения – Канализация ливневая, а также в границах существующего объекта местного значения – Канализация магистральная.

Постановлением Администрации города Ялта № 1628-п от 11.06.2021 года Савчуку В.Г. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 11 кв. метров, с кад. номером №<номер>, в связи с тем, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования земельный участок предназначен для размещения объектов местного значения – канализации ливневой, канализации магистральной, на основании п. 17 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Предоставление земельного участка относится к исполнительно- распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК Российской Федерации также установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с данным Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Согласно подп. 3 п. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.

Перечень оснований, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, в частности если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).

Таким образом, по смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из заключения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, полученного Департаментом имущественных и земельных отношений в порядке межведомственного взаимодействия, испрашиваемый истцом в аренду земельный участок, согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта, расположен в границах реконструируемого объекта местного значения – канализация ливневая, а также в границах существующего объекта местного значения – Канализация магистральная.

В ст. 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно ч. 9 ст. 14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

Спорный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа. В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения объекты местного значения поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

Решением Ялтинского городского Совета № 16 от 19.07.2019 года утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта.

Генеральный план в виде схемы с обозначением, в том числе границ зон планируемого размещения объектов местного значения водоотведения, является общедоступным нормативным правовым актом и надлежащим документом территориального планирования.

Таким образом, учитывая, что согласно действующих документов территориального планирования спорный участок входит в границы зон планируемого размещения объекта местного значения – канализация ливневая, а также в границах существующего объекта местного значения – канализация магистральная, Администрацией города Ялта было правомерно отказано в передаче истцу в аренду земельного участка на основании пункта 17 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Надлежащих и допустимых доказательств, опровергающих заключение Департамента архитектуры и градостроительства, истцом суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, не нарушает законные права и интересы истца, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Савчука Владимира Григорьевича к Администрации города Ялта о признании незаконным решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова